Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 17:18, дипломная работа
Цель данной работы – разработка экономически обоснованных реакций по развитию автокредитования в ОАО «Сбербанк».
Задачи данной работы:
изучить теоретический и практический аспекты потребительского кредитования и автокредитования;
проанализировать систему автокредитования (на примере Кредитно-кассового офиса ОАО «Сбербанк»;
рассмотреть пути совершенствования системы автокредитования Кредитно-кассового офиса ОАО «Сбербанк».
Одной из наиболее актуальных задач для банков, действующих на российском рынке автокредитования, в настоящее время является выход в регионы. Согласно оценкам экспертов и игроков рынка, сегодня банки удовлетворяют спрос на автокредиты в регионах не более чем на 50%. Во многом именно с этим обстоятельством связано стремление многих столичных банков к выходу и расширению представленности в нестоличных регионах, упор в стратегии развития на расширение сети филиалов и отделений.
Кредиторы на российском рынке автокредитования представлены, главным образом, тремя группами банков: универсальные банки, специализированные (в данном случае розничные) банки и кэптивные банки автопроизводителей, организующие финансирование покупок автомобилей конкретного автоконцерна.
Преимущества и недостатки каждой этих трех групп кредиторов кратко аккумулированы автором в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Анализ ключевых групп игроков на российском рынке автокредитования
Вид кредитора |
Преимущества |
Недостатки | |
Универсальные банки |
Государственные банки |
– низкая стоимость фондирования; – государственная поддержка в случае существенного ухудшения макроэкономических условий; – возможность использования диверсификации операций с целью минимизации рисков; – возможность использования самых современных технологических решений для оценки кредитоспособности заемщиков |
– директивная необходимость отвлечения ресурсов для финансирования долгосрочных государственных инвестиционных программ; – строго формальный подход к анализу заемщиков; – высокие операционные издержки (фонд оплаты труда, поддержание и развитие филиальной сети) |
Крупные частные банки |
– возможность использования диверсификации операций с целью минимизации рисков; – невысокая стоимость фондирования ввиду аккредитации международными рейтинговыми агентствами; – возможность использования достаточно современных информационно- технологических решений для оценки кредитоспособности заемщиков |
– ограниченная возможность принятия решений с учетом индивидуальных особенностей заемщиков; – высокие операционные издержки (фонд оплаты труда, поддержание и развитие филиальной сети) | |
Средние и небольшие частные банки |
– возможность использования диверсификации операций с целью минимизации рисков; – максимальная гибкость и оперативность в принятии решений; – возможность принятий решений с учетом индивидуальных особенностей заемщиков |
– высокая стоимость фондирования (основной источник – вклады физических лиц); – невозможность использования последних информационно- технологических решений в части скоринга ввиду высокой стоимости их приобретения и обслуживания | |
Крупный розничный банк |
– работа на самом высокомаржинальном сегменте рынка; – средняя стоимость фондирования (конкретные условия зависят от присутствия в капитале банка доли иностранного капитала); – наиболее либеральные требования к заемщикам – физическим лицам |
– активные операции на самом рискованном сегменте рынка – кредитовании физических лиц; – самые высокие процентные ставки по кредитам | |
Кэптивный банк автопроизводителя |
– минимальная стоимость фондирования от материнских компаний; – гибкие условия кредитования; – комфортные для заемщиков процентные ставки |
– прямая зависимость от уровня спроса на автомобили конкретной марки; – невозможность расширить сегмент рынка (кредитование только на покупку автомобилей конкретной марки) |
Наряду с тенденцией к развитию межрегиональных филиальных сетей банками, действующими на рынке автокредитования в России, на рассматриваемом рынке также набирает силу тенденция к выходу финансовых подразделений западных автоконцернов. В частности, открытие в России собственных банков рассматривают BMW, DaimlerChrysler, Toyota Motor Corporation.
Среди потребителей услуг автокредитования эксперты и представители игроков российского рынка выделяют три основные группы:
1. Потребители со средним
2. Потребители со средним
3. Потребители со средним
Рис. 2.1. Доли основных групп потребителей на российском рынке автокредитования, % от общего числа кредитов
Помимо общего роста рынка автокредитования, одними из основных тенденций ближайшего будущего, вероятно, станут снижение требований к заемщикам и увеличение срока кредитования. Упрощение процедуры выдачи автокредита, дальнейшее расширение ассортимента дополнительных банковских услуг выступят одними из важнейших предпосылок увеличения объемов продаж автокредитов. Смягчение условий по кредитам позволит привлечь на рынок автокредитования более широкие слои населения, в частности, менее обеспеченные слои, которые до сих пор не могли себе позволить покупку автомобиля в кредит.
В 2013 году практически половина автомобилей, проданных в России, была куплена в кредит. В 2012 году этот показатель составлял 30%, в текущем году отмечается увеличение роста автокредитования на 53%.
По прогнозам аналитиков в 2014 году автокредитование продолжит наращивать объемы. На конец 2013 года, по данным Бюро кредитных историй, было выдано автокредитов на 1,3 трлн. рублей из общего объема продаж на сумму 9,4 трлн.
Отмечается и увеличение средней суммы кредита, которая выросла на 4%. На конец 2013 года средняя сумма кредита на автомобиль составила 503 788 рублей. Во многом эта тенденция связана с действием программы государственного субсидирования автокредитования. В течение 2014 года средняя сумма кредита может достигнуть 550 000-600 000 рублей.
Главным стимулом роста автокредитования в 2014 году станет программа государственного субсидирования, которая позволяет получить выгодный автокредит. Данная программа призвана оживить российский автомобильный рынок, что положительно скажется и на других отраслях экономики страны.
Наибольшим спросом пользуются бюджетные авто. Государственная программа распространяется на автомобили стоимостью до 750 000 рублей, собранные в России. Рынок продажи автомобилей премиум класса тоже растет и за 2013 года рост составил 6,6%.
Однако 2014 года общий объем продаж автомобилей в России сократился на 6,8% до 1,92 млн.штук. По прогнозам в 2014 году будет продано 2,6 млн. транспортных средств.
Продажи новых легковых и коммерческих авто в России в 2013 году снизились на 7% по отношению к 2012 году. В 2014 году не ожидается сильного ухудшения ситуации, главным образом благодаря, льготному автокредитованию, но и улучшения, скорее всего, тоже не будет.
Доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней к концу 2013 года выросла на 0,1%, и в октябре составила 3,6%. Коэффициент потенциально невозвратной задолженности за 2013 год составил 3,5%, что отражает тенденцию к уменьшению начиная с 2010 года, когда коэффициент был на уровне 5,7%.
В то же время, объем безнадежных долгов, переданных коллекторам в 2013 года – 24 млрд. рублей, что превышает показатели 2012 года на 20%. К концу 2013 года объем просроченной задолженности будет на уровне 40 млрд. рублей.
Ускорение роста просрочки связано с повышением уровня закредитованности населения. Просроченные платежи накапливаются и формируют огромный долговой портфель. При этом средний уровень задолженности снижается, и становится равен 179 тыс. рублей, что на 90 000 рублей меньше аналогичного периода 2012 года.
Темпы роста просрочки не вызывают беспокойства регулятора – это залоговые кредиты, и банк всегда может реализовать имущество. Однако если таких кредитов будет много, то банкам предстоят хлопоты с непрофильными активами, а это им невыгодно.
Вероятно, что в 2014 году объем просроченной задолженности продолжит увеличиваться, и тогда возникнет высокое давление на капитал банков. Поэтому на данный момент ситуация не критическая, но перспектива пугает. Если не будет положительных тенденций в развитии экономики и уровень безработицы продолжит расти, то кредитные портфели банков пострадают.
Темпы роста выдачи кредитов на транспортные средства достигли уровня 17,7%, что значительно ниже роста всего розничного кредитования (28,43%). Однако доля автокредитов с задолженностью с начала 2013 года уменьшилась на 1% и составила 14%. Поэтому качество кредитного портфеля автокредитов можно считать высоким. При сохранении текущих темпов развития рынка к концу 2014 года в кредит будет куплено более половины автомобилей.
Аналитики считают, что если бы не новый запуск программы государственного субсидирования, то на рынке автокредитования наблюдалось бы резкое замедление выдачи кредитов. Сейчас ситуация конкурентная, благодаря тому, что госпрограмма вернула на него мелких игроков. Льготная программа снизила уровень замедления автокредитования с возможных 10% до 5%.
Новая льготная программа запущена в 2013 года и продлится до июля 2014 года. Сроки зависят от темпов выдачи кредитов. На данный момент на реализацию программы выделено 12,7 млрд.рублей в виде возмещения выпадающих доходов по льготным кредитам, выданным в 2013-1014 годах. При этом сумма дополнительных поступлений в бюджет за 2013 год составила около 21 млрд.рублей.
