Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:14, реферат
Система финансового контроля в Российской Федерации в основном отвечает требованиям, предъявляемым к таким системам в демократических странах с рыночной экономикой. Система финансового контроля включает в себя контроль: государственный финансовый, общественный и независимый – аудит. Государственный финансовый контроль в свою очередь подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Аудит в системе финансового контроля в Российской Федерации
Система финансового контроля в Российской Федерации в основном отвечает требованиям, предъявляемым к таким системам в демократических странах с рыночной экономикой. Система финансового контроля включает в себя контроль: государственный финансовый, общественный и независимый – аудит. Государственный финансовый контроль в свою очередь подразделяется на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный контрольохватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ в лице Федеральной службы финансово-бюджетного контроля, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства. Этот контроль проводят также Федеральная таможенная служба, Центральный банк Российской Федерации, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).
Основные задачи системы общегосударственного финансового контроля:
• контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;
• контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
• контроль законности привлечения
и использования средств
Основные функции системы общегосударственного финансового контроля:
• проверка правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;
• контроль правильности и
эффективности использования
• определение обоснованности
и правомерности действий кредитных
учреждений в части использования
средств организаций и
• контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
При выявлении нарушений,
за которые предусмотрена
Правом назначать проверки соответствующими органами пользуются: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Управление делами Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговые органы – в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.
Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, государственные
и унитарные организации должны
осуществлять ведомственный контроль
за законностью расходования государственных
средств, поступивших в их распоряжение,
проверять полноту и
Общегосударственный контроль подразделяется на налоговый, таможенный, валютный, денежно-кредитный.
Денежно-кредитный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ. Страховой контроль осуществляет подведомственная Минфину России Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), таможенный контроль реализует Федеральная таможенная служба и ее подразделения, налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой и ее подразделениями.
Контроль за использованием государственных (преимущественно – бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления (и, соответственно, бюджетной системы РФ) осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора проводит ревизии и проверки
использования бюджетных
Ведомственный государственный контрольпроводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Кроме того, для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного контроля МФ РФ.
Общественный контрольреализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).
В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Основой общественного контроля является информация, предоставляемая органами Госкомстата РФ (ныне – Федеральной службой государственной статистики), государственного финансового контроля, прежде всего, счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), важнейшим принципом деятельности которых является гласность.
Наряду с указанными видами
финансового контроля в России используется
такая форма финансового
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона «Об аудиторской деятельности»
от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 30
декабря 2001 г.) аудиторская деятельность,
аудит – это
Аудитор (от лат. auditor– слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.
Понятие аудита значительно
шире понятий «ревизия» и «контроль»
Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета и налогообложения, обучение и др.
Известный американский специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. Он считает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской
экспертизы. Отличие состоит в
том, что аудит – независимая
проверка, а судебно-бухгалтерская
экспертиза осуществляется по решению
судебных органов. Специфика судебно-
Аудит существует независимо
от наличия или отсутствия уголовного
или гражданского дела, в то время
как судебно-бухгалтерская
Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации никак не ограничивает деятельность аудиторов-специалистов при выполнении функций эксперта-бухгалтера.
В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам.
Информация о работе Аудит в системе финансового контроля в Российской Федерации