Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель работы: определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в её условиях.
Задачи:
1.Раскрыть сущность, типологию и источники инфляции как многофакторного процесса, определить влияние инфляции на социально-экономические процессы и хозяйственный механизм государства в целом.
2.Изучить основные положения стратегии и тактики антиинфляционного регулирования, сложившиеся в мировой практике.
3.Рассмотреть особенности регулирования процесса инфляции на примере
антиинфляционной политики нашего государства.
Введение………………………………………………………….....………….…....3
1. Инфляция как многофакторный процесс
Сущность и типология инфляции …………….........………….….….5
Причины инфляционных процессов……………………........….…...9
Инфляционные механизмы……………....................................….…11
Последствия инфляционных проявлений.….....……....................…13
2. Регулирование инфляции
Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования...........….15
Особенности антиинфляционной политики России……….........…19
Заключение……………………………………………………………....…………26Список литературы……………………………
2.Регулирование инфляции
2.1.Стратегия и тактика
Для антиинфляционного
1. Политика, направленная на сокращение
бюджетного дефицита, ограничение кредитной
экспансии, сдерживание денежной эмисии.
В соответствии с монетаристскими рецеептами
применяется таргетирование – регулирование
темпа прироста денежной массы в определённых
пределах (в соответствии с темпом роста
ВВП.)
2. Политика регулирования цен и доходов,
имеющая целью увязать рост заработков
с ростом цен. Одним из средств служит
индексация доходов, определяемая уровнем
прожиточного минимума, или стандартной
потребительской корзиной, и согласуемая
с динамикой индекса цен. Для сдерживания
нежелательных явлений могут устанавливаться
пределы повышения или замораживания
заработной платы и др.
Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда,
когда снимаются вызвавшие ее причины.
Поскольку инфляция связана с деформациями
на товарных и денежных рынках, которые
приводят к устойчивому превышению совокупного
спроса над совокупным предложением, антиинфляционная
политика государства должна обязательно
включать два блока:
1) регулирование совокупного спроса;
2) регулирование совокупного предложения.
Оценивая характер антиинфляционной политики,
можно выделить в ней два общих подхода: кейнсианское и монета
1) В рамках первого направления считается,
что поднять уровень предложения можно,
создав эффективный спрос, который
для предпринимателей должен стать внешней
активизирующей силой. Другим рычагом
роста предложения должны стать дополнительные
инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом.
Эффективный спрос правительство создает
тем, что оно предоставляет крупным частным
фирмам весомый государственный заказ.
Спад сокращается, безработица снижается.
Предложение, подстегнутое заказами и
дешевым кредитом, растет, что приводит,
в конечном счете, к падению цен, к сокращению
инфляции.
Особенностью этого варианта является
углубление бюджетного дефицита (схема1).Государствен
Дефицит государственного бюджета как
неизбежное следствие кейнсианских программ,
ни в коем случае недолжен покрываться
дополнительной эмиссией денег. Считается
целесообразным другой путь — прибегнуть
к государственным займам, которые можно
будет погасить в дальнейшем, когда страна
переборет экономические болезни.
Схема 1 «Кейнсианская» антиинфляционная
политика
|
|
|
|
|
|
|
Дешевый кредит
2) Политика монетаристовопирае
совокупного спроса.
В условиях дефицита нельзя требовать
от государства дополнительных расходов.
Монетаристы акцентировали внимание на
антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который
не требовал дополнительных инвестиций.
Для этой цели они рекомендуют продавать
все, что можно — ресурсы, информацию и
т.д., вести решительное наступление на
монополизм в экономике, поощрять мелкий
и средний бизнес. Рынки следует либерализовать,
убрать всяческие барьеры притоку капиталов.
Факторы, воздействующие на рост предложения,
должны дать эффект по истечении довольно
значительного срока. Поэтому процесс
подтягивания предложения относится к
долгосрочной антиинфляционной стратегии.
Самое мощное наступление на инфляцию
связано с ограничением спроса. Эти меры
быстро ударят по инфляционной волне,
поэтому использование этого блока относится
к мерам тактического свойства.
Сократить совокупный спрос можно и денежной
реформой конфискационного плана. Ее цель
- уменьшить количество денег у населения.
Это сразу значительно сократит спрос.
