Анализ и проблемы государственных займов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственных займов и их роли в экономическом развитии Российской Федерации.
В работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга в РФ;
раскрыть понятие государственного кредита, изучить его функции и формы;
характеризовать государственные займы как форму государственного кредита, рассмотреть классификацию государственных займов;
изучить механизм управления государственными займами в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
рассмотреть современные проблемы государственных займов в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственных займов
История возникновения государственного долга РФ
Сущность, функции и формы государственного кредита
Государственные займы как форма государственного кредита. Классификация государственных займов.
Глава 2. Анализ и проблемы государственных займов в РФ
2.1. Способы управления государственными займами
2.2. Современные проблемы государственных займов в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты государственных займов

    1. История возникновения государственного долга РФ
    2. Сущность, функции и формы государственного кредита
    3. Государственные займы как форма государственного кредита. Классификация государственных займов.

Глава 2. Анализ и проблемы государственных займов в РФ

2.1. Способы управления государственными займами

2.2. Современные проблемы  государственных займов в РФ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Государственные займы являются одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственные займы использовались для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственные займы выступают также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества.

     С экономической точки зрения государственный заем представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы заем в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность и возмездность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды.

     Объективная необходимость государственного  займа обусловлена опережающими  темпами роста государственных  расходов над возможностями расширения  собственной доходной базы. На  покрытие бюджетного дефицита  необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     Целью данной работы является изучение государственных займов и их роли в экономическом развитии Российской Федерации.

     В работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть историю возникновения государственного долга в РФ;
  • раскрыть понятие государственного кредита, изучить его функции и формы;
  • характеризовать государственные займы как форму государственного кредита, рассмотреть классификацию государственных займов;
  • изучить механизм управления государственными  займами  в узком и широком смысле, задачи, решаемые  в  процессе  управления,  органы  власти  и управления, принимающие участие в этом процессе.
  • рассмотреть современные проблемы государственных займов в РФ.

     Объектом исследования является - государственные займы.

     Предмет исследования - формирование, развитие, функционирование и особенности организации  государственных займов в Российской Федерации.

     В процессе подготовки и написания данной работы были использованы и обобщены труды специалистов в области бюджета и бюджетной системы,  финансового права, бюджетного права и финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты государственных займов

 

    1. История возникновения государственного долга РФ

 

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства  превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно  финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние  экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части  государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые  в то время на рынке, разделялись  на 3 категории:

  • краткосрочные;
  • долгосрочные;
  • бессрочные;

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной  росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка - платить вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность, функции и формы государственного кредита

 

     Государственный  кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

     Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

     Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности, функционируя, тем не менее, как особое специфическое отношение.

     В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

     Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

     Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.

     Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

     Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.

     С переходом России к рынку, распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности изменились субъекты кредитных отношений, со стороны государства их участниками стали субъекты федерации. Особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица. Для государства или субъектов федерации контрагенты – иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. д. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения, все чаще государство становится участником рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном рынке.

     Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств.

     Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

     Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций, таких как, воспроизводственные, отраслевые, территориальные. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой их дефицитности.

Информация о работе Анализ и проблемы государственных займов в РФ