Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:49, реферат
Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.
Достигнутая гибкость курсообразования
позволяла обеспечивать достаточно
оперативную корректировку обменного
курса вслед за изменениями внешних условий,
сглаживая таким образом их влияние на
российскую экономику.
В январе-апреле 2012 года благоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей, а также замедление темпов роста импорта способствовали увеличению притока в страну средств от внешнеторговых операций, который частично компенсировался оттоком капитала частного сектора. В результате на протяжении большей части указанного периода на внутреннем валютном рынке наблюдалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее, что создавало предпосылки для укрепления рубля и обусловило проведение Банком России операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Стоимость бивалютной корзины снизилась
с 36,46 рубля на 1 января 2012 года до 33,66 рубля
на 30 апреля 2012 года.
В мае-июне 2012 года на фоне некоторого
ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры
и снижения склонности мировых инвесторов
к риску в результате усугубления долгового
кризиса в еврозоне на мировых валютных
рынках наблюдалось увеличение спроса
на доллар США, сопровождавшееся ослаблением
валют развитых и развивающихся стран,
в том числе российского рубля. В этих
условиях в рамках действующего механизма
курсовой политики Банк России в конце
мая начал проведение операций по продаже
иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке, что позволило сгладить колебания
курса рубля.
В III квартале 2012 года возобновление
роста цен на нефть и некоторое
восстановление склонности инвесторов
к риску, в том числе на фоне
объявления Европейским центральным
банком и Федеральной резервной системой
США стимулирующих мер, обусловили укрепление
рубля, которое частично компенсировало
произошедшее в предыдущие два месяца
снижение курса. На 1 октября 2012 года рублевая
стоимость бивалютной корзины составила
34,99 рубля, снизившись на 4,0% по сравнению
с началом года.
В целом в январе-сентябре 2012 года динамика
номинального курса рубля была сопоставима
с динамикой курсов валют большинства
стран с формирующимися финансовыми рынками.
Курс рубля к валютам стран - основных
торговых партнеров России за девять месяцев
несколько повысился: прирост номинального
эффективного курса рубля к иностранным
валютам в сентябре 2012 года по отношению
к декабрю 2011 года составил 0,6%.
Объемы операций по покупке и продаже
иностранной валюты Банком России на внутреннем
валютном рынке в январе-сентябре 2012 года
были относительно невысокими. Объем нетто-покупки
Банком России иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке за указанный период составил
7,7 млрд. долларов США, при этом объем продаж
Банком России иностранной валюты составил
5,5 млрд. долларов США
В целях дальнейшего повышения гибкости
курсообразования Банк России с 24 июля
2012 года увеличил ширину операционного
интервала с 6 до 7 рублей. Одновременно
величина накопленных интервенций, приводящая
к сдвигу границ интервала на 5 копеек,
была снижена с 500 до 450 млн. долларов США.
Экономические процессы в мире развиваются
в условиях нестабильной глобальной финансовой
конъюнктуры, характеризующейся высоким
уровнем неприятия рисков инвесторами,
частыми перемещениями потоков капитала
между более и менее рисковыми сегментами
финансового рынка, значительной и периодически
растущей волатильностью цен на активы
и биржевые товары, курсов валют. Это вносит
неопределенность в оценки перспектив
развития внешних условий функционирования
российской экономики и финансового рынка.
В рамках прогнозов МВФ и других международных
организаций, предполагающих небольшое
повышение темпов роста мировой экономики
в 2013 году, возможно умеренное ускорение
экономического роста в странах - основных
торговых партнерах России с сохранением
аналогичной тенденции в 2014-2015 годах. Согласно
прогнозу МВФ, темп прироста производства
товаров и услуг в мире увеличится с 3,3%
в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам,
в 2013 году продолжится снижение инфляции
в зарубежных странах, включая основных
торговых партнеров России. Не ожидается
ее ускорение и в 2014-2015 годах.
Прогнозируемое повышение деловой активности
в мире поддержит сложившийся уровень
потребления нефти и других товаров российского
экспорта, что ослабляет риски ухудшения
платежного баланса страны.
Ключевые процентные ставки в ведущих
экономиках в 2013 году останутся низкими,
что будет способствовать формированию
условий для притока капитала в российскую
экономику. Движение трансграничных потоков
капитала будет зависеть от состояния
зарубежных финансовых систем и конъюнктуры
мирового финансового рынка, настроений
глобальных инвесторов. Сохранятся риски
оттока капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий
проведения денежно-кредитной политики
в 2013-2015 годах, один из которых соответствует
прогнозу Правительства Российской Федерации.