Такое действие относится к самым сильным
средствам. Но возможны и не столь радикальные
меры, уменьшающие возможность населения
предъявлять спрос - это замораживание
сбережений, которое снижает уровень их
ликвидности, поощрение покупок недвижимости
и драгоценностей. В этом случае сбережения
не должны усиливать давление спроса на
потребительском рынке.
Т.о, задействовано два антиинфляционных
блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.
Монетаристы предлагают ввести дорогой
кредит. В этом случае для малоэффективного
производства он становится недоступным
и такое производство разоряется. На рынок
выходят самые сильные производители,
которых правительство поощряет более
низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют
рынок, цены начинают падать.
Итак, монетарные программы осуществляются
в три этапа (схема 2):
1. на первом проводится конфискационнан
денежная реформа;
2. на втором сокращается бюджетный дефицит
и удорожается кредит;
3. на третьем снижаются налоговые ставки.
На первом и втором этапах используются
рычаги, снижающие совокупный спрос, на
третьем — рычаги, стимулирующие рост
товарной массы.
Схема 2
«Монетарная» антиинфляционная политика
Сокращение спроса
Iэтап Денежная реформа
↓ ↓
I
I
этап Сокращение бюджетного дефицита Удорожание
кредита
Следствия:
↓
Уменьшение потребительского и инвестиционного
спроса
↓
Банкротство неэффективного производства:
рост спада производства
↓
Формирование рыночных ниш от разорившихся
производителей Сохранение на рынке сильных
производителей
III этап Сокращение ставок налогов
Следствия:
Рост инвестиций →Рост товарного предложения →Снижение цен
Реакция государства на разрастающуюся
инфляцию может быть двоякой:
1)формирование условий наименее болезненной
адаптации к ней населения;
2)выработка системы мер, способных ей
противоборствовать. Одновремен
Инфляции последних лет протекают на фоне
чрезмерного бюджетного дефицита. Здесь
возможны два пути: увеличить доходную часть бюджета
за счет роста налогов илисократить расходы государства.
Если нельзя отказаться от государственных
расходов, приходится ужесточать налоговый
пресс. Бремя налога легко перекладывается
на цену, что только подхлестывает инфляцию.
В долгосрочной перспективе большие налоги
угнетают инвестиции, что тормозит рост
предложения; государство лишается возможностей
роста налоговых поступлений в бюджет
из-за замедления инвестиционных процессов.
Современные правительства в борьбе с
инфляцией ориентируются больше на другое
направление, уменьшающее бюджетный дефицит,
— сокращение государственных расходов. Для
нашей страны это прежде всего сокращение
военных расходов, дотаций для неэффективного
производства и, к сожалению, социальных
программ.
Комплекс мер антиинфляционной политики
может быть представлен следующим образом.
Долговременная политика включает
в себя:
Во-первых, задачу погасить инфляционные
ожидания населения, которые нагнетают
текущий спрос.
Во-вторых, меры по сокращению бюджетного
дефицита за счет повышения налогов и
снижения расходов государства.
В-третьих, мероприятия в области
денежного обращения, в частности, установление
жестких лимитов на ежегодный прирост
денежной массы. В соответствии с монетаристскими
рецептами применяется таргетирование
— регулирование темпа прироста денежной
массы в определенных пределах (в соответствии
с темпом роста ВВП).
В-четвертых, ослабление влияния внешних
факторов. В частности, задача состоит
в уменьшении инфляционного воздействия
на экономику переливов иностранного
капитала (при положительном сальдо платежного
баланса) в виде краткосрочных кредитов
и займов правительства за рубежом для
финансирования бюджетного дефицита.
В-пятых, политика регулирования цен
и доходов, имеющая целью увязать рост
заработков с ростом цен. Одним из средств
служит индексация доходов, определяемая
уровнем прожиточного минимума или стандартной
потребительской корзины и согласуемая
с динамикой индекса цен. Для сдерживания
нежелательных явлений могут устанавливаться
пределы повышения или замораживание
заработной платы, ограничиваться выдача
кредитов и т.д.
Краткосрочная политика направлена
на временное снижение темпов инфляции.
Здесь успешный результат возможен в случае
расширения совокупного предложения без
увеличения совокупного спроса. В этих
целях государство предоставляет льготы
предприятиям, выпускающим дополнительно
к основному производству побочные товары
и услуги.