Государство оплачивает большую часть процентной ставки при условии покупки автомобиля российского или иностранного производства, собранного в России, стоимостью до 750 000 рублей. Возмещение составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России, на данный момент – это 5,5%. В программе участвуют более 80 банков, среди которых Сбербанк, ВТБ 24, Россельхозбанк, Росбанк, Райффайзенбанк», ЮниКредит Банк, Газпромбанк.
В Министерстве промышленности и торговли подготовили список автомобилей из пятидесяти моделей, которые можно кредитовать на льготных условиях. Первоначальный взнос – от 15% стоимости авто, срок кредита – до 36 месяцев. Кредит выдается в рублях РФ.
По статистическим данным 23,2% продаж по программе льготного кредитования приходится на автомобили Lada, а среди иномарок лидируют Chevrolet (11,4%) и Renault (11,2%). Наибольшее количество автокредитов с государственной поддержкой уже выдали ВТБ24 – 17%, Сбербанк – 15%, ЮниКредит Банк -14%, Русфинанс Банк – 13%, Сетелем Банк – 10%. На пятерку лидеров приходится 70% всех выданных льготных кредитов.
Десятка лидеров рынка автокредитования по итогам третьего квартала 2013 года выглядит таким образом:
- ВТБ 24;
- Сбербанк;
- Русфинанс банк;
- Росбанк;
- ЮниКредит Банк;
- Кредит Европа Банк;
- Тойота банк;
- Райффайзенбанк;
- банк Уралсиб.
В числе ведущих банков России, осуществляющих автомобильное кредитование в 2014 году, следует отметить ВТБ — 24, Сбербанк, Русфинанс Банк, Росбанк и Росевробанк.
В стандартную программу автокредитования банка ВТБ-24 входят 10 видов выдачи кредитов сроком от 1 до 7 лет под 10-25% годовых. В банке выдают автокредиты на приобретение, как нового, так и подержанного автомобиля. Первоначальный взнос начинается с 15%, а максимальная сумма достигает до 1 млн. рублей. Право на получение займа имеет клиент в возрасте от 21 года, имеющий заработную плату не менее 10 тысяч рублей. Размер автокредита рассчитывается индивидуально для каждого заемщика. На величину процентной ставки оказывает влияние валюта кредита, первоначальный взнос и срок погашения займа. Если оформить кредит с минимальным сроком и с большим первоначальным взносом, можно сэкономить деньги.
Программа банка Русфинанс банк представлена 42 кредитами. Сумма колеблется в пределах от 50 до 750 тысяч рублей. Лишь кредит «Движ,ОК frech (Стандартное предложение)» предлагает верхний предел до 1 млн. рублей. Возможный срок от 1 до 5 лет, процентная ставка от минимальной 6,9% (кредит «Fiat Finance») до максимальной 29% (кредит «То что надо»).
Росбанк предлагает 8 видов кредитов на срок от 6 месяцев до 5 лет суммой от 60 тысяч до 5 млн. (кредит «Классический») и процентной ставкой 11,4 до 20,9% годовых.
В Росевробанке существует 9 кредитов, выдаваемых на срок от 1 до 5 лет, с процентной ставкой 9-17%. Максимальная возможная сумма от 1 млн. (кредит «Классика Мото») до 5 млн. (кредиты «Берлин-Токио», «Классика Импорт» и «Коммерческий автотранспорт»).
Более 50% рынка контролирует пятерка лидеров розничного кредитования, но запуск программы государственного субсидирования позволил вернуться на рынок и мелким игрокам, что создает конкурентные условия, несмотря на снижение общих объемов продаж авто, коснувшееся не только России, но и Европы.
Средняя процентная ставка по кредитам составляет 14,6% годовых и значительных изменений не ожидается. На решение приобрести авто в кредит влияет не только процентная ставка, но и стоимость автомобиля.
В 2013 году средняя стоимость выросла на 3%. Главный интерес вызывают недорогие автомобили, в том числе и авто с пробегом. Их доля в 2013 году повысилась с 10% до 12%. Это связано с увеличением числа банков, предлагающих подобные программы. Процентные ставки на приобретение в кредит подержанных автомобилей в среднем составляют 16% годовых.
Информация о работе Автокредит как банковский продукт в ОАО «Сбербанк»