Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность всех материальных ресурсов, находящихся в распоряжении отдельных лиц, организации, бизнеса или государства. Существует также обширная одноимённая наука — финансы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Современные концепции сущности финансов и их оценка
1.1 Концепция монетаризма
1.2 Концепция неолиберализма
1.3 Концепция экономики предложения
Глава II. Практическое применение современных концепций сущности финансов
Заключение
Список использованной литературы и статистики

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

 

В 1991 году реальный объём  произведённого ВВП в рыночных ценах  составлял 1,4 трлн. рублей. До 1997 года наблюдался медленный рост этого показателя. Однако РРДД (доходы, скорректированные  на индекс потребительских цен) по отношению  к величине прожиточного минимума), наоборот, уменьшился с 335% в 1991 году до 179 % в 1995 году. 

1998 год разрушил необоснованные надежды на быстрый подъем экономики в России. С начала проведения в стране рыночных реформ ни одному правительству не удалось достичь существенных успехов в поднятии отечественного производства. Незначительный рост ВВП в 1997 г. на 0,8% был вызван скорее ожиданиями этого роста, а не реальными преобразованиями в экономике, в 1998-м же году реальный объем валового внутреннего продукта сократился на 4,6%, промышленное производство упало на 5,2% . Правительство и Центральный банк не смогли выполнить намеченные на этот год целевые показатели инфляции и обменного курса: в результате августовского кризиса увеличение потребительских цен составило 84,4%, рост обменного курса – 250%.

Практически по всем налогам  в 1998 г. было зафиксировано сокращение номинальных поступлений в бюджет. Уменьшились поступления от НДС: в 1997 г. они составили 128.6 млрд. руб. (5.0% от ВВП), в 1998 г. - 104.7 млрд. руб. (3.9%). Данное снижение связано с ухудшением собираемости налогов: в прошедшем году коэффициент собираемости был равен примерно 50%. Доходы бюджета от налога на прибыль составили 34.9 млрд. руб., или 1.3% от ВВП (в 1997 г. - 36.3 млрд. руб.). Падение поступлений по налогу на прибыль произошло из-за сокращения прибыли предприятий.

Рост потребительских  цен в 1998 г. составил 84.4% (в 1997 г. - 11.0%). Инфляция по продовольственным товарам  соответствовала 96.0%, непродовольственным  товарам - 99.5%, платным услугам населению - 18.3%. В первой половине года рост цен был незначительным и в годовом выражении не превышал 10%; в августе-декабре же инфляция составила 76.9%. В итоге резкое обострение кризиса производства в 1998 г. по показателям динамики отбросило российскую экономику на четыре года назад.

В 1999 году экономическое  положение России находилось под  влиянием двух важнейших факторов: последствий финансового кризиса  и обвала рубля августа 1998 года и  высоких цен на нефть на мировом  рынке. Последствия кризиса создали  более благоприятные условия для российских товаров на мировом рынке, существенно повысив в то же время цены на предметы импорта.

В целом рост ВВП России в 1999 году, по опубликованным данным Министерства экономики, составил 2 %, а общий объем промышленной продукции (с учетом неформальной деятельности промышленности) - 8 %.

Годовой экспорт России оказался равен 71,7 миллиарду долларов, импорт - 31,3 млрд. Таким образом, положительное  сальдо внешней торговли России составило  более 40 миллиардов долларов. При этом по сравнению с 1998 годом общие объемы экспорта остались практически на том же уровне, в то время как сокращение импорта составило 29 %.

Инфляция на потребительском  рынке, согласно официальным данным, составила, по итогам 1999 года, 36,5 %; в  то же время, согласно ряду неофициальных источников, реальные показатели инфляции в ушедшем году достигли 80 %.

Цены на продовольственные  товары выросли на 35,9 %, на непродовольственные - на 39,2%. Кроме этого, на 34 % выросли  платные услуги населению. Примечательно, что, несмотря на финансовый кризис, рост этого показателя в 1998 году составил только 18 %.

Продолжением экономического роста в 2000 году российская экономика  обязана благоприятной конъюнктуре  мировых сырьевых рынков, в частности, энергоносителей, поскольку на энергоносители по различным оценкам пришлось 53-55% российского экспорта

Объем промышленного  производства вырос на 9% по сравнению  с 8,1% в 1999 году. Вызывает интерес динамика данного показателя - в частности, резкое снижение темпов роста промышленного производства в конце года (в декабре рост составил всего 2,5% по отношению к 1999-му году), что вызвало определенную тревогу экономистов. Оборот розничной торговли по данным Госкомстата в 2000-м году вырос на 8,9% против падения на 7,7% в 1999-м году - что красноречиво свидетельствует об увеличении спроса со стороны домохозяйств.

В 2001 году замедлились  темпы мирового экономического развития, что, однако, не сказалось на экономических  показателях в России. Правительство  проводило либеральные реформы. В итоге реальный объем ВВП возрос на 5%; общий профицит бюджета достиг 153 млрд. рублей, а высокие цены на нефть и газ способствовали образованию активного сальдо торгового баланса в размере 28 млрд. долларов.

В 2002 году прирост ВВП составил 4,1%; инфляция - 15,1%. Реальные денежные доходы населения выросли за 2002 год - на 8,8 %, реальная заработная плата – на 16,6 %. Согласно статистике, число безработных сократилось с 9 млн. человек в 1999 году до 5,1 млн. человек в декабре 2002 года.

Продолжается опережающий рост цен и тарифов на платные услуги населению: они приросли на 34,7%. Наиболее болезненным является рост оплаты услуг ЖКХ, который идет еще более высокими темпами: на 46,9%, что заставляет семьи менять структуру расходов не в пользу улучшения питания, оздоровления, образования и т.д.