В основу сценариев положена различная
динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк
России предполагает снижение в 2013 году
среднегодовой цены на российскую нефть
сорта "Юралс" на мировом рынке до
73 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2013 году
реальные располагаемые денежные доходы
населения могут сократиться
на 0,4%, инвестиции в основной капитал
- на 2,1%. Снижение ВВП может составить
0,4%.
В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства
Российской Федерации, положенный в основу
разработки параметров федерального бюджета
на 2013-2015 годы. Предполагается, что в 2013
году цена на российскую нефть может составить
97 долларов США за баррель.
Данный вариант отражает развитие экономики
в условиях реализации активной государственной
политики, направленной на улучшение инвестиционного
климата, повышение конкурентоспособности
и эффективности бизнеса, на стимулирование
экономического роста и модернизации,
а также на повышение эффективности расходов
бюджета. Согласно этому варианту, в 2013
году увеличение реальных располагаемых
денежных доходов населения прогнозируется
на уровне 3,7%. Объем инвестиций в основной
капитал может повыситься на 7,2%. В этих
условиях объем ВВП может возрасти на
3,7%.
В рамках третьего варианта Банк
России предполагает повышение в 2013 году
цены на нефть сорта "Юралс" до 121
доллара США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта
российских товаров в 2013 году ожидается
повышение инвестиционной активности.
Темп прироста инвестиций в основной капитал
может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых
денежных доходов населения - до 4%. Увеличение
объема ВВП предполагается на уровне 4%.
В 2014-2015 годах прирост объема ВВП в зависимости
от варианта прогноза может составить
2-5%.
Прогноз платежного баланса на 2013-2015 годы
по второму варианту составлен исходя
из предположения о несущественном изменении
цены на нефть сорта "Юралс" на мировом
рынке (от 97 до 104 долларов США за баррель).
В первом и третьем вариантах предполагаются
отклонения нефтяных цен от указанного
диапазона на четверть в меньшую и большую
стороны.
Во всех вариантах прогноза учтено потенциальное
влияние на платежный баланс вступления
России в ВТО, которое в среднесрочной
перспективе еще не проявится в заметном
изменении экспорта товаров, дополнительный
прирост импорта товаров в результате
поэтапного изменения тарифной политики
оценен в размере 2,5-5,0 млрд. долларов США.
Согласно первому варианту прогноза, при
падении средней цены на российскую нефть
в 2013 году ожидается резкое сокращение
положительного сальдо баланса торговли
товарами и услугами - до 72,5 млрд. долларов
США и профицита счета текущих операций
- до 11,9 млрд. долларов США. В соответствии
со вторым вариантом прогноза некоторое
ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического
рынка обусловит уменьшение активного
сальдо торговли товарами и услугами до
101,9 млрд. долларов США и счета текущих
операций до 31,0 млрд. долларов США. По третьему
варианту при улучшении ценовой конъюнктуры
основных товаров российского экспорта
положительный итог как баланса торговли
товарами и услугами, так и счета текущих
операций (172,0 и 94,7 млрд. долларов США соответственно)
будет выше показателей 2012 года.
Дефицит баланса первичных
и вторичных доходов в
Отрицательное сальдо финансового счета
в первом варианте оценивается в размере
22,2 млрд. долларов США. Во втором и третьем
вариантах профицит финансового счета
составит 2,8 и 13,2 млрд. долларов США соответственно.
Нетто-отток частного капитала, прогнозируемый
в первом и втором вариантах, сократится
до 35 и 10 млрд. долларов США соответственно.
В третьем варианте транграничное движение
частного капитала будет сбалансированным.
В этих условиях активизируется деятельность
банков по привлечению внешних ресурсов
и распределению их на внутреннем рынке.