Определенное воздействие на темпы инфляции
оказывает уменьшение текущего спроса
при неизменном предложении. Это может
быть достигнуто за счет повышения процентных
ставок по вкладам, стимулирующим более
высокую норму сбережения.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы включают:
Ø регулирование общей массы денег через
управление «печатным станком»;
Ø регулирование процентных ставок коммерческих
банков через управление ими Центробанком;
Ø обязательные денежные резервы коммерческих
банков;
Ø операции Центрального банка на открытом
рынке ценных бумаг.
Косвенные методы не могут работать в
нашей экономике на полную мощность по
причине ее недостаточной «рыночности».
Полноценный рынок ценных бумаг, в том
числе рынок государственных обязательств
у нас отсутствует, а соответственно Центральный
банк не может воздействовать на денежную
массу через куплю-продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной
способности денежной единицы включает
в себя такие методы, как:
Ø прямое и непосредственное регулирование
кредитов и их
распределения государством;
Ø государственное регулирование цен;
Ø государственное регулирование пределов
заработной платы;
Ø государственное регулирование внешней
торговли и операций с
иностранным капиталом;
Ø государственное регулирование валютного
курса.
При сильной инфляции потери в значительной
степени несут потребители, у которых
снижается жизненный уровень. Поэтому
правительство обычно проводит политику
амортизации ударов инфляции. Она включает
два направления:
- индексация потерь доходов;
- компенсация потерь от инфляции.
Коэффициент индексации должен строиться
с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция
не прекращается, время от времени приходится
проводить индексацию, устанавливать
предел жизненного уровня. Компенсации проводятся
в государственном секторе за счет бюджета,
который уже находится в состоянии дефицита.
Дефицит бюджета углубляется. Причины
инфляции не устраняются, временно сглаживаются
лишь ее последствия.
Как свидетельствует опыт, остановить
инфляцию с помощью одних организационных
мер весьма трудно, если не сказать невозможно.
Для этого необходима структурная реформа,
направленная на преодоление возникших
в экономике диспропорций.
2.2. Особенности антиинфляционной политики
России
Исторически инфляция в экономике России
возникла еще в 50-х – нач. 60-х годов и связана
с резким падением эффективности общественного
производства. Она носила скрытый характер
и проявлялась в товарном дефиците. Разрушение
СЭВа и СССР привело к разрыву традиционных
хозяйственных связей, резкому падению
производства. Открыто взрыв инфляции
произошел в январе 1992 г., когда были отпущены
все цены. С этого момента инфляционный
процесс стал быстро нарастать. Инфляция
быстро перерастала в гиперинфляцию.
Отечественный тип инфляции отличается
от всех других известных типов, что объясняется
условиями ее развития - перехода от плановой
к рыночной экономике.
Главными неденежными факторами инфляции
90-х годов являются:
кризис плановой хозяйственной системы,
проявляющийся в спаде производства, несбалансированности,
диспропорциональности экономики;
неэкономичность производства, выражающаяся
в затратном характере производства, низком
уровне производительности труда и качества
продукции.
К основным денежным факторам инфляции
относят:
либерализация цен в условиях отсутствия
конкуренции дали возможность монополистическим
структурам овладеть реализацией товарной
массой и диктовать цены;
дефицит бюджета, который резко возрастал
с падением производства;
сокращением реальных доходов у предприятий
и населения. До 1995 г. он покрывался преимущественно
эмиссией денег;
распад «рублевой зоны»;
введение приватизационных чеков, играющих
роль денежного суррогата.
Применительно к России на начальном этапе
экономической реформы можно выделить
следующие особенности хозяйственной ситуации.
1.Наличие общего структурного неравновесия
и отсутствие конкурентной среды.
2.Ценовые перекосы и диспропорции не устранены
в ходе либерализации цен. Свободные цены
пока еще не стали ценами равновесия и
не работают на улучшение производственной
структуры.
3.Сохраняется давление внешнего долга,
резко сужающего маневр валютными ресурсами.
4.Серьезной проблемой для России становится
сокращение расходных статей государственного
бюджета, что ведет к развалу социальной
сферы, свертыванию капитальных вложений.
Здесь необходимо отметить специфику инфляционных процессов в
России сегодня.
1.Спад производства при росте заработной
платы. Поступающая на рынок потребительских
товаров денежная масса не убывает, а предложение
товаров в связи со спадом производства
сокращается. В результате цены начинают
расти, причем механизм их роста принимает
вид спирали: "зарплата - цены".
2. Монополизация отраслей народного хозяйства.
3.Слабая государственная власть и политическая
нестабильность. В настоящей политической
ситуации России вряд ли возможно рассчитывать
на приток иностранных инвестиций, скорее
будет увеличиваться вывоз валюты за рубеж,
население не станет делать сбережения,
что напрямую связано с сокращением инвестиций
внутри страны.
4.Дефицит государственного бюджета. Часто
государство вынуждено покрывать дефицит
госбюджета с помощью эмиссии денег. В
условиях инфляции издержек бюджетный
дефицит является результатом инфляционного
обесценения государственных доходов.
Но и сам бюджетный дефицит оказывает
мощное усиливающее воздействие на инфляционные
процессы.
5.Ошибка в стратегии ценообразования.
В нашей экономике имеет место, главным
образом, инфляция издержек, поскольку
опережающими темпами растут цены на энергоносители
и первичное сырье, и каждая очередная
волна крупного повышения цен начинается
с топлива и сырья, что допускать нельзя.
6.Денежная эмиссия.
7.Неадекватный валютный курс. В условиях
либерализации экспорта и "плавающего"
валютного курса рубля, весьма далекого
от реального соотношения общего уровня
цен и уровня цен экспортируемых и импортируемых
товаров, неравномерного влияния цен мирового
рынка на цены продукции различных отраслей
российской экономики, эти цены неизбежно
оказываются рассогласованными между
собой. Это ведет к спаду производства,
сопровождающемуся ухудшением структуры
производства и снижением его технического
уровня.
В целом следует отметить следующее: в
российском инфляционном процессе действуют
параллельно и факторы инфляции спроса,
и факторы инфляции издержек. Оба вида
инфляции имеют в своей основе нарушения
денежного обращения, однако механизм
их образования различен. В инфляции спроса
денежная масса выступает как ее основа
и активная причина. Поэтому антиинфляционные
меры монетаристского характера, ведущие
к сокращению и платежеспособного спроса,
и денежной массы, действуют против подобной
инфляции весьма эффективно. Но в инфляции
издержек деньги выступают в пассивной
роли: толчок к росту цен дают не денежные,
а производственные факторы. Вызванное
ими повышение цен требует соответствующего
роста денежной массы. В противном случае
возникает острая нехватка платежных
средств и инфляция издержек производства
реализуется не столько в росте цен, сколько
в кризисном сокращении производства.
Какие же меры принимала действующая власть
для сдерживания инфляции?
В основе современной антиинфляционной
политики России лежит идея сдерживания бюджетного дефицита
и денежной массы.
Так, согласно Указа Президента РФ от 3
июня 1993 г. N 842 "О некоторых мерах по
сдерживанию инфляции" в целях сдерживания
инфляции:
«Признать необходимым с 1 июля 1993 г. и
до конца текущего года не принимать федеральными
органами государственной власти и управления
Российской Федерации решений, приводящих
к увеличению расходов бюджетов всех уровней
и государственных внебюджетных фондов.
Правительству Российской Федерации:
в двухнедельный срок внести предложения
об отмене принятых в 1993 году федеральными
органами государственной власти и управления
Российской Федерации решений, приводящих
к увеличению бюджетных расходов;
предусмотреть, что социально значимые
расходы государства, а также расходы,
обеспечивающие функционирование важнейших
секторов экономики, индексируются Министерством
финансов Российской Федерации в установленном
порядке при уточнении республиканского
бюджета Российской Федерации на 1993 год;
в двухнедельный срок внести предложения
о возможном увеличении доходов республиканского
бюджета Российской Федерации». [1]
То есть власть шла по пути сдерживания расходной части
бюджета.
В 1993 г. было принято решение о переходе
к политике последовательного ограничения
роста денежной массы. Сокращение темпов
денежной эмиссии постепенно привело
к сокращению темпов инфляции. Однако
снижение темпов инфляции вызвало глубокий
спад промышленного производства. «Умеренно
жесткий» курс был в целом выдержан в течение
года, продолжен и ужесточен в 1994-1995 гг.,
когда был осуществлен переход к преимущественно
не инфляционным источникам финансирования
бюджетного дефицита, приняты меры по
развитию различных сегментов финансового
сектора.
В 1994-1995 гг. обеспечивалось дальнейшее
снижение среднемесячных темпов роста
денежной массы. Был совершен переход
к инфляционному механизму финансирования
государственного бюджета, резко были
сокращены его расходы. Все это позволило
в 1995 г. снизить инфляцию до 6 - 9% в месяц. [6.
с.252]
Во второй половине 1995 г. появились признаки
того, что правительство освобождается
от веры в жесткую бюджетную экономию
как единственное средство от инфляции.
Это выразилось в решении о замораживании
цен на природный газ для производственных
нужд, тарифов на электрическую и тепловую
энергию, на перевозку грузов по железной
дороге в период с 1 октября 1995 г. по 1 января
1996 г., а также о запрещении ведомствам, действующим
в сфере естественных монополий, повышать
цены более чем на 70% их прироста во
всей экономике.
Правительство рассчитывало на то, что
успех антиинфляционной политики автоматически
оживит хозяйственную активность и инвестиционную
деятельность. Однако началось стремительное
падение производства, резкое ухудшение
финансового состояния предприятий, лавинообразное
нарастание неплатежей, рост задолженности
по заработной плате, обострение социальной
напряженности. В этих условиях Центробанком
по согласованию с правительством был
произведен взаимозачет неплатежей,предоставлены крупн
Итогом такой политики явилась тенденция
к последовательному замедлению инфляционных
процессов. Если в 1992 г. среднемесячные
темпы инфляции достигали 31%, в 1993 г. - 21%,
в 1994 г. - 10%, в 1995 г. - 7%. [11. с.270]. Этот успех,
однако, был куплен дорогой ценой. За годы
реформ промышленное производство упало
более чем наполовину, рекордных значений
достигли показатели неплатежей.
В этих условиях, разумеется, не могло
произойти позитивных сдвигов в структуре
экономики; напротив, за годы реформы получила
развитие тенденция к «утяжелению» структуры
народного хозяйства, т. е. к быстрому падению
производства в обрабатывающих отраслях,
на фоне относительного благополучия
в добывающей промышленности, металлургии,
химии и нефтехимии.
Резкое и обвальное падение курса рубля
по отношению к доллару в августе 1998 года
привели к всплеску инфляции, достигшей
по итогам 1998 г. 84,4%; спадом промышленного
производства более чем на 5%.[6. с.256]
Рост потребительских цен в первом полугодии
1999 г. составил 24,5% (за аналогичный период
1998 г. – 3,5%) - в годовом выражении это соответствует
уровню инфляции примерно в 60-70%. [9. с.262].
Рост цен производителей опережал темпы
увеличения потребительских цен, что обусловлено
доминированием инфляции издержек.
В 2000 году ситуация с инфляционными процессами
протекала схоже с 1999 годом.
Все эти процессы на протяжении 1990-2000 года
сказались на экономике России, оставив
как негативные, так и позитивные последствия.
Позитивные изменения в российской экономике:
· Российские предприятия существенно
улучшили свое финансовое положение: возросли
оборотные средства, прибыль, снизилась
доля бартерных операций, уменьшились
темпы роста кредиторской и дебиторской
задолженности.
· Существенно улучшился внешнеторговый
баланс РФ - по результатам 1999 г. ожидается
положительное сальдо внешней торговли
в 25-29 млрд. долл.
· Темпы роста цен и девальвации рубля
удерживаются денежными властями на уровне
3-4% в месяц.
Негативные изменения в российской экономике:
· Наблюдаемый экономический рост не является
устойчивым и основывается на эффекте
импортозамещения, резервы которого весьма
ограниченны. Более того, большинством
экспертов прогнозируется дальнейшее
падение компонентов конечного спроса
- частного спроса, инвестиций, экспорта.
· Успешное исполнение федерального бюджета
объясняется, главным образом, более высокими,
нежели было заложено в проекте бюджета,
темпами инфляции и девальвации. В то же
время расходы бюджетной сферы остались
на уровне 1998 года (в номинальном исчислении).
· Реальные располагаемые доходы населения
сократились в среднем на 30% по сравнению
с 1998 г. Фактически единственным способом
поддерживать приемлемый уровень потребления
для граждан России остается предпринимательская
активность, поскольку пенсии снизились
на 50% к предыдущему году, а заработная
плата - на 40%.
· Банковский кризис сохраняется как в
силу отсутствия концепции реформирования
отечественной банковской системы, так
и средств на ее осуществление.
· Финансовые рынки России по-прежнему
находятся в состоянии глубокой депрессии,
характеризующейся низкими оборотами
и ликвидностью, высокими рисками, а также
отрицательными реальными процентными
ставками.
