Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Введение
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
1.2 Доходы и расходы ФСС
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования
Заключение
Список использованной литературы
Социальное страхование отличается от личного рядом признаков:
оно обязательно для плательщиков страховых взносов;
страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного;
страхование связано с трудовыми отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка;
государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.7
Отношения по обязательному
социальному страхованию
1) у страхователя (работодателя)
- по всем видам обязательного
социального страхования с
2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;
3) у страховщика - с
момента регистрации
4) у застрахованных лиц
- по всем видам обязательного
социального страхования с
К основным принципам обязательного
социального страхования
• устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
• государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
• паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
• обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
• обеспечение надзора и общественного контроля;
• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.9
Социальная политика в
развитых странах с рыночной и
социально ориентированной
Формирование современной
системы социального
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) образован постановлением
Правительства России от 22 декабря
1990 г. в целях государственного управления
финансами пенсионного
ПФР обеспечивает:
• аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
• контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;
• международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР направляются на:
• выплату государственных пенсий;
• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• обеспечение деятельности ПФР.
В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.10
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает
конституционное право граждан
России на медицинскую помощь и направлен
на повышение ответственности
Согласно закону, граждане России имеют право на:
• выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
• медицинскую помощь на всей территории России;
• предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для выполнения задач
по обязательному медицинскому
страхованию в РФ образован
Федеральный фонд
Средства ФОМС направляются на:
• финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
• осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
• выравнивание ресурсов городов, районов для проведения обязательного медицинского страхования;
• направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
• создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
• текущее содержание.11
Фонд социального страхования
Российской Федерации (ФСС) управляет
средствами государственного социального
страхования России. Он является специализированным
финансово-кредитным
Основные задачи Фонда:
• обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
• разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
• подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования;
• сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
В состав фонда социального страхования входят:
• региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
• центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
• филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
1.2 Доходы и расходы ФСС
В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фонда
являются государственной
Средства Фонда социального страхования формируются за счет:
• страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
• страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
• добровольных взносов граждан и юридических лиц;
• ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
• прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.
Плательщиками взносов являются:
• организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;
• граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.
Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.
Если в организации
действует система оплаты труда,
предусматривающая расчеты по заработной
плате в натуральной форме, то
фонд оплаты труда увеличивается
на стоимость соответствующей
Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.
Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.
Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:
• расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;
• суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;
• пени, штрафы;
Информация о работе Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования