Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:58, курсовая работа
Достижение целей бизнес планирования и в первую очередь анализа эффективности инвестиционных вложений в бизнес проект и обеспечения рентабельности прибыльности вложений невозможно без использования широкого арсенала методов, приёмов и процедур экономического анализа. Четкое проведение анализа позволяет углубить, детализировать отдельные стороны процесса формирования необходимой информации для принятия управленческих решений.
Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объект исследования, целевую направленность, метод и методику.
Введение
1. Теоретические основы процесса бизнес-планирования
1.1. Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план»
1.2. Классификация и структура бизнес-планов
1.3. Роль планирования в финансово-экономической деятельности предприятий
2. Роль анализа в составлении бизнес-плана
2.1. Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа
2.2. Эффективность инвестиционных бизнес-проектов
Заключение
Список литературы
К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количества рабочих и т.д.
Интенсивные факторы характеризуют качественные изменения в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур в результате применения новых видов удобрений.
Факторы разделяют также на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья, производительность труда и т.д.). Но, часто процесс измерения или поиска информации бывает затруднён, и тогда влияние отдельных факторов характеризуют качественно (больше – меньше, лучше – хуже).
Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (одноэлементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого - количество рабочих дней в отчетном периоде. Факторы, которые оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, называют прямыми (факторами прямого действия). Косвенные же влияют через посредничество других факторов. В зависимости от степени опосредованности влияния различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. Таким образом, факторы прямого действия - факторы первого уровня. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня и т.д[7].
SWOT-анализ.
В бизнес-плане важно быстро и четко разъяснить свою идею читателю. Гладкость изложения и точность в использовании языка, наглядные иллюстрации (графики, таблицы, схемы) и добротная верстка (разбивка, жирный шрифт, интервалы между строк, структуризация текста) крайне необходимы при оформлении бизнес-плана. Ниже я представлю использование одного быстрого, четкого и легкого в применении метода анализа при оценке и иллюстрировании бизнес-плана. Речь идет о SWOT-анализе. Название «SWOT-анализ» - это аббревиатура начальных букв английских слов:
S - strengths (силы)
W - weaknesses (слабости)
O - opportunities (возможности)
T - threats (угрозы)
Strеenghts – силы
Необходимо определить внутренние силы предприятия - это факторы, которые составляют сильные стороны предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная техника, либо наличие достаточных финансов, используя которые можно реализовать свой бизнес-план. Внутренними силами являются, например:
· длительное сохранение лидирующих позиций на рынке;
· современная технология и обученный персонал;
· очень хорошее финансовое положение;
· сильное решение в сфере логистики;
· близость сырья, и в связи с этим низкие заготовительные затраты;
· низкие постоянные расходы;
· опытное и компетентное руководство.
Weaknesses - слабости
Выявление внутренних слабостей фирмы - это факторы, которые вызывают недовольство на предприятии или которые могут тормозить развитие. Внутренние слабости - это узкие места, которые, при необходимости, возможно устранить самостоятельно. Внутренними слабостями являются, например:
· неудовлетворительное управление качеством;
· большие общие расходы;
· низкая квалификация рабочей силы;
· отсутствие навыков в сфере сбыта, производства, развития продукции;
· продукт морально устарел;
· плохая репутация продукции или товарного знака среди покупателей;
· низкая кредитоспособность.
Opportunities - возможности
Оцениваются внешние возможности - это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию предприятия. Внешние возможности - это факторы, возникновению которых руководитель способствовать не может, но зато может использовать с пользой для своего бизнеса. Внешними возможностями являются, например:
· исчезновение двойного таможенного обложения на внешнем рынке;
· возникновение новых и дешевых транспортных возможностей (железнодорожный маршрут или линия морских перевозок);
· поддержка отрасли государством;
· возникновение новой группы покупателей;
· уход с рынка конкурентов;
· возрастающий спрос на внешних рынках в связи с подъемом в мировой экономике.
Threats - угрозы
Нужно определить внешние угрозы - внешние факторы, которые могут препятствовать развитию предприятия. Внешние угрозы - это такие факторы, для предупреждения которых руководитель непосредственно ничего не может сделать, но от которых может тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:
· приостановление роста рынка;
· сокращение народонаселения в регионе и в связи с этим дефицит клиентов или рабочей силы;
· агрессивное вторжение на рынок опытных конкурентов;
· рост затрат в связи с изменениями в законодательстве;
· изменение предпочтений покупателей;
· изменения в технологии.
Составленный таким образом анализ создает адекватное представление о предприятии. Можно быстро оценить состояние предприятия: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей.
Рекомендуется приложить SWOT-анализ в конец текстовой части бизнес-плана перед финансовыми прогнозами. Обычно анализ занимает всего одну страницу. О каждой части необходимо писать кратко, точно и ясно. Указать от 3 до 10 сильных сторон, слабостей, возможностей или угроз. Советуют ограничиться одной фразой по каждому показателю. Цель - предоставить читателю возможность быстро охватить всю общую информацию, характеризующую бизнес-план.
Не советуется воздерживаться от указания в SWOT-анализе слабостей и угроз. На первый взгляд может показаться, что глупо самому указывать на свои слабости, но такое впечатление обманчиво. Не нужно забывать, что бизнес-план читают специалисты, которые помимо сильных сторон бизнес-идеи и бизнес-плана оценивают и то, насколько основательно учтены угрозы и слабости. А, зная о своих слабостях и угрозах, легче их избежать или предупредить.
Оценка конкурентов
Каждому предприятию важно знать свою позицию относительно конкурентов. Существует множество различных факторов, которые можно использовать при оценке конкурентов. Поэтому достижение ясного понимания в этом вопросе может оказаться сложным. Для иллюстрации конкуренции и выяснения собственной позиции относительно конкурентов можно использовать матрицу ранжирования силы.
В различных сферах деятельности различные факторы по-разному влияют на конкурентоспособность. Например, в производстве рыбных консервов очевидно очень большую роль играют доступность рабочей силы и сырья, в то время как в электронной промышленности наверняка большое значение придается современности производства и квалификации рабочей силы.
Конкретное число конкурентов, с которыми необходимо провести сравнения, указать довольно-таки сложно. Однако следует следить за тем, чтобы сравнение проводилось между анализируемой фирмой и сравнимыми с ней конкурентами. Так, никакой существенной информации не даст сравнение начинающего предприятия, занимающегося программированием, с мировыми лидерами в разработке программного обеспечения или сравнение подвального магазинчика с международной торговой сетью.
Рекомендуется привлекать к оценке различных факторов специалистов своего предприятия или консультантов со стороны. Консультантом может стать и компетентный друг. Подготовленная в сотрудничестве матрица даст как общее представление о предприятии относительно его конкурентов, так и сравнение в разрезе по отдельным факторам. Таким образом, можно увидеть, на что следует обращать внимание, чтобы быть лучше своих конкурентов.
2.2. Эффективность инвестиционных бизнес-проектов
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эффективности инвестиционного бизнес-проекта:
· показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проектa для его непосредственных участников;
· показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления бизнес-проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
· показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвестиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) бизнес-проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.
Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора.
Инвестиционное проектирование осложняется наличием нескольких альтернатив (относительно выбора технологии, оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т. д.) и допущений, на которых должен основываться процесс принятия решений. В случае двух или трех возможных мест расположения или двух производственных программ с различными технологиями следует детально обосновать выбор какой-либо отдельной альтернативы наряду с описанием методов и формул, использованных в процессе отбора.
Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получают достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид[
- капитал фирмы;
- общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи ( );
- прибыль инвестора;
- прибыль фирмы;
- общая прибыль, подлежащая распределению
между участниками бизнес-
- норма прибыли капитала
- норма прибыли капитала фирмы.
Учитывая (1) и (2), можно записать:
где - общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес идеи.
Из условий (1) - (4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:
Отсюда доли инвестора и фирмы в общей норме прибыли рассчитываются по формулам:
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования, это идея, для которой справедлива следующая целевая функция :
Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирают тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора может обеспечить максимальную общую прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в ходе реализации бизнес-идеи совершенствует организацию управления, повышает эффективность обеспечения и сбыта, нарабатывает ноу-хау. Все эти дополнительные источники дохода обычно служат основой для вознаграждения инициаторов оригинальных бизнес-идей.
Для оценки финансового состояния могут использоваться такие показатели:
· рентабельность инвестиций:
· возврат инвестиций: I=ЧП/Валюта баланса
· коэффициент оплаты процентов: Прибыль до оплаты процентов и налогов/сумма выплаты процентов
· коэффициент рентабельности производства: К=ВП/Себестоимость
· точка безубыточности и запас финансовой прочности.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы заняли достойное место. В России пока идёт процесс накопления опыта для разработки этих планов, так необходимых для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности предлагаемого объекта.
Существует обширная классификация бизнес планов по объектам бизнеса, которая помогает предпринимателю выбрать соответствующее решение.