|
2012 (оценка) |
2013 |
2014 |
2015 | |||||||
|
109 долларов США за баррель |
I вариант (73 доллара США за баррель) |
II вариант (97 долларов США за баррель) |
III вариант (121 доллар США за баррель) |
I вариант (76 долларов США за баррель) |
II вариант (101 доллар США за баррель) |
III вариант (126 долларов США за баррель) |
I вариант (78 долларов США за баррель) |
II вариант (104 доллара США за баррель) |
III вариант (130 долларов США за баррель) | |
Счет текущих операций |
83,4 |
11,9 |
31,0 |
94,7 |
5,8 |
20,0 |
84,4 |
-13,2 |
-3,8 |
56,8 | |
|
Баланс товаров и услуг |
151,3 |
72,5 |
101,9 |
172,0 |
68,0 |
97,3 |
174,3 |
52,3 |
78,0 |
150,2 |
|
Экспорт товаров и услуг |
597,4 |
485,1 |
575,9 |
664,2 |
500,8 |
610,7 |
719,1 |
515,4 |
637,9 |
755,8 |
|
Импорт товаров и услуг |
-446,1 |
-412,7 |
-474,0 |
-492,1 |
-432,8 |
-513,4 |
-544,7 |
-463,1 |
-559,9 |
-605,6 |
|
Баланс первичных и вторичных доходов |
-68,0 |
-60,5 |
-71,0 |
-77,4 |
-62,2 |
-77,3 |
-89,9 |
-65,4 |
-81,8 |
-93,4 |
Счет операций с капиталом |
-4,8 |
-10,0 |
-10,0 |
-10,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Сальдо счета текущих операций и счета операций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
с капиталом |
78,6 |
1,9 |
21,0 |
84,7 |
5,8 |
20,0 |
84,4 |
-13,2 |
-3,8 |
56,8 | |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-61,1 |
-22,2 |
2,8 |
13,2 |
-12,9 |
2,1 |
7,4 |
-7,5 |
17,5 |
21,5 | |
|
Сектор государственного управления и Центральный банк |
5,9 |
12,8 |
12,8 |
13,2 |
2,1 |
2,1 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
1,5 |
|
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) |
-67,0 |
-35,0 |
-10,0 |
0,0 |
-15,0 |
0,0 |
5,0 |
-10,0 |
15,0 |
20,0 |
Изменение валютных резервов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
("+" - снижение, "-" - рост) |
-17,5 |
20,2 |
-23,8 |
-97,9 |
7,1 |
-22,1 |
-91,9 |
20,7 |
-13,7 |
-78,4 |
Примечание. Платежный баланс Российской
Федерации разработан по методологии
шестого издания "Руководства
по платежному балансу и международной
инвестиционной позиции" (РПБ6) МВФ;
использование знаков соответствует РПБ5.
Сектор государственного
управления и Центральный банк сократят
чистые иностранные активы на 12,8-13,2
млрд. долларов США как за счет прощения
задолженности по внешнему государственному
долгу, так и за счет предполагаемого выпуска ценных бумаг.
В 2013 году в первом варианте в условиях
заметно сократившегося сальдо счета
текущих операций и дефицита финансового
счета снижение международных резервов
России может достичь 20,2 млрд. долларов
США. Во втором и третьем вариантах прирост
резервов на 23,8 и 97,9 млрд. долларов США
соответственно будет следствием совокупного
положительного сальдо счета текущих
операций и финансового счета.
В среднесрочной перспективе (до 2015 года)
баланс товаров и услуг будет складываться
при опережающем росте импорта по сравнению
с экспортом. Одним из факторов, сдерживающих
динамику экспорта товаров во всех вариантах
прогноза, станет отсутствие роста физического
объема вывоза топливно-энергетических
товаров. Наряду с этим ежегодный темп
прироста импорта товаров замедлится
относительно средней величины за последние
десять лет в 2-5 раз. Наибольшее сокращение
положительного сальдо торговли товарами
и услугами прогнозируется в 2015 году по
первому варианту, в рамках которого по
сравнению с 2012 годом профицит уменьшится
в 2,9 раза. По второму варианту положительный
итог внешней торговли товарами и услугами
снизится в 2015 году до 78,0 млрд. долларов
США. Лишь в третьем варианте в 2015 году
профицит баланса товаров и услуг сохранится
на уровне 2012 года. Во всех вариантах прогнозируется
постепенное расширение дефицита баланса
первичных и вторичных доходов (до 93,4 млрд.
долларов США в 2015 году). В этих условиях
сальдо счета текущих операций в первом
и втором вариантах перейдет от положительного
значения в 2014 году к отрицательному значению
в 2015 году и составит 13,2 и 3,8 млрд. долларов
США соответственно. В третьем варианте
профицит счета текущих операций сохранится,
однако его величина в 2015 году уменьшится
по сравнению с 2012 годом почти на треть.
