Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью работы является исследование международных финансовых рынковю
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- Изучить понятие, сущность и структуру международных финансовых рынков;
- Рассмотреть вопросы глобализации и интернационализации международных финансовых рынков;
- Проанализировать эволюцию международных финансовых рынков
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты исследования международных финансовых рынков…………………………………………………………………………….6
1.1 Международные финансовые рынки: понятие, сущностные характеристики, структура……………………………………………………...6
1.2 Глобализация и интернационализация международных финансовых рынков .....………………………………………………………………………..10
2 Эволюция международных финансовых рынков……………………14
2.1 Анализ становления и развития международных финансовых рынков……………………………………………………………………………14
2.2 Современное состояние международных финансовых рынков: формирование международных финансовых центров……………………….17
3 Актуальные проблемы международных финансовых рынков и пути их решения……………………………………………………………………….23
3.1Проблемы регулирования международных финансовых рынков….23
3.2 Реформирование процесса регулирования финансовых рынков России…………………………………………………………………………....26
3.3 Перспективы развития международных финансовых рынков……31
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………..39
В настоящее время многие национальные финансовые рынки, такие как Франкфурт, Париж и Цюрих, в значительной мере вовлечены в международные операции. Но очень немногие страны имеют:
удобное географическое положение [25].
Указанные факторы
ограничивают круг национальных рынков,
которые выполняют
Страны ЕС давно стремились создать собственный финансовый центр. Однако интеграция валютных, кредитных, финансовых рынков долгое время отставала от интеграции в области промышленности, сельского хозяйства, внешней торговли. Это обусловлено противоречиями в ЕС, нежеланием стран-членов поступиться своим суверенитетом в проведении бюджетной, кредитной, инвестиционной политики в пользу наднациональных решений. В 90-х годах в соответствии с «планом Делора» о создании экономического и валютного союза страны ЕС активно формировали единое финансовое пространство путем отмены всех валютных ограничений. В соответствии с Маастрихстким договором, вступившим в силу с ноября 1993 г., венцом интеграции стал единый западноевропейский рынок капиталов и финансовых услуг. С введением евро в 1999 г. рынок ЕС стал вторым по масштабу фондовым рынком после США.
Мировым финансовым центром является Цюрих, который оспаривает первенство у Лондона по операциям с золотом, а также Люксембург. На долю последнего приходится около 1/4 всех евровалютных кредитов. Мировым финансовым центром стал Токио в результате усиления позиций Японии в мировом хозяйстве в ходе конкурентной борьбы, создания за рубежом мощной банковской сети, внедрения ¥ в международный экономический оборот, отмены валютных ограничений. В отличие от США, которые с 1985 г. стали нетто-должником, Япония — ведущая страна нетто-кредитор. Японские банки доминируют в мире, в том числе в сфере международных операций (почти 40% в начале 90-х годов), опередив банки США (15%) и Западной Европы. В конце 90-х годов произошло временное ослабление международных позиций Японии в связи с экономическим кризисом и в значительной степени под влиянием небывалого за последние 30 лет финансового и валютного кризисов в регионе ЮВА.
Для того чтобы быть развитым международным центром, способным обслуживать мировые потоки капитала между собой и другими международными, региональными и местными финансовыми рынками, центр должен обладать необходимыми элементами поддержки своих национальных и международных операций.
Эти элементы включают в себя устойчивую финансовую систему и институты, обеспечивающие правильное функционирование финансовых рынков. США не могли стать международным финансовым центром до 1913 г. из-за отсутствия центрального банка - Федеральной резервной системы.
Следующий важный элемент - гибкая система финансовых инструментов, обеспечивающая кредиторам и заемщикам разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности и контроля.
Еще один элемент - способность канализировать иностранный капитал. Финансовый центр не сможет контролировать значительный объем международных операций без хорошо осведомленных людей, работающих на финансовых рынках, и средств связи (в том числе компьютерной), соединяющей его с другими центрами внутри страны и за рубежом.
Также для мирового финансового центра необходимы структура и достаточные правовые рамки, способные вселить доверие в международных заемщиков и инвесторов [25].
Для того чтобы
создать свой международный финансовый
рынок, Лондону потребовалось
Поддержание соответствующего правового и социального климата, создание привлекательной для международных потоков капитала обстановки [25].
Итак, в данном разделе исследования мы проанализировали становление и развитие международных финансовых рынков. Обоснование цикличности развития международного финансового рынка позволило выявить закономерности его развития: 1 этап - в 1867-1944 гг. международный финансовый рынок функционировал в режиме саморегулирования, 2 этап - в 1944-1976 гг. - в режиме жесткого внешнего прямого регулирования, 3 этап - с 1976 г. по настоящее время - в режиме сочетания внешнего регулирования с саморегулированием. Также развитие международного финансового рынка было рассмотрено с позиций его постепенного структурирования. Выделены этапы последовательного формирования секторов этого рынка – валютного, кредитного, фондового, страхового и инвестиционного секторов и международного рынка деривативов.
Кроме того, было рассмотрено современное состояние международных финансовых рынков и тенденция формирования международных финансовых центров. Для того чтобы быть развитым международным центром, способным обслуживать мировые потоки капитала между собой и другими международными, региональными и местными финансовыми рынками, центр должен иметь устойчивую финансовую систему и институты, гибкую систему финансовых инструментов, способность канализировать иностранный капитал, структуру и достаточные правовые рамки, способные вселить доверие в международных заемщиков и инвесторов.
3 Актуальные
проблемы международных
3.1Проблемы регулирования
международных финансовых
Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.
Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).
Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям) [18].
Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками – более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).
Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой «золотую середину» между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.
Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели) [18].
Если говорить о текущем состоянии рынка ценных бумаг в России, то он еще слишком неразвит. Опыт 90-х г.г. показывает, что подход, основанный на идее «самоформирования» рынка, и ограничения роли государства защитой прав инвесторов, раскрытием информации, созданием правил «игры» и контролем за их исполнением, которого придерживались регуляторы рынка, приводит к невыполнению рынком своих базовых задач, к деформациям организации рынка, к огромным значениям рыночного риска. В период глубоких структурных преобразований необходимо повышение роли государства в регулировании финансового рынка.
Однако повышение роли государства состоит не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а в поэтапном строительстве рынка вместе с профессиональным сообществом, стимулировании его развития и формировании его направленности на инвестиции в реальный сектор.
Работа Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) должна быть подчинена целям финансирования экономического роста через рынок ценных бумаг. Конечным результатом работы ФКЦБ должно считаться количество привлеченных через рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор экономики. В последнее время произошло некоторое усиление полномочий ФКЦБ, дающее ей возможность осуществления нормальной деятельности. Эти процессы должны сопровождаться наращиванием ответственности за реализацию этих полномочий.
Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для России тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям, биржам, различным участникам рынка. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка - на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости.
Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. Эффективность саморегулируемых организаций зависит от их умения учитывать и отражать интересы сообщества участников рынка. Цель саморегулируемой организации должна состоять о том, чтобы на рынке работали только достойные, только цивилизованные участники. Не потому, что все те, кто не соответствуют стандартам, оказываются изгоями, а потому, что достойные подтягивают их до своего уровня. Чтобы саморегулируемые организации жили и развивались, они должны не только заботиться о своих участниках, но и о рынке в целом, не изгонять нарушителей, а воспитывать их, помогая государству совершенствовать законы и правила, исключающие повторение нарушений [18].
3.2 Реформирование
процесса регулирования