Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемые в настоящее время пути их решения.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
рассмотреть деятельность Банка России;
проанализировать работу кредитных организаций:
обозначить проблемы банковской системы Росси и предложить пути их решения.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 53.45 Кб (Скачать файл)

Есть и такие, уже ставшими традиционными, темы, как создание бюро кредитных историй из баз данных банков, из баз надежности заемщиков, как система страхования вкладов, в которой будут участвовать все банки на равных, включая Сберегательный банк. Это все позволяет рассчитывать на консолидацию и реструктуризацию банковской системы. Позволяет снять опасения, которые возникают в связи с большой открытостью российской экономики и банковской сферы, в частности.

Меры для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям [8].

1.     Монетарные меры.

  Установленный в январе 2009 г. коридор  колебаний рубля к бивалютной  корзине соответствует расчетному  уровню поддержки и, вероятно, обеспечивает  при текущих макроэкономических  параметрах определенное равновесие. Основная задача государства  сейчас – подтвердить твердые  намерения по поддержанию адекватного  курса рубля и обеспечить его  стабильность.

2.     Повышение капитализации банковской  системы.

Мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3.     Консолидация банковского сектора.

  Это направление призвано повысить  устойчивость банковской  системы  и ее способность решать задачи  по финансовому обеспечению отечественных  производителей. В данном направлении  положительную роль может сыграть  механизм предоставления капитала  крупнейшим банкам (в том числе  частным) для приобретения неплатежеспособных  банков в дополнение к долговому  финансированию, предоставляемому  Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить  требования к минимальному размеру  собственных средств (капитала) для  кредитных организаций,  совершенствовать  процедуру реорганизации кредитных  организаций и упростить процедуры  их банкротства. Именно с этой  целью государство увеличивает  с 1.01.2010г. минимальный уставной капитал  для банков до 90 миллионов рублей, а с 2012 года - до 180 млн. рублей.

4.     Формирование базы пассивов банков  за счет источников внутреннего  рынка.

  Учитывая острую потребность  банков в формировании базы  пассивов, следует принять следующие  меры:

  • обеспечение  предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;
  • увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн. руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;
  • страхование средств юридических лиц в банках;
  • законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов – данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;
  • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);
  • обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение  спектра государственных гарантий 

  Государственные гарантии – одно  из важнейших направлений укрепления  отечественной банковской  системы.  Объектами  защиты  с  помощью  государственных  гарантий  должны  быть  не  только предприятия, но и граждане. Эти меры должны  способствовать повышению внутреннего  спроса, снижению панических настроений  и негативных  социальных последствий.

6. Упорядочение  рынка проблемных активов 

  Важным условием укрепления банковского  сектора является упорядочение  рынка проблемных активов. В первую  очередь, необходимо сформировать  единую систему классификации  проблемных активов, а затем обеспечить  вывод с помощью государства  проблемных активов с балансов  банков и создать единую площадку  для торговли ими.

Для  облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

7. Повышение  прозрачности и технологичности  банковской системы 

  Открытость и высокая эффективность  российского банковского сектора  – обязательные условия успешной  работы в рамках глобальной  экономики. К мерам, направленным  на повышение инвестиционной  привлекательности и конкурентоспособности  банковского сектора, можно отнести:

  • установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
  • введение дифференцированной системы надзора за банками;
  • передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;
  • разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
  • переход на электронный формат подачи отчетности банков;
  • совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

 

 

2.2  Современное состояние и проблемы функционирования банковской системы России

 

Современное состояние российских банков – практически зеркальное отражение состояния отечественной экономики. Это, в частности сказывается на одной из важнейших проблем – смещении ресурсов банков к краткосрочным ресурсам, преобладанию краткосрочного кредитования. Изначально эта проблема порождении разрушением институтов сбережений населения и в еще большей степени институциональной основы амортизации и обновления основных фондов, а в целом – финансовой неустойчивостью и деструктивной финансовой и денежно- кредитной политикой.

Сложившаяся структура банковского сектора отражает его внесистемный характер, качественную неоднородность и различие проблем, возникающих у крупнейших государственных и частных банков, средних и малых, а также столичных и региональных кредитных организаций.

В последние годы российская банковская система интенсивно развивается, и в этом наметились положительные тенденции. Кредитные организации стали стремиться к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (клиент-банк, системы денежных переводов и т.д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное).

