Анализ и пути совершенствования финансовой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Сущность и задачи финансовой политики…………………………4
1.1. Содержание финансовой политики……………………………………4
1.2. Сущность и задачи финансовой политики…………………………...5
ГЛАВА 2. Направления финансовой политики……………………………….10
2.1. Элементы финансовой политики…………………………………….11
2.2. Методы, формы и виды регулирования…………………………….16
ГЛАВА 3. Особенности финансовой политики РФ на современном этапе и ее анализ…………………………………………………………………………….29
3.1. Виды финансовой политики РФ на современном этапе………….29
3.2. Основные показатели прогноза социально-экономического
развития РФ на 2012-2014 годы…………………………………………………33
3.3. Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года…………………………………………………………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………....44
Список литературы………………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Финансы_курсовик.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.

В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год.

В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей.

В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 378 рублей, при этом доля бедного населения  к 2014 году сократится до 12,4 %.

Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.

В начале 2011 года наблюдалось значительное ускорение роста потребительских цен. Однако благодаря действиям Правительства Российской Федерации и Банка России, а также снижению продовольственных цен в мире рост цен замедлился. С начала года (по состоянию на 14 июня 2011 года) индекс потребительских цен составил 4,8%, по итогам года ожидается рост цен в пределах 6,5-7,5%.

На 2012 год поставлена задача снижения инфляции до 6%, к 2014 году – до уровня, не превышающего 4-5%.

Определенные риски  роста уровня инфляции связаны с  ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, особенно в связи с либерализацией рынков.

Прирост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2010 году составил 17,5%, прирост тарифов на газ для всех категорий потребителей – 27,4%, В 2011 году прирост тарифов на электроэнергию оценивается на уровне 13-15%, на газ – 15,3 %. В 2012–2014 годах планируется снизить прогноз прироста тарифов до уровня, близкого к прогнозу инфляции.

Экспорт товаров в 2010 году составил 400,0 млрд. долл. США, что на 31,8% выше уровня 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных объемов экспорта внес рост мировых цен на сырье. При этом в течение года темпы роста экспорта снижались в основном вследствие уменьшения эффекта базы.

В январе-апреле 2011 года экспорт товаров составил 159,6 млрд. долл. США, по итогам года ожидается, что его объем составит 503,8 млрд. долл. США. К 2014 году экспорт товаров достигнет 536,5 млрд. долл. США.

Импорт товаров в 2010 году составил 248,5 млрд. долл. США, что на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля.

Импорт товаров в  январе-апреле 2011 года составил 91,3 млрд. долл. США, ожидаемая оценка по итогам года – 308,7 млрд. долл. США, прогноз на 2014 год – 444,6 млрд. долл. США.

Таким образом, при замедлении темпов роста внешнеторгового оборота в принятых условиях прогноза цен на основные сырьевые товары российского экспорта прогнозируется сокращение положительного сальдо внешней торговли. Укрепляющийся рубль повысит экспортные доходы в прогнозируемый период, однако объем импорта будет расти более высокими темпами.

В 2010 году тенденции, оказывающие воздействие на состояние внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. В 2010 году возобновился рост реального курса рубля к доллару после небольшого снижения, отмеченного в 2008–2009 годах. В укрепление рубля к доллару реальном выражении по итогам 2010 года составило 9,7% (по сравнению с 2009 годом). Реальный курс рубля к евро за 2010 год вырос на 15,5% (по сравнению с 2009 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос (по сравнению с 2009 годом) на 9,6 %.

Тенденция к укреплению рубля продолжилась и в начале 2011 года. Реальное укрепление рубля к доллару в январе-апреле 2011 года составило 11,2%, реальное укрепление рубля к евро в январе-апреле 2011 года – 2,8%, реальный эффективный курс к иностранным валютам укрепился за этот период на 5,7%.

Укрепление рубля будет  поддерживать рост импорта, особенно инвестиционных и продовольственных товаров. По итогам текущего года индекс реального эффективного курса рубля оценивается на уровне 7,7 %. В 2012–2014 годах данный индекс будет составлять – 3,5%, 2% и 1,2% соответственно.