В 2003 – 2004 г. официальные показатели роста ВВП и промышленного производства (7,1% и 7,3% соответственно) превзошли ожидания. Реальные доходы населения увеличились на 7,8%, а бедность еще больше сократилась.

В 2005 году замедлились темпы роста ВВП и промышленного производства: 6,4 и 4% в 2005 году соответственно. Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции по-прежнему сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что он в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.

Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляцию и реальный валютный курс.

В 2006 году быстрый рост внутреннего рынка продолжает стимулировать устойчивый экономический рост в России. Рост ВВП за год достигает 7%; инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции также демонстрируют впечатляющие темпы роста. Быстрый рост денежной массы и увеличение расходов федерального бюджета в 2006 году в значительной степени были поглощены более быстрым, чем ожидалось, ростом экономики. Инфляция существенно замедлилась во втором полугодии.

В 2007 году В России сохраняются высокие темпы экономического роста. В первом полугодии рост ВВП составил 7,9 %, а за весь 2007 г. рост ВВП превысил 8%. Ускорение роста производства было связано с быстро растущим внутренним спросом и с увеличением потребления домохозяйств и ростом инвестиций. Отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП объясняется продолжающимся укреплением рубля, что делает российский экспорт более дорогим на внешних рынках, а импорт более дешевым для внутреннего потребителя.

Российское правительство  одобрило и внесло в Государственную  Думу первый трехлетний бюджет, что является важным шагом в увеличении сроков бюджетного планирования. Кроме того, изменены правила управления сверхдоходами от реализации нефти и газа. В соответствии с новыми правилами Стабилизационный фонд разделяется на Резервный фонд, призванный защитить бюджет от колебаний цен на нефть, и Фонд будущих поколений, средства которого будут инвестированы в долгосрочные активы.

Самым же заметным событием 2007 года в денежно-кредитной сфере  стал существенный рост инфляции. Оставаясь  под контролем в первом квартале, инфляция продолжала набирать силу на протяжении оставшейся части года. Темпы инфляции стали увеличиваться с апреля, а осенью резко возросли, достигнув 9,3% к концу года. Наблюдаемый рост инфляции обусловлен повышением мировых цен на продукты питания и монетарными факторами.

В связи с тем, что  экономика растет на пределе своего потенциала, а также в условиях высоких цен на энергоресурсы  и большого притока иностранного капитала, перед Россией стоят  две серьезные проблемы: продолжающееся инфляционное давление и укрепление обменного курса рубля.

В 2008 году реальный рост ВВП даже ускорился до 8,7 %, а промышленное производство продолжало расти такими же темпами, как и в 2007 году.

Объем ВВП России за II квартал 2009г. составил в текущих  ценах 9326,4 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно II квартала 2008г. составил 89,1%. Объем ВВП России за I полугодие 2009г. составил в текущих ценах 17809,2 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно I полугодия 2008 г. составил 89,6%. Индекс промышленного производства в августе 2009, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 87,4%, в январе-августе 2009 года – 86,0%. Индекс потребительских цен в августе 2009г. составил 100,0%, в том числе на продовольственные товары – 99,1%, непродовольственные товары - 100,6%, услуги - 100,4% . В августе 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем цены на  продовольственные    товары  снизились на 0,9% (в августе 2008 г. – на 0,2%). Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 6,8%, в январе-августе 2009 г. - на 0,7%. В августе 2009г.  денежные доходы населения  сложились в сумме 2347,9 млрд.рублей и увеличились по сравнению с августом 2008г. на 4,4%, денежные расходы населения - соответственно 2380,9 млрд.рублей и на 8,6%. Превышение денежных расходов населения над доходами составило 33,0 млрд.рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в августе 2009г., по предварительным данным, составила 18306 рублей и по сравнению с августом 2008г. выросла на 5,4% .

В 2008 году президент объявил  «Стратегию и Концепцию социально-экономического развития России до 2020 года». В «Концепции…» представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Концепция планирует почти четырехкратный рост инвестиционной активности. И это соответствует нашим оценкам недоиспользования имеющегося инвестиционного потенциала вследствие как двукратной заниженности нормы накопления относительно нормы сбережения, так и колоссального кумулятивного вывоза капитала, оцениваемого почти в триллион долларов за период реформ. Наряду с опережающим ростом инвестиций, разработчики Концепции планируют резкий подъем инновационной активности: «Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2005 год — 2,5 %)».

Предполагается повышение эффективности экономики. При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом. Наибольшее отличие инновационного сценария от инерционного и энергосырьевого заключается в опережающем росте инвестиций. При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, существенно отстают от прироста инвестиций. Как правильно констатируется в Концепции, «новая технологическая волна, на основе нано- и биотехнологий, и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией и новые возможности для технологического прорыва, и создают новые вызовы… Российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% в настоящее время)» [16]. Столь масштабные изменения структуры экономики и стиля поведения ее субъектов не могут не привести к существенному изменению зависимостей между факторами и результатами производства. Тем более что ценность ключевого фактора — рабочей силы должна возрасти пятикратно: «среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год — 391 доллара США)». Разработчики Концепции планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.

Для реализации указанных  мер экономической политики требуется  предпринять серьезные усилия по преодолению сопротивления влиятельных  сил, заинтересованных в энергосырьевом сценарии развития, т.е. сторонников концепции монетаризма. Осуществление данной концепции и есть тот самый «третий вариант» развития, т.е. это объективная оценка уже известных концепций сущности финансов и их подстройка под конкретную российскую действительность.

Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов