Анализ действующей программы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях развития рыночной системы страны одним из важнейших вопросов при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала. Но заимствование необходимых сумм является существенной проблемой.
Существует три наиболее оптимальных варианта привлечения финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства:
Банковский кредит
Займы, выданные государственными фондами поддержки малого предпринимательства
Займы, выданные микрофинансовыми организациями (МФО)

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования банковского кредитования малого бизнеса…………………………………………………………………….5
Банковское кредитование малого бизнеса в России………………………..5
Малый бизнес: со стороны кредиторов…………………………………….11
1.3 Опыт финансовой поддержки малого бизнеса в экономически развитых странах……………………………………………………………………….…...13
Глава 2. Анализ действующей программы малого бизнеса………………….17
2.1. Программы кредитования малого и среднего бизнеса, разработанные в банках «УРАЛСИБ» и Сбербанк России………………………………………17
2.2 Причины, препятствующие росту кредитования МБ, и способы их устранения………………………………………………………………………..20
2.3 Решение проблем кредитования малого бизнеса……………………….…26
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.docx

— 66.43 Кб (Скачать файл)

Активными участниками этого  рынка являются региональные банки. До 20% рынка приходится на программу  кредитования малого бизнеса, финансируемую  за счет средств ЕБРР. Среди банков - участников программы: Сбербанк, Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк, Москва), Национальный банкирский дом (НБД-Банк, Нижний Новгород), Дальневосточный  банк (Владивосток), Уралтрансбанк (Екатеринбург), Челиндбанк (Челябинск), банк "Центр-инвест" (Ростов-на-Дону) и Сибакадембанк (Новосибирск).

Наиболее активным региональным банком на рынке кредитования малого бизнеса является КМБ-Банк, который  за последние 5 лет выдал около 50 тыс. кредитов на общую сумму в 450 млн долл. США. Кредитный портфель банка составляет около 140 млн долл. США. В настоящее время КМБ-Банк выдает примерно 3 тыс. кредитов в месяц  при среднем размере кредита  около 6 тыс. долл. США. Кредиты малому бизнесу составляют 80% активов банка.

К основным тенденциям на рынке  кредитования малого бизнеса относятся:

1) постоянно растущий  спрос со стороны малого бизнеса  на банковские услуги;

2) снижение ставок по  рублевым и валютным займам, увеличение  сроков кредитования;

3) стандартизация процесса  кредитования путем развития  скоринговых технологий;

4) смягчение банковских  требований к заемщику;

5) активизация деятельности  иностранных банков;

6) расширение круга кредитных  продуктов.

 

1.2 Малый бизнес: со стороны кредиторов

Кредитование малого бизнеса  сегодня предлагают многие банки. Малый  бизнес и его представители в  свою очередь очень нуждаются  в денежных средствах, поскольку  любому предприятию, чтобы справиться с конкуренцией, всегда есть, куда расти, расширяться, к чему стремиться. Однако существует проблема: банки предоставляют  кредиты для бизнеса, предприниматели  заинтересованы в привлечении дополнительного  капитала, но на деле подавляющее большинство  представителей малого бизнеса не участвуют  в кредитных программах. Что же мешает развитию кредитных программ и активному участию в них  малого бизнеса? Предприниматели имеют  свой собственный взгляд на это: слишком  высокие ставки, малые сроки кредитования, бюрократические процедуры сервиса  и т.д. Однако банки имеют свою точку зрения на этот счет, и видят  проблему несколько иначе. Дело все  в том, что малый бизнес в России имеет свои характерные особенности, которые в значительной мере не способствуют активному развитию кредитования малого бизнеса в целом.

  1. Низкая легитимность малого бизнеса.

Низкий уровень прозрачности малого бизнеса не позволяет в  полной мере подойти к его анализу  и оценке. На многих предприятиях еще  используются «серые» схемы ведения  бизнеса, используется «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Получается, что многие предприниматели  попросту не могут подтвердить необходимый  официальный уровень своих доходов  и подтвердить тем самым свою платежеспособность. Банковские программы  не предусматривают индивидуального  подхода к таким заемщикам, а  развитие подобных программ не будет  способствовать выходу «из тени»  таких предпринимателей.

  1. Стереотипы и предубеждения малого бизнеса.

Часть предпринимателей довольно скептически относятся к кредитным  продуктам для бизнеса, заранее  считая их излишне дорогими и недоступными. Отсюда возникает понижение спроса на услуги кредитования малого бизнеса. Однако это неверно, возросшая конкуренция  между банками в борьбе за малый  бизнес способствует постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий  кредитования.

  1. Нестабильное финансовое положение.

Некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, имеют  нерегулярный доход, таким образом, вызывая сомнения в своей платежеспособности. Это возникает и вследствие большой  конкуренции, особенностей рынка, в  результате низкого качества финансового  планирования и т.д. Также укрываясь  от уплаты налогов, предприятия не все  свои обороты проводят по расчетному счету, вследствие чего снижается лимит  кредитования или же предприятие  получает отказ от банка.

  1. Отсутствие залогового обеспечения

Часть предприятий не имеет  своей собственности, которую можно  было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как  правило, арендуются (или используются подрядчики), а производимый товар  не обладает достаточной степенью ликвидности. Если некоторые программы не предусматривают  залоговое обеспечение, за это придется расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками  кредитования.

  1. Низкая финансовая грамотность малого бизнеса.

Многие предприниматели  даже не имеют расчетного счета, и  не могут предоставить необходимые  для кредитования документы вследствие отсутствия правильно оформленной  бухгалтерской отчетности. Часть  заемщиков не планируют свои кредитные  займы, другие даже не знают, как с  умом можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут составить  бизнес план и т.д. Банки же предпочитают работать с дисциплинированными  и ответственными заемщиками, грамотно планирующими развитие своего бизнеса.

  1. Отсутствие должной поддержки на федеральном уровне

Банкиры жалуются на недостаточную  поддержку кредитования малого бизнеса  со стороны государства. Поскольку  принятые законопроекты содержат всего  лишь общие тезисы о поддержке  и развития малого бизнеса, конкретные же действия и меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Государственные Фонды содействия кредитования малого бизнеса недостаточно активно помогают начинающим предпринимателям, особенно в регионах.

Как видно, эти проблемы еще  не решены и требуют решения на всех уровнях, начиная от самих представителей малого бизнеса, заканчивая представителями  власти. Отметим, что за последние 2-3 года вследствие конкуренции между  банками, произошло значительное улучшение  условий кредитования. Процентные ставки и дальше продолжат свое снижение. Теперь же банкам нужно активней пропагандировать и внедрять кредитные продукты для  бизнеса, вести разъяснительную  и консультационную работу с малым  бизнесом.

 

 

    1. Опыт финансовой поддержки малого бизнеса в экономически развитых странах.

Важным условием становления  развитого сектора МБ является наличие  национальной программы, направленной на поддержку малого предпринимательства. Определенный интерес представляет опыт ряда зарубежных стран, добившихся наибольших успехов в этой области:

1. Испания.

В Испании действуют более  ста различных программ поддержки  МБ европейского, национального и  регионального уровня. Региональные программы имеют наибольший удельный вес и предлагают в общей сложности 70 вариантов финансирования. Приоритет  получают предприятия, которые способствуют повышению занятости и экономическому подъему слаборазвитых районов, а также стратегически важные для данного региона отрасли. Государственные программы направлены на поддержку районов с наметившимся спадом производства, на развитие новых  технологий и содействие выходу испанских  предприятий на международный рынок. В последнее время в сфере  финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Испании  увеличилась доля европейских программ. Евросоюз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное  экономическое сотрудничество.

Весьма эффективным механизмом поддержки МБ являются общества взаимного  гарантирования (ОВГ), которые широко развиты в Испании и других странах Евросоюза. В отличие  от обществ взаимного финансирования (ОВФ) ОВГ не предоставляют кредиты, а только предлагают гарантии финансовым учреждениям при выдаче кредитов своим членам. При этом ОВГ проводят экспертную оценку окупаемости и  рентабельности проектов. Таким образом, ОВГ не выполняют финансовых операций и поэтому не нуждаются в солидном стартовом капитале.

Государство всячески стимулирует  развитие ОВГ. В частности, если им не хватает собственных средств  для предоставления гарантии по кредиту  для финансирования крупного проекта, государство само выдает гарантию на недостающую сумму.

 

2. США.

