Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 11:01, реферат
Описание работы
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальная политика в современном словаре иностранных слов определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) - государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы, а сборщиков податей называли фискалы.
Содержание работы
Введение Глава 1. Фискальная политика как необходимый элемент экономики 1.1 Понятие и цели фискальной политики 1.2 Инструменты фискальной политики Глава 2. Виды фискальной политики 2.1 Типы фискальной политики 2.2 Дискреционная политика 2.3 Недискреционная (автоматическая) политика 2.4 Достоинства и недостатки фискальной политики. Глава 3. Анализ современной фискальной политики 3.1 Анализ современной фискальной политики в России и в мире 3.2 Проблемы фискальной политики России и ее оптимизация 3.3 Основные направления фискальной политики России на 2013 год и плановый период 2014- 2015гг Заключение Список литературы
Глава 1. Фискальная политика как необходимый
элемент экономики
1.1 Понятие и цели фискальной
политики
1.2 Инструменты фискальной политики
Глава 2. Виды фискальной политики
2.1 Типы фискальной политики
2.2 Дискреционная политика
2.3 Недискреционная (автоматическая)
политика
2.4 Достоинства и недостатки
фискальной политики.
Глава 3. Анализ современной фискальной
политики
3.1 Анализ современной фискальной
политики в России и в мире
3.2 Проблемы фискальной политики
России и ее оптимизация
3.3 Основные направления фискальной
политики России на 2013 год и
плановый период 2014- 2015гг
Заключение
Список литературы
фискальная политика бюджетная
Введение
Бюджет играет важную роль в жизни каждого
государства. Он является статьей доходов
и расходов государства, в большей или
меньшей степени волнующей каждого гражданина,
оказывающей влияние на благосостояние
каждого.
Функционирование государственного
бюджета происходит посредством особых
экономических форм - доходов и расходов,
выражающих последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного продукта, концентрируемого
в руках государства. Доходы служат финансовой
базой государства, а расходы - удовлетворению
общественных потребностей. Доходы бюджета
выражают экономические отношения, возникающие
у государства с организациями, предприятиями
и гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны.
Фискальная политика является ключевым
элементом государственного финансового
регулирования.
Фискальная политика в современном словаре
иностранных слов определяется как «совокупность
финансовых мероприятий государства по
регулированию правительственных расходов
и доходов, один из важнейших рычагов государственного
регулирования экономики». Фиск (от латинского
fiscus) - государственная казна, казначейство.
В царской России были податные службы,
а сборщиков податей называли фискалы.
В настоящее время фискальная политика
представляет собой манипулирование государственным
бюджетом: правительственными расходами,
доходами и налогообложением, в целях
способствующих экономическому росту,
увеличению занятости, уменьшению инфляционного
бремени, стабилизации экономической
ситуации. Она соединяет в себе целый спектр
форм финансовой политики - бюджетную,
налоговую и политику доходов и расходов.
Посредством проведения финансово-бюджетной
политики государство регулирует глобальные
экономические процессы в стране, поддерживает
устойчивость финансов, денежного обращения,
обеспечивает финансирование государственного
сектора, способствует лучшему использованию
производственно-экономического и научно-технического
потенциала.
Тема, рассмотренная в курсовой работе,
является актуальной, особенно в период
формирования рыночных отношений, когда
экономический сектор является наиболее
непредсказуемым. Дабы сгладить колебания
в экономике и стабилизировать ее, государству
необходимо проводить рациональную бюджетно-налоговую
политику. и от того, как правительство
будет осуществлять бюджетно-налоговую
политику зависит судьба каждого человека,
живущего в нашей стране и судьба всей
страны в целом.