Средняя цена на нефть сорта «Юралс» на мировом рынке за 2010 год составила 78,2 долларов США за баррель, что существенно выше уровня 2009 года (61,1 долларов США за баррель).

В январе-июне 2011 года средняя цена на нефть сорта «Юралс» составила 108,1 долл. США за баррель. В 2011 году средняя цена на нефть ожидается на уровне 105 долл. США за баррель.

Во второй половине 2011 года и в 2012 году прогнозируется снижение цены нефти, что будет связано с возможным замедлением темпов экономического роста в странах-импортерах нефти, а также с решением Международного энергетического агентства о дополнительных поставках на мировой рынок 60 млн. баррелей нефти.

В дальнейшем прогнозируется стабилизация цены нефти в ценах 2010 года (при увеличении до 97 долл. США за баррель в текущих ценах). В среднем в 2011 – 2014 годах прогнозируемый уровень цен будет существенно превышать рекордно высокие показатели начала 1980-х годов (рисунок 3):

 

 

Рисунок 3

Как следует из этих данных, для цены на нефть всегда были характерны резкие и, как правило, трудно прогнозируемые изменения. Более того, в настоящее время динамика нефтяных цен во многом определяется ценами на производные финансовые инструменты, в том числе спекулятивные, и политическими факторами. В этой связи есть основания полагать, что в условиях глобализации и неопределенности тенденций экономического развития неустойчивость динамики нефтяных цен усилится.

Это требует взвешенного  подхода к формированию прогнозов, особенно для стран, экономика и бюджеты которых в значительной степени зависят от конъюнктуры нефтяного рынка, в том числе и для России.

Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

Однако, как отмечено в Бюджетном послании, «многие  элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».

Соответственно, в Бюджетном  послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

 

 

 

 

 

 

3.3. Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года.

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени  подготовки Бюджетного послания о бюджетной  политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд  ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом  последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических  условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность  сформировать необходимое для осуществления  таких мер финансовое обеспечение.

 Кризис высветил  главную проблему, делающую российскую  экономику  уязвимой к  колебаниям  на мировых рынках, вообще к  изменениям мировой экономической  конъюнктуры. Экономика страны  по-прежнему зависима от конъюнктуры  сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий  спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Важнейшие из них связаны  с опасностью, что ставшее привычным  непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия  преимущественно экстенсивных и  временных факторов (рост цены на нефть  и т.п.)  приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.

 

Заключение

 

Экономическая деятельность практически любого государства  имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

В современных условиях роль финансовой политики значительно  повышается. Он обеспечивает силу экономику государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

В настоящее время  в финансовой сфере страны немало проблем, но также и есть достаточно положительных моментов. Активизация  усилий, которые в настоящее время прилагаются, позволяет надеяться на нормализацию процессов в финансовой сфере. При этом поддержание уровня экономики на достигнутом уровне и проведение грамотной политики в бюджетном, инвестиционном и ряде других направлениях позволит обеспечить высокую производительность промышленного сектора и обеспечить повышение качества жизни населения страны, на что, собственно, и направлена финансовая политика государства.

Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия  в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране и эффективные условия ведения бизнеса.

 

 

 

 

 

 
 Список литературы:

 

    1. Дробозина Л.А. Общая теория финансов.-Москва: Юнити, 1995. -256 с
    2. Ковалева А.М. Финансы. – Москва: «Финансы и статистика», 2005. -384 с
    3. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Москва: Юнити – 2007г.
    4. Жилкина М. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов //Финансовый бизнес.-2001.-N 7.-С.11-19.
    5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах"
    6. К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", Москва, 1992 г., т.1.
    7. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Москва: Финансы,  2005. - 479 с.
    8. Финансы. Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: финансы и статистика, 2005.
    9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах»;
    10. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах"
    11. Интернет сайт www.rbc.ru.
    12. Интернет сайт  www.kremlin.ru.
    13. Интернет сайт www.gov.ru.
    14. Интернет сайт www.minfin.ru.



Информация о работе Анализ и пути совершенствования финансовой политики РФ