Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, доклад
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель по решению суда могут быть признаны несостоятельным (банкротом). Исключение составляют казённое предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация. Государственная корпорация может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, определяющим её создание.
Отношения в сфере несостоятельности (банкротства) в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 1998 года № 127-ФЗ.
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).
Банкротство юридических лиц
Юридическое лицо и индивидуальный
предприниматель по решению суда могут
быть признаны несостоятельным (банкротом).
Исключение составляют казённое предприятие,
учреждение, политическая партия и религиозная
организация. Государственная корпорация
может быть признана банкротом, если это
допускается федеральным законом, определяющим
её создание.
Отношения в сфере несостоятельности (банкротства)
в соответствии с нормами Гражданского
кодекса РФ регулируются Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября
1998 года № 127-ФЗ.
Несостоятельность (банкротство) — это
признанная арбитражным судом неспособность
должника в полном объёме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей (далее — банкротство).
Субъект считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если эти обязательства
и (или) обязанность не исполнены им в течение
трёх месяцев с даты, когда они должны были
быть исполнены.
Ликвидация через банкротство — чрезвычайно
сложный и длительный процесс. Нужно будет
доказать легитимность проведённых ранее
сделок, и любые неточно проверенные операции
будут тщательно рассматриваться, можно
ждать встречных налоговых проверок Ваших
партнёров и кредиторов.
Признание судом банкротом влечёт: ликвидацию
юридического лица, а для индивидуального
предпринимателя — прекращение государственной
регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя.
Правом на обращение в арбитражный суд
с заявлением о признании должника банкротом,
по общему правилу, обладают: сам должник,
конкурсный кредитор, уполномоченные
органы. Заявление о признании индивидуального
предпринимателя банкротом может быть
подано должником — индивидуальным предпринимателем,
кредитором, чьё требование связано с обязательствами
в связи с предпринимательской деятельностью,
уполномоченными органами.
1. Существование института несостоятельности
(банкротства) обусловлено несколькими
причинами. Необходимо оградить экономический
оборот и его участников от последствий
неэффективной работы тех из них, кто проявил
неспособность надлежащим образом исполнять
принятые на себя обязательства, если
эта неспособность приобретает стойкий
характер. С одной стороны, возникает необходимость
устранения из оборота такого его участника.
С другой стороны, желательно попытаться
сохранить его как производителя товаров,
работ или услуг и работодателя. При этом
в обоих случаях, поскольку юридические
лица отвечают всем своим имуществом,
следует предотвратить обращение всего
или большей части этого имущества на
удовлетворение требований одного или
нескольких наиболее расторопных кредиторов
и лишение остальных кредиторов возможности
получить хотя бы частичное удовлетворение.
Наряду с этим нужно защитить интересы
самого несостоятельного должника, и решение
вопроса о его сохранении или ликвидации
подчинить установленным законом процедурам.
Объявление предприятия банкротом —
институт, завершающий систему мер, организующих
и обеспечивающих конкурентную борьбу
субъектов рыночного хозяйства, ведущих
хозяйственную деятельность на свой риск
и под свою ответственность, т.е. на началах
предпринимательства. Вынужденное прекращение
ведущего такую деятельность субъекта
и есть реализация, с одной стороны, максимально
возможного риска, а с другой — наивысшей
степени его ответственности, поскольку
он рискует и отвечает самим своим существованием.
Поэтому согласно п.1 ст.65 и п.4 ст.61 институт несостоятельности
(банкротства) и применяется к перечисленным
в них организациям, ведущим предпринимательскую
деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих
организациях указанный перечень следовало
бы дополнить двумя новыми, предусмотренными
этим Законом организационно-правовыми
формами, предназначенными, по всей видимости,
для некоммерческих организаций, активно
участвующих в предпринимательской деятельности
— некоммерческим партнерством и автономной
некоммерческой организацией.
2. Хотя Закон о банкротстве говорит о несостоятельности
(банкротстве) предприятий, его действие
распространяется на все юридические
лица, к которым этот институт должен применяться
в силу правил ГК. В случае расхождения
правил этого Закона с нормами ГК действуют
нормы ГК.
3. Вопрос о несостоятельности
(банкротстве) как правило рассматривается
арбитражным судом. О внесудебном банкротстве
см. п.5 коммент. к данной статье.
Основанием для обращения в суд является,
согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического
лица уплатить свои долги, включая налоговые
и иные платежи государству и местным
органам, вследствие превышения обязательств
должника над его активом или неудовлетворительной
структуры его баланса. Внешним признаком
такой неспособности является приостановление
должником текущих платежей — неоплата
требований в течение трех месяцев с момента
наступления срока. При наличии указанных
признаков в суд вправе обратиться любой
из кредиторов или прокурор. Это может
сделать и сам должник, причем и при отсутствии
указанных признаков — в предвидении
грозящей ему опасности.
Постановление Правительства РФ от 20
мая 1994г. No.498 "О некоторых мерах по реализации
законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий" в качестве
приложения No.1 утвердило Систему критериев
для определения неудовлетворительной
структуры баланса неплатежеспособных
предприятий. Эта система содержит три
коэффициента:
1) коэффициент текущей ликвидности,
2) коэффициент обеспеченности собственными
средствами и
3) коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности,
а также способы определения этих коэффициентов
и, соответственно, решения вопроса о структуре
баланса. Коэффициент текущей ликвидности
характеризует общую обеспеченность юридического
лица оборотными средствами для ведения
хозяйственной деятельности и своевременного
погашения срочных обязательств, в частности
краткосрочных кредитов и другой подобной
задолженности. Коэффициент обеспеченности
собственными средствами, необходимыми
для финансовой устойчивости данной организации,
учитывает и фактическую стоимость основных
средств и прочих активов. Коэффициент
восстановления или утраты платежеспособности
характеризует наличие у организации
реальной возможности восстановить свою
платежеспособность в течение определенного
периода либо отсутствие такой возможности.
См. также Методические положения по оценке
финансового состояния предприятий и
установления неудовлетворительной структуры
баланса, утв. Федеральным управлением
по делам о несостоятельности (банкротстве)
12 августа 1994г. — ЭЖ, 1994, No.44.
По результатам рассмотрения представленных
материалов арбитражный суд в соответствии
со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает решение о признании
юридического лица-должника несостоятельным
(банкротом) и открытии конкурсного производства,
либо в случае выявившейся платежеспособности
должника отклоняет соответствующее требование
истцов (заявителей) и отказывает в иске,
либо — если угроза банкротства может
быть устранена проведением так называемых
реорганизационных процедур и поступили
соответствующие ходатайства об их проведении
— выносит определение о приостановлении
производства по делу и назначении одной
из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур:
внешнего управления имуществом должника
или санации. Соединения двух этих процедур
закон не предусматривает (хотя в некоторых
случаях это могло бы оказаться целесообразным).
*1) Название "реорганизационные"
в данном случае не вполне удачно, поскольку
здесь нет реорганизации в гражданско-правовом
смысле, в смысле ст.57-60 ГК. Формулировка Закона
о банкротстве "внешнее управление
имуществом должника" неточно отражает
действительное положение вещей и содержание
полномочий арбитражного управляющего
(п.6 ст.12 Закона о банкротстве). В действительности
передается управление деятельностью
организации, юридическим лицом как таковым,
а не только его имуществом.
4. Для внешнего правления суд
по согласованию с должником и кредиторами
назначает арбитражного управляющего,
который руководит организацией, распоряжается
ее имуществом, разрабатывает утверждаемый