Цель данной работы:
1. раскрыть содержание фискальной
(налогово-бюджетной) политики как
инструмента регулирования государственной
экономики. Из поставленной цели
вытекают следующие задачи:
2. раскрыть цели и направления
фискальной политики;
3. рассмотреть инструменты, с помощью
которых осуществляется фискальная
политика;
4. рассмотреть виды фискальной
политики;
5. выяснить состояние фискальной
политики в России в современных
условиях
Глава 1. Фискальная политика как необходимый
элемент экономики
1.1 Понятие и цели фискальной
политики
Фискальная политика, называемая также
финансовой и финансово-бюджетной, распространяет
свое действие на основные элементы государственной
казны. Она непосредственно связана с
государственным бюджетом, налогами, государственными
денежными доходами и расходами. В условиях
рыночной экономики это стержневая часть
государственной экономической политики.
Фискальная политика объединяет в себе
такие крупные виды, формы финансовой
политики, как бюджетная, налоговая, политика
доходов и расходов.
Под фискальной политикой государства
понимается постоянное вмешательство
государства в экономические процессы
и явления с целью регулирования их протекания.
Это совокупность мероприятий в сфере
налогообложения, направленных на формирование
доходной части государственного бюджета,
повышение эффективности функционирования
всей национальной экономики, обеспечение
экономического роста, занятости населения
и стабильности денежного обращения Фискальная
политика - это система регулирования
экономики посредством изменений государственных
расходов и налогов.
Доля государственного сектора в расходах
на товары и услуги весьма велика, государство
выступает на рынке в качестве самого
крупного покупателя, расходующего в течение
года суммы, составляющие в экономически
развитых странах около половины валового
внутреннего продукта. Закупки осуществляются
государством как внутри страны, так и
на внешних рынках. Таким образом, государство
обладает колоссальными возможностями
влияния на объем и структуру совокупного
спроса, если только оно не связало себя
по рукам и ногам заранее обусловленными
жесткими ограничениями. [3,с.158]
Кроме того, государство обладает возможностями
косвенно воздействовать на спрос со стороны
частных предприятий и домашних хозяйств,
сдерживая или стимулируя его с помощью
налогов и таких трансфертных платежей,
как пенсии, стипендии, пособия.
Фискальная политика может как благотворно,
так и достаточно болезненно воздействовать
на стабильность национальной экономики.
Основные цели фискальной политики
1. устойчивый рост национального
дохода,
2. умеренные темпы инфляции,
3. полная занятость,
4. сглаживание циклических колебаний
экономики.
Одна из важнейших задач фискальной политики
состоит в поиске источников и способов
формирования централизованных государственных
денежных фондов, средств, позволяющих
реализовать цели экономической политики.
Посредством проведения финансово-бюджетной
политики государство регулирует глобальные
экономические процессы в стране, поддерживает
устойчивость финансов, денежного обращения,
обеспечивает финансирование государственного
сектора, способствует лучшему использованию
производственно-экономического и научно-технического
потенциала. Инструменты фискальной политики
используются государством, чтобы оказать
влияние на совокупный спрос и совокупное
предложение, воздействуя тем самым на
общую экономическую конъюнктуру, способствовать
стабилизации экономической ситуации,
проводить антициклические меры, противодействующие
чрезмерным колебаниям экономических
параметров, угрожающим возникновением
кризисных явлений.
1.2. Инструменты фискальной политики
Основными инструментами фискальной
политики выступают расходы и доходы государственного
бюджета, а именно: 1) государственные закупки;
2) налоги; 3) трансферты.
