ВТО, особенности и влияние на международный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) – международная организация, созданная в 1995 году для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).

Файлы: 1 файл

международный маркетинг.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  
«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «Международный маркетинг»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 68-з группы заочной  формы обучения экономического факультета

Горохов А.А.

 

Проверил: Белокопытов М.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2014

 

Задание: «ВТО, особенности  и влияние на международный маркетинг»

 

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) – международная организация, созданная в 1995 году для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).

На январь 2007 г. во Всемирной  торговой организации состояли 150 стран. Каждая из них обязана предоставлять  другим членам организации статус наибольшего благоприятствования в торговле.

Главой ВТО является Паскаль Лами.

Правила ВТО предусматривают  ряд льгот для развивающихся  стран. В настоящее время развивающиеся  страны – члены ВТО имеют (в  среднем) более высокий уровень  таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских  стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило  бы считать недостаточную законодательную  защиту работников в качестве нелигитимного конкурентного преимущества) были отвергнуты (из-за протестов развивающихся стран).

Что же представляет из себя ВТО, может ли эта международная  организация рассматриваться как  угроза для какого-либо государства  и какие правовые проблемы присоединения той или иной страны, в том числе и России к этой организации существуют? Эти вопросы все чаще занимают место в печатных изданиях по мере того, как ведутся переговоры о вступлении России и др. стран в ВТО.

Структура международной  организации

Высшим органом ВТО, ответственным за принятие решений, является конференция на уровне министров  участвующих стран – Министерская Конференция ВТО. Она должна собираться раз в два года. За время существования  ВТО было проведено шесть таких  конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

На конференции вырабатывается направление международного сотрудничества, в частности определяются актуальные вопросы, которые станут предметом  очередного раунда многосторонних торговых переговоров. Первая конференция министров после завершения Уругвайского раунда переговоров была проведена в Сингапуре в декабре 1996г. Эта и последующие конференции были посвящены вопросам проведения очередного раунда Многосторонних торговых переговоров (МТП).

Новый раунд переговоров  открыли в Дохе (Катар) в ноябре 2001г. на 4-й министерской конференции  ВТО. Были начаты переговоры в области  сельского хозяйства, услуг, доступа  на рынки промышленных товаров, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правил ВТО в части применения антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений, действия механизма разрешения споров, взаимодействия торговли и экологии.

После конференций в  Женеве в 1998 году и в Сиэтле в 1999 году стало очевидным, что предстоящим МТП поставленные проблемы придется решать с учетом интересов развивающихся стран: обеспечить доступ развивающимся странам на рынки сельскохозяйственной продукции путем сокращения тарифов и отказа от экспортных субсидий; дополнить Соглашение ТРИПС положениями, обеспечивающими решение государственных проблем здравоохранения (борьба с эпидемиями СПИДа, туберкулеза, малярии и др. болезнями); решить проблемы имплементации соглашений Уругвайского раунда переговоров в развивающихся странах, предусмотрев для них преференциальный, дифференцированный режим; обеспечить имплементацию Соглашения по текстилю3. На конференции в Женеве, состоявшейся 1 августа 2004 г., государства – члены ВТО согласовали документ о проведении нового раунда МТП – Раунда развития4.

В период между заседаниями  конференции ее функции выполняет Генеральный совет ВТО. Он же выполняет и функции органа по разрешению споров в случаях, когда рассматривает жалобы и предпринимает необходимые шаги по урегулированию споров между странами-членами. Генеральный совет несет также ответственность за изучение торговой политики стран-членов, регулярные обзоры которой проводятся на базе соответствующих отчетов стран - членов ВТО и докладов Секретариата ВТО.

Структура ВТО отражает три основных договоренности государств-членов в системе международной торговли: о торговле товарами (Генеральное соглашение по торговле товарами – ГАТТ 1994г.), услугами (Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС) и правами на интеллектуальную собственность (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС). В своей работе Генеральный совет опирается на три других Совета:

– Совет по вопросам торговли товарами, который наблюдает за исполнением  и действием Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ 1994г.) и ему сопутствующих соглашений;

– Совет по вопросам торговли услугами, который наблюдает за исполнением  и действием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), и

– Совет по вопросам Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), который наблюдает за исполнением этого Соглашения.

В структуру ВТО входят также комитеты, которые осуществляют оперативную работу в рамках соответствующих  соглашений. Находясь в подчинении Совету, они проводят аналитическую работу в отношении мер государственного регулирования, принимаемых участвующим в ВТО государством, в частности анализируют, насколько эти меры соответствуют требованиям ВТО. Комитеты проводят консультации по любым вопросам, касающимся действия международных торговых соглашений. Как правило, в комитеты входят представители всех участвующих в ВТО государств. Собираются комитеты по мере необходимости не реже одного-двух раз в год.

Важную роль в структуре  ВТО играет его административный орган – Секретариат. Он осуществляет подготовку проектов решений, принимаемых органами ВТО, оказывает информационно-консультативные услуги. Это постоянно действующий орган, возглавляемый Генеральным директором и находящийся в Женеве (Швейцария). 
В состав Генерального совета входят: Орган разрешения споров, включающий группу экспертов для рассмотрения споров и Апелляционный орган, а также Орган по проведению периодических обзоров торговой политики государств – членов ВТО. Оба органа действуют в соответствии с достигнутыми договоренностями.