Тем не менее, по всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной - всего 8-10% (США-40%, ЕС в среднем - 42-45%, Япония -65%). Большая часть населения не включена в систему банковского обслуживания. По данным статистики, в России банковские счета имеют только 25% россиян, в то время как в западноевропейских странах - все взрослое население. Меньше 10% населения пользуются пластиковыми картами, когда в развитых странах на каждого жителя приходится 1-2 карты.

Острым является вопрос насыщения банковскими услугами регионов, потому как потребительское кредитование, ипотека, банковские карты популярны только в крупных городах.

Среди причин низкого уровня развития банковской системы экономистами называются следующие:

  1. Вследствие того, что экономический рост в России поддерживается главным образом за счет энергосырьевого экспорта, государство не уделяет должного внимания развитию банковской сферы. До сих пор не сформулирована четкая модель построения необходимой государству банковской системы, не созданы необходимые условия для ее развития.
  2. Российская банковская система не является инвестиционной привлекательной сферой, ее капитализация находится на недопустимо низком уровне.
  3. Низкий уровень монетизации экономики, что тормозит ее развитие и развитие страны в целом.
  4. Недостаточная развитость инфраструктуры оказания банковских услуг.
  5. Значительный удельный вес налично-денежного обращения и финансовых потоков государства, которые проходят вне банковской системы.
  6. Отсутствие адекватной защиты со стороны государства коммерческих банков, которые являются центральным элементом всей кредитной системы.

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:

  • создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства РФ и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;
  • закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;
  • совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;
  • упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объемов выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России, в частности путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства РФ и нормативных актов Банка России.

Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета кредитных операций, требований к составу совета директоров в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров.

Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка Росси по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

 

 

2.3 Тенденции развития банковской системы России

 

Финансовый кризис негативно повлиял на динамику активов российских банков.

Во-первых, замедляется темп роста кредитования реального сектора и населения. Рост кредитования реального сектора происходил за счет кредитов, выдаваемых государственными банками. Прирост корпоративного портфеля у 5 госбанков может составить около 25–30 процентов. У остальных коммерческих банков кредитный портфель юридических лиц предположительно будет снижаться.

Развитие розничного кредитования в условиях высоких рисков и ухудшения платежеспособности населения (рост безработицы, снижение зарплат и прочих доходов) теряет приоритетное значение.

Во-вторых, ухудшается качество кредитного портфеля. Текущий формат отчетности не позволяет определить реальный объем «плохих» кредитов (так называемых Non-Performing Loans, NPL). Если попытаться оценить их в соответствии с международными стандартами и выделить из общей суммы задолженности кредиты, просроченные более 90 дней, то уровень «плохих» активов может уже сейчас составить 5–7 процентов от кредитного портфеля (без учета проблемных бондов).

В-четвертых, снижается прибыльность и эффективность банков. Девальвация рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций в 15 раз.

Благодаря усилиям Правительства РФ и Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть. На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условиях стагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования. Необходима и скорейшая реализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. Временная (на период кризиса) корректировка регуляторных требований не нуждается в отвлечении государственных средств, она даст банкам дополнительную гибкость и пространство для маневров в работе с просроченной задолженностью и пополнения капитала. Для этого нужны следующие меры:

  • снижение норматива достаточности капитала с 10 до 8% – может рассматриваться как промежуточный шаг к переходу российской банковской системы на нормы Базеля II. Данная мера не приведет к снижению капитализации банковской системы, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановления капитализации, потерянной во время кризиса;
  • включение в капитал банков акций и долей участия, приобретенных в процессе реструктуризации ссудной задолженности. Переход предметов залога под контроль залогодержателя в настоящее время законодательно упрощен. Но возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных актов Банка России;
  • включение в капитал банков вложений в капиталы дочерних компаний, созданных для работы с залоговыми активами, которые перешли под контроль банка (так называемых торговых домов для реализации залогов).

Предложенные меры могут носить временный характер. Они не означают ослабления надзорных требований. Это, прежде всего, меры адекватного реагирования на кризис и стремление поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. Также среди подобных мер можно назвать снятие ограничения на долю субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, и доведение их до 100 процентов от капитала первого уровня. Такая мера (возможно, временная) позволит снизить давление на акционеров по наращиванию капитала первого уровня в условиях снижения прибыли банков.

Информация о работе Банковская система России