Государственные закупки - это способ
закупок, осуществляемый государством
для нужд собственного потребления (закупки
оборудования, вооружений) и в целях обеспечения
потребления населением и резервирования
(например, государственные закупки лекарств
и продовольствия) за счет средств государственного
бюджета. Как и частные расходы, государственные
закупки увеличивают уровень совокупных
расходов. Помимо государственных закупок
имеется еще один вид госрасходов - трансфертные
платежи.[6,с.10]
Трансфертные платежи - одна из схем перераспределения
бюджетных средств: выплаты из государственного
бюджета населению и частным предпринимателям,
осуществляемые в порядке перераспределения
средств в пользу более нуждающихся в
них граждан через бюджет. Имеют три распространенные
формы: субсидии частным предпринимателям,
выплаты процентов по государственному
долгу, государственные денежные выплаты
на социальные нужды (пенсии, пособия и
др.). Они не включаются в ВНП, однако, они
входят и учитываются в личном и располагаемом
доходе. Объем частного потребления скорее
зависит не от национального, а от располагаемого
дохода. Трансфертные платежи косвенно
влияют на потребительский спрос, увеличивая
располагаемый доход домохозяйств. Инструментом
отрицательного воздействия на совокупные
расходы являются налоги.[6,с.10]
Налог - обязательный, индивидуально
безвозмездный платёж, взимаемый органами
государственной власти различных уровней
с организаций и физических лиц в целях
финансового обеспечения деятельности
государства. Любые налоги означают уменьшение
размеров располагаемого дохода. Уменьшение
располагаемого дохода в свою очередь
ведет к сокращению не только потребительских
расходов, но и сбережений.
Существуют критерии эффективности использования
этих инструментов:
1.Величина дефицита бюджета
и скорость нарастания государственного
долга;
2.Доля бюджетного дефицита, покрываемого
за счет монетизации;
Уровень развитости налогового администрирования;
Уровень выполнения бюджетных обязательств
правительства;
Объем финансовых ресурсов, используемых
на покрытие государственного долга.
Кроме того, нужно отметить, что критериями
выступают результаты проведенной политики:
достигнут ли экономический рост, повержена
ли инфляция, решена ли проблема занятости…и
т.д. Для нашей страны специфическим показателем
может служить величина просроченной
задолженности по оплате труда бюджетников,
пенсиям, социальным пособиям, по оплате
государственного заказа.[6, с.11]
Фискальная политика как способ финансового
регулирования экономики осуществляется
с помощью мощных рычагов - налогообложения
и государственных расходов. В связи с
этим проводятся два вида фискальной политики:
дискреционная и встроенных стабилизаторов
(автоматическая). [5,с.38]
Налоги и государственные расходы являются
основными инструментами фискальной политики,
поэтому далее я рассмотрю их более детально.
Глава 2. Виды фискальной политики
2.1 Типы фискальной политики
Фискальная политика государства предполагает
использование возможностей правительства
взимать налоги и расходовать средства
государственного бюджета для регулирования
уровня деловой активности, решения реальных
социальных задач.
Фискальная политика включает:
1) дискреционную политику, основанную
на жестком сознательном вмешательстве
в экономику;
2) недискреционную (автоматическую) политику,
основанную на автоматической стабилизации
экономики.[8,с.45]
2.2 Дискреционная политика
Дискреционную политику называют активной
фискальной политикой, она означает законодательное
(официальное) изменение правительством
величины государственных закупок, налогов
и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Она может осуществляться с помощью как
прямых, так и косвенных инструментов.
К первым относят изменение государственных
закупок товаров и услуг, трансфертных
платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении
(ставок налогов, налоговых льгот, базы
налогообложения), политику ускоренной
амортизации.
Эффективная дискреционная фискальная
политика предполагает грамотную диагностику
происходящих экономических процессов,
на основе которой правительство настраивает
свои рычаги - налоги и государственные
расходы на прогнозируемую хозяйственную
конъюнктуру. [8,с.46]
К числу наиболее распространенных способов,
средств осуществления дискреционной
фискальной политики относят общественные
работы, программы материальной помощи,
изменение налоговых ставок и другие аналогичные
инструменты воздействия. Привлечение
безработных к выполнению общественных
работ с оплатой за государственный счет
служит оперативным средством борьбы
с резко нарастающей безработицей. В период
обострения социальной ситуации, обусловленной
обнищанием определенных групп граждан,
наряду с такими автоматическими стабилизаторами,
как предусмотренные законом пособия,
правительство прибегает к оказанию материальной
помощи, увеличению пособий, дополнительным
выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное
резкое снижение доходов предприятий
и граждан, временно уменьшают налоговые
ставки, вводят частичные льготы.[1,с.122]