Орган разрешения споров. Орган разрешения споров (ОРС) является «центральным и жизненно важным органом в институциональной структуре ВТО»5. По вопросам разрешения споров действует специальное соглашение – Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее – Договоренность). Правила и процедуры, предусмотренные в Договоренности, применяются к спорам, возникшим на основе норм соглашений, перечисленных в приложении к Договоренности и именуемых «охваченные соглашения». Указанные правила и процедуры применяются также к консультациям и урегулированию споров между членами ВТО в отношении их прав и обязательств, предусмотренных Соглашением об учреждении ВТО и настоящей Договоренностью, взятых в отдельности или совместно с любым из охваченных соглашений. Положение п. 2 ст.1 Договоренности определяет сферу действия соглашения. Из статьи вытекает, что ОРС разрешает конфликты между членами ВТО путем толкования заключенных в рамках ВТО соглашений в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными в Договоренности.

Важным положением Договоренности является то, что члены ВТО признают основное предназначение системы урегулирования споров: сохранять права и обязательства  членов и уточнять «охваченные соглашения» в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права. Согласно Договоренности ОРС учрежден для управления ходом реализации правил и процедур, предусмотренных в Договоренности. Он уполномочен создавать третейские группы (panel), которые выполняют функции арбитража, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа, обеспечивать наблюдение за выполнением решений и рекомендаций, разрешать предоставление уступок и других обязательств, которые вытекают из охваченных соглашений.

Механизм процедуры  разрешения споров, используемый в  ВТО, выделяется тем, что направлен  – на достижение соглашения между  спорящими сторонами, то есть между  государствами членами ВТО. После  того, как государством исчерпаны  все средства на двусторонней основе разрешить спор, возникший у него с другим государством – членом ВТО, оно может обратиться к услугам Генерального директора для «примирения и посредничества» в разрешении спора. Если консультации с Генеральным директором не привели к желаемому результату, одна из спорящих сторон может обратиться с просьбой о назначении экспертов – «запуске механизма арбитража».

Арбитраж состоит из трех или пяти (по желанию сторон) экспертов, предлагаемых Секретариатом  из числа правительственных и  независимых экспертов. Процедуры допускают апелляцию решения. Решения арбитража (panel) или Апелляционного органа представляются в ОРС для разрешения споров и для вынесения соответствующих решений и рекомендаций. Договоренность предусматривает, что стороны исполняют решение Органа. Исполнение возможно также в форме выплаты компенсации государству, пострадавшему от принятых в другом государстве мер регулирования внешней торговли. Допускается также принятие ответных мер пострадавшим государством. Компенсации и ответные меры рассматриваются как временные меры. Окончательным решением конфликта является выполнение рекомендаций органа по разрешению споров.

ВТО изначально создавалась  как организация, деятельность которой  направлена на предотвращение торговых войн и иных межгосударственных конфликтов в области международной торговли. Экономические конфликты всегда требуют принятия какого-либо решения. «Преобладание экономических связей в международных отношениях привело к тому, что в системе ВТО отказались от дипломатического способа разрешения конфликтов, основанного на признании силы, и перешли к беспристрастному арбитражному способу разрешения конфликтов, ориентированному на правовую норму»6.

Ключевой нормой Договоренности стала норма о толковании международных  соглашений, входящих в пакет документов ВТО. До создания ВТО эта норма отсутствовала, так как участие в соглашениях, заключенных в рамках ГАТТ, не было обязательным. В основу применения этой нормы были положены правила толкования международных договоров, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.7 При этом указанные правила применяются также и в том случае, если государство, являющееся стороной в споре, не участвует в Венской конвенции. При этом ОРС исходит из того, что Венская конвенция является кодификацией международного обычного права в вопросах толкования международных договоров.

Конфликты государств часто возникают в результате разногласий в толковании ими норм международных соглашений ВТО. Так, например, в споре по заявленной Бразилией и Венесуэлой претензии к США речь шла о применении Закона США «О чистом воздухе» (U.S. Clean Air Act) в отношении бензина, экспортированного из этих стран. Вопрос заключался в том, относится ли принятие этого Закона к числу исключений, предусматриваемых в ст. XX ГАТТ, в частности к мерам, направленным на сохранение истощающихся природных ресурсов (речь шла о добавках в топливо). Апелляционный орган не согласился с докладом третейской группы, решившей, что именно это и составляло основную цель принятия Закона. В окончательном решении подчеркивалось, что Закон не может рассматриваться как мера, «направленная на предотвращение истощения природных ресурсов», о которой говорится в ст. XX (g) ГАТТ 1994 г. При этом Апелляционный орган руководствовался ст. 31 (п. 1) Венской конвенции, согласно которой договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Приведенный пример показывает так же, как механизм разрешения споров ВТО может обеспечивать защиту экономически более слабому государству  при разрешении торговых споров. «Развивающимся странам предоставляется возможность бороться с торговыми мерами, принимаемыми экономически сильными государствами, которые обычно занимают доминирующее положение в международных переговорах и в принятии решений на многосторонней основе».

 

Особенности Всемирной  торговой организации как международной  организации

В последнее время в  российской юридической науке появилось  множество работ, посвященных проблематике ВТО и раскрывающих ее особенности.2 ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство - член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.

Информация о работе ВТО, особенности и влияние на международный маркетинг