Недостаток поступлений от текущих операций
в 2014-2015 годах при возрастающей потребности
экономики в ресурсах для финансирования
внутренних инвестиций обусловит необходимость
увеличения использования средств из
внешних источников. Как предполагается,
резиденты расширят их привлечение на
фоне сохранения положительного спреда
между ставками российского и международного
рынков капитала. Однако устойчивый ввоз
частного капитала на чистой основе прогнозируется
лишь в третьем варианте в объеме до 20
млрд. долларов США. Во втором варианте
потоки частных инвестиций в 2014 году будут
сбалансированными и лишь в 2015 году сложатся
в пользу нетто-ввоза в объеме 15 млрд. долларов
США. В первом варианте вывоз капитала
банками и прочими секторами продолжится,
хотя в 2015 году его объем сократится до
10 млрд. долларов США.
Прогнозируемая динамика финансового
счета и счета текущих операций определит
устойчивый нетто-приток валютных ресурсов
на внутренний рынок в третьем варианте
прогноза. В этих условиях вероятный объем
накопления резервных активов Банком
России достигнет 91,9 млрд. долларов США
в 2014 году и 78,4 млрд. долларов США в 2015 году.
Значительные размеры наращивания международных
резервов будут связаны в основном с планируемым
пополнением Резервного фонда в соответствии
с действием нового бюджетного правила
в условиях цен на нефть, превышающих базовые
уровни. Во втором варианте прирост резервов
в 2014 и 2015 годах составит 22,1 и 13,7 млрд. долларов
США соответственно. В первом варианте
сокращение резервных активов на 7,1 млрд.
долларов США в 2014 году и на 20,7 млрд. долларов
США в 2015 году будет связано с уменьшением
притока валютных ресурсов в экономику.
V. Приложение
V.1. Мероприятия Банка России по
совершенствованию банковской системы и банковского надзора
в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов
Деятельность Банка России по совершенствованию
банковской системы и банковского надзора
определяется требованиями российского
законодательства и задачами по укреплению
стабильности банковской системы Российской
Федерации и повышению уровня защиты интересов
вкладчиков и кредиторов.
Приоритетом Банка России на период 2013-2015
годов, как это определено положениями
Стратегии развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2015
года, является приведение системы банковского
регулирования и банковского надзора
в соответствие с международными стандартами,
установленными в том числе документами
Базельского комитета по банковскому
надзору (БКБН). Существенную роль в достижении
указанной цели играет приведение законодательных
условий банковского регулирования и
банковского надзора в соответствие с
международными подходами.
Значительная работа по реализации положений,
предусмотренных документами БКБН, будет
проведена в сфере внедрения подходов:
- Базеля II, включая вопросы оценки рисков
на основе внутрибанковских рейтингов,
совершенствования систем управления
рисками, развития транспарентности деятельности
банков и повышения рыночной дисциплины
через развитие требований к публикуемой
отчетности кредитных организаций;
- Базеля III в части изменения подходов
к расчету величины и оценки достаточности
капитала и ликвидности банков.
Дополнительное внимание будет уделяться
проблематике устойчивости банков, имеющих
системное значение.
Банк России продолжит совершенствование
регулятивных требований к оценке рисков,
в том числе по нетранспарентным сделкам,
сделкам с аффилированными лицами, сделкам,
ведущим к повышенной концентрации рисков.
Будет продолжена работа по развитию и
реализации содержательных подходов к
оценке экономического положения банков
в целях выявления проблем в их деятельности
на ранних стадиях возникновения и своевременного
применения необходимых корректирующих
мер.
В целях создания адекватных регулятивных
условий для развития инфраструктуры
рынка банковских услуг планируется подготовка
документов по вопросам регулирования
деятельности кредитных организаций,
осуществляющих функции центрального
контрагента, и кредитных организаций
по операциям с центральным контрагентом.
Cовершенствование практики банковского
надзора в 2013-2015 годах будет осуществляться
по следующим основным направлениям:
- интенсификация надзора с учетом профиля
и уровня принятых рисков, прозрачности
осуществляемой деятельности и возможного
негативного влияния ситуации в кредитных
организациях на системную устойчивость
банковского сектора;
- проведение надзорных мероприятий по
снижению концентрации рисков, в том числе
на собственников кредитных организаций,
связанных с банками лиц и связанных заемщиков;
- оценка соответствия систем корпоративного
управления и управления рисками кредитных
организаций характеру и масштабам их
деятельности, профилю и величине принятых
рисков, включая риски, связанные с применением
кредитными организациями информационных
технологий;
- развитие системы оценки устойчивости
кредитных организаций и банковских групп
на консолидированной основе;
- повышение оперативности и эффективности
применения корректирующих мер.
В рамках решения указанных задач повышается
значимость достоверной информации о
деятельности кредитных организаций и
банковских групп и качество источников
указанной информации. С учетом этих обстоятельств
действия, предпринимаемые Банком России,
направлены:
- на повышение достоверности учета и отчетности
кредитных организаций, включая вопросы
реальной оценки активов, обязательств
и капитала;
- на повышение качества взаимодействия
с отечественными и зарубежными органами
финансового регулирования и надзора
(контроля).
В предстоящие годы повышенное внимание
будет уделяться вопросам оценки системной
устойчивости, в том числе на основе расчета
показателей финансовой устойчивости
банковского сектора, а также оценки системных
рисков методами стресстестирования.
Будут изучаться вопросы контрциклического
регулирования и применения макропруденциальных
подходов к регулятивным и надзорным решениям.
В 2013-2015 годах продолжится развитие инспекционной
деятельности. Завершится формирование
единой централизованной структуры инспектирования
Банка России.
В целях повышения эффективности и результативности
проверок, снижения нагрузки на кредитные
организации продолжится работа по стандартизации
основных вопросов и внедрению в процедуры
проверок современных информационных
технологий.
Будет расширяться практика оперативного
контроля за качеством инспекционной
деятельности, в том числе посредством
проведения межрегиональными инспекциями
мониторинга проверок всех кредитных
организаций, расположенных на соответствующей
территории. Будет сформирована вертикально
интегрированная система внутреннего
контроля за инспекционной деятельностью.
Продолжится работа по совершенствованию
нормативно-правового обеспечения инспекционной
деятельности на основе международнопризнанных
подходов, в том числе в части надзора
за трансграничными учреждениями.
В целях повышения уровня защищенности
банковской системы, кредиторов кредитных
организаций, в том числе вкладчиков банков,
и снижения рисков злоупотреблений со
стороны руководства и собственников
кредитных организаций будет продолжена
работа по вопросам:
- совершенствования системы допуска к
управлению кредитными организациями
в соответствии с международными подходами.
Банк России продолжит работу над проектом
федерального закона, направленного на
усиление противодействия допуску к участию
в управлении кредитными организациями
лиц, не обладающих необходимыми профессиональными
качествами или имеющих сомнительную
деловую репутацию, совершенствование
механизмов оценки деловой репутации
руководителей и владельцев кредитных
организаций и контроля за приобретением
инвесторами акций (долей) кредитных организаций
- установления уголовной ответственности
для руководителя, а также лица, ответственного
за составление и (или) представление бухгалтерской
и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские,
иные учетные и отчетные документы, отражающие
экономическую деятельность кредитной
организации, существенных изменений,
искажающих их действительное содержание,
ложных сведений, а равно за представление
неполных либо заведомо ложных сведений
с целью сокрытия информации о фактическом
финансовом положении кредитной организации.
Для повышения транспарентности деятельности
российских кредитных организаций, укрепления
рыночной дисциплины, повышения доверия
к банковскому сектору со стороны населения
будет продолжена работа по подготовке
проекта федерального закона, устанавливающего
обязанность кредитных организаций раскрывать
на своих официальных сайтах в сети Интернет
информацию о профессиональной квалификации
и деловом опыте членов совета директоров
(наблюдательного совета) кредитных организаций
и их руководителей.
В целях повышения эффективности предупреждения
банкротства проблемных кредитных организаций
предполагается участие в подготовке
проекта федерального закона, предусматривающего
закрепление за государственной корпорацией
"Агентство по страхованию вкладов"
на постоянной основе функций по финансовому
оздоровлению банков и уточнение механизмов
их осуществления.
Банком России будут предприняты меры
по дальнейшему повышению эффективности
функционирования банковского сектора
в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма (далее
- ПОД/ФТ).
В процессе надзора за исполнением кредитными
организациями законодательства и иных
нормативных актов в сфере ПОД/ФТ особое
внимание будет уделяться реализации
кредитными организациями при осуществлении
внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ риск-ориентированного
подхода в отношении клиентов и их операций,
что позволит выявлять недостатки в организации
системы ПОД/ФТ и предпринимать адекватные
меры по их устранению.
Банк России намерен развивать с учетом
законодательных ограничений транспарентность
работы по банковскому регулированию
и банковскому надзору для банковского
сообщества и широкой общественности.
В рамках установленной компетенции Банк
России продолжит участие в работе по
повышению финансовой грамотности населения.
Так, в 2013 году предполагается участие
в информационно-просветительской кампании,
целью которой является доведение до потребителей
финансовых услуг комментариев и разъяснений
Банка России по наиболее актуальным вопросам,
возникающим в сфере банковской деятельности.
Информация о работе Анализ денежно – кредитной политики России и ее основные направления развития