В последнее время отчетливо проявилось
то обстоятельство, что отсутствие прогресса
в формировании конкурентной среды является
важным самостоятельным фактором инфляции.
Действие этого фактора проявляется в
монополизме, постоянном давлении издержек
и т. п.
Все это приводит к выводу, что ограничение
темпов инфляции методами финансовых и денежных
рестрикций имеет свои объективные
пределы, а при определенных условиях
жесткая антиинфляционная политика может
превращаться в свою противоположность,
поддерживая в экономике постоянный «инфляционный
фон». Это позволяет предположить, что
на определенных этапах переходного периода
становится целесообразным перенесение
акцентов в хозяйственной политике на
стимулированиеинвестиционной активности (при
сохранении рестриктивного в целом монетарного
курса).
Основания для такого предположения дает
то обстоятельство, что значительная недогрузка
производственных мощностей в целом ряде
отраслей и кризисное финансовое состояние
предприятий позволяют рассчитывать на
то, что краткосрочные последствия стимулирования
инвестиционной деятельности не перечеркнут
результаты проводившейся ранее антиинфляционной
политики. Следует также отметить, что
политика поощрения инвестиций отнюдь
не должна означать отказа от жесткой
монетарной политики; напротив, льготы
инвесторам должны носить строго целевой
характер, а использование ими финансовых
ресурсов должно строго контролироваться.
Осознание необходимости поддержки инвестиций
нашло отражение в принятии в августе
1995 г. правительством РФ Комплексной программы стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций
в экономику России. Программа предусматривает
комплекс мер по улучшению инвестиционного
климата, включая налоговые льготы, совершенствование
правовой базы инвестирования, повышение
роли регионов в инвестиционной политике
и т. д. В плане источников финансирования
инвестиционной
деятельности Программа предлагает повышение
роли амортизационных отчислений, размещение
на конкурсной основе централизованных
инвестиционных ресурсов, выделяемых
из федерального бюджета, введение механизма
государственных гарантий инвесторам
как формы государственной поддержки
и др.
В сложившихся условиях потенциально
весьма значительную роль в оживлении
инвестиционной активности могут сыграть
банки. Как показывает мировой опыт, при
дефиците ресурсов на первый план в финансировании
инвестиций, как правило, выступает кредит.
Важным источником ресурсов для инвестирования
могли бы стать сбережения населения,
размеры свободных средств которого сейчас
оцениваются в размере 25-30 млрд. долл. и
30-40 трлн руб. Однако значительная часть
этих средств (по оценкам, около 75% их объема)
является очень неустойчивым ресурсом,
подверженным значительным колебаниям
в зависимости от изменений хозяйственной
конъюнктуры и различных спекулятивных
моментов, а потому может служить лишь
источником краткосрочного кредитования.
Кроме того, банковский кризис, разразившийся
в конце августа 1995 г., подорвал доверие
населения к банкам.
В качестве паллиативной меры, призванной
«запустить» механизм льготного финансирования
инвестиций, возможно использование способности
эмиссионного банка «создавать кредиты»
(подобно тому, как это делалось в послевоенной
Японии). Этот путь предполагает создание
государственного инвестиционного банка,
исключительной задачей которого являлось
бы льготное кредитование инвесторов
и который рефинансировался бы в том числе
путем продажи своих облигаций Центральному
банку, направляя полученные средства
непосредственно инвесторам. Для тех же
целей можно использовать и сеть территориальных
управлений самого Центрального банка.
Предпосылкой успеха таких мер является
жесткий контроль за целевым использованием
средств путем их зачисления на специальный
(инвестиционный) счет и списания только
по мере фактического выполнения определенных
этапов работ.
При этом льготные кредиты могут предоставляться
только инвесторам, которые осуществляют
капиталовложения в развитие материального
производства и проекты которых получили
«аттестат качества» соответствующих
государственных инстанций (например,
Министерства экономики). Монетарный же
курс в целом должен оставаться рестриктивным.
Создание такой «двухуровневой» системы
позволит сочетать антиинфляционную направленность
кредитно-денежной политики с политикой
стимулирования капиталовложений.
Реально в нашем сегодняшнем положении
по настоящему эффективны только прямые методы борьбы с
инфляцией - регулирование кредитов, цен
и заработной платы, регулирование валютного
курса и внешней торговли. Дело в том, что
в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно
считать уникальную диспропорциональность
в экономике, возникшую как следствие
командно-административной системы. Нарушение
народнохозяйственных пропорций невозможно
устранить без определенной структурной
политики государства, в частности, рационализацией
производственных капиталовложений, обильным
финансированием за счет акционерных
и частных капиталов, широким привлечением
иностранных инвестиций и сокращением
бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую
структуру советской экономики.
Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют
соотношение валют, а также создадут условия
для здоровой конкуренции. В таком случае
успех будет достигнут.
Специфические особенности инфляционного
процесса в России определяют специальные
подходы к осуществлению эффективной
отечественной антиинфляционной политики.
Необходимы следующие мероприятия:
1) разработка и осуществление государственных
программ развития экономики, прежде всего
отраслей и предприятий, способствующих
становлению конкурентного, высокотехнологического
и наукоемкого производства;
2) проведение последовательной антимонопольной
политики;
3) усиление стимулов производственного
накопления, включая субсидирование, способное
поддержать процесс накопления у предпринимателей
и населения;
4) изменение структуры производственных
фондов в целях расширения производства
товаров народного потребления;
5) стимулирование кредитной инвестиционной
деятельности банков и ограничение покрытия
дефицита за счет банковского кредита;
6) совершенствование налоговой системы,
особое внимание обращая на регулирующую
роль налогов;
7) создание условий для прекращения импорта
инфляции. С этой целью обеспечить превращение
зарубежных долларовых запасов в товары
производственного назначения, которые,
поступив в нашу страну, смогли бы оживить
инвестиционный процесс;
8) изменение денежно-кредитной политики,
которая должна обеспечить тесную взаимосвязь
всех элементов рыночного механизма товарно-денежных
отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляционные процессы являются неизбежным
результатом глубинных процессов в экономике,
объективным следствием нарушения экономического
равновесия.
Управление инфляцией представляет собой
важнейшую проблему денежно-кредитной
и экономической политики. Одна из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит
в гашении инфляционных ожиданий. Другим
неотъемлемым компонентом антиинфляционной
стратегии является
Ещё одна стратегическая задача антиинфляционного
регулирования -сокращение бюджетного
дефицита с перспективой его полной ликвидации.
К её решению можно двигаться двумя путями
- увеличивая доходы и уменьшая расходы
государства.
Необходимым остается перенесение акцентов
в хозяйственной политике на стимулирование инвестиционной активности (при сохранении
рестриктивного в целом монетарного курса).
При всей значимости сокращения государственных
расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры,
повышение ответственности предприятий
за результаты хозяйственной деятельности,
проведение определенных мер по регулированию
цен и доходов.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив
хозяйственный механизм, включив рыночные
регуляторы. Решение этой проблемы предполагает
достижение политической стабильности.
Нормализация денежного обращения и противодействие
инфляции требуют выверенных, гибких решений,
настойчиво и целеустремленно проводимых
в жизнь.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 842
"О некоторых мерах по сдерживанию и
инфляции". Текст Указа опубликован
в "Российской газете" от 8 июня 1993
г., Собрании актов Президента и Правительства
Российской Федерации от 7 июня 1993 г., N
23, ст. 2106
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория:
Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 1999. – 432 с.
3. Курс экономической теории: Учебное пособие.
/ Под ред. проф. Чепурина. - Киров.: АСА,
1995. - 580 с.
4. Лившиц А. Я. Инфляция // Российский экономический
журнал. - 1992. - №4. - с. 32-45
5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы,
проблемы и политика. В 2-х томах. Т.I. - М.:Республика,
1993. – 856 с.
6. Основы экономической теории и практика
рыночных реформ в России: Учебное пособие
для вузов / Под. Ред. М. М Загорулько,
О. Н. Иншакова. - М.: Академия, 1997. - 420 с.
7. Ратновский Л. Потери от инфляции в России
// Вопросы экономики. - 2002. - №2. - с. 48-56
8. Россия в цифрах: Краткий статистический
сборник. М., 1996. - 410 с.
9. Современная экономика: Учебник / Под
ред. проф. О. Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону:
Изд. Феникс, 1998. - 610 с.
10. Шишов А. А. Макроэкономика.- М.: ЭКМОС,
1997. - 356 с.
11. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.
Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК,
1999. - 580 с.
12. Экономическая теория: Курс лекций для
студентов высших учебных заведений. /
Под общ. ред. Е. П. Видяпина, А. С. Журавлевой.
- М.: Инфа, 1996. - 784 с.