Наибольшую роль в поддержке  американского предпринимательства  играет Администрация малого бизнеса (АМБ), которая предоставляет малому бизнесу финансовую поддержку, содействие в получении государственных  заказов, оказывает консультации по вопросам управления. АМБ осуществляет следующие виды финансовой поддержки  МБ:

предоставляет гарантии по кредитам (АМБ может гарантировать  коммерческим банкам до 90% кредита малым  предприятиям, не превышающего 750 тыс. долл. США);

выделяет прямые и долевые  ссуды малым предприятиям из собственного бюджета;

участвует в капитале инвестиционных компаний малого бизнеса и компаний промышленного развития, а также  предоставляет гарантии на выпускаемые  ими ценные бумаги.

3. Япония.

В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное  правительство, местные органы власти, крупный бизнес и самостоятельные  объединения мелких предприятий.

Центральные и местные  органы власти поощряют становление  и развитие компаний малого бизнеса  при помощи кредитных гарантий, налоговых  льгот, предоставления субсидий и займов. В подавляющем большинстве случаев (80%) субсидии предоставляются исключительно  на научно-технические программы, в  том числе:

  1. подъем технического уровня производства малых предприятий;
  2. совершенствование производственных технологий в легкой и пищевой промышленности;

3) разработку совместно с университетами и НИИ новой наукоемкой продукции.

Займы под льготные проценты предоставляются на осуществление  следующих проектов:

  1. разработку принципиально новых технологий и видов продукции;
  2. возрождение малых предприятий для развития экономики отдельных регионов;
  3. содействие технической и производственной кооперации среди предприятий малого бизнеса.

При Министерстве внешней  торговли и промышленности Японии действуют  три специализированных учреждения, которые занимаются оказанием финансовой помощи малым и средним предприятиям: Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация, а также банк Соко-Чукин, специально учрежденный государством для финансирования кооперативов малых и средних  предприятий, а также организаций, созданных этими кооперативами.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ действующей  программы малого бизнеса.

2.1. Программы кредитования малого и среднего бизнеса, разработанные в банках «УРАЛСИБ» и Сбербанк России.

Многие годы единственным банком, который работал с малым  бизнесом, оставался Сбербанк в силу своего уникального положения в  банковской системе РФ. Но в настоящее  время многие банки подключаются к кредитованию малого бизнеса. По последним  данным, объем выданных кредитов этой категории заемщиков не превышает 15% реального спроса рынка.

Теперь, многие банки, в т. ч. и банк «УРАЛСИБ», разрабатывают  для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей целый продуктовый  ряд.

На сегодня в банке  «УРАЛСИБ» существуют различные  программы по кредитованию юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, среди которых «Индивидуальная  программа кредитования малого и  среднего бизнеса», разработанная в  Банке «УРАЛСИБ» совместно с  «Европейским банком реконструкции  и развития».

Данная программа в  Башкортостане работает с 2003 г. Как  обычно, апробацию новой схемы  кредитования начали с г. Уфы и  других больших городов. Бирское  Отделение начало работать по этой программе с конца марта 2006 года.

Не вдаваясь в сложные  детали договора, можно сказать, что  ресурсы банку «УРАЛСИБ» для  кредитования малого бизнеса дает ЕБРР. Таким образом, банк «УРАЛСИБ» выступает  посредником между ЕБРР и заемщиком.

Для получения данного  вида кредита заявитель должен предоставить список необходимых документов для  юридических лиц и дополнительную информацию (табл.2).

Залогодателем по кредиту  может быть как заявитель, так  и третьи лица.

Кредиты предоставляются  от 30 тыс. руб. до 15 млн. руб. Срок кредита  от 3-х месяцев до 5 лет в зависимости  от вида кредита, целей кредитования и срока фактического существования  бизнеса клиента.

Для сравнения данной программы  Банка «УРАЛСИБ» рассмотрим программу  кредитования малого бизнеса, разработанную  в Сбербанке России, который одним  из первых начал работать с ИП (табл.3).

Чтобы получить кредит в  сберегательном банке России заявитель  должен предоставить следующие документы:

1)Заявление на получение  кредита в произвольной форме; 

2)Сведения о руководителях  Заемщика - юридического лица, имеющих  право подписи финансовых документов;

3)Анкета заемщика;

4)Документы, подтверждающие  правоспособность заемщика / залогодателя / поручителя

Информация о работе Анализ действующей программы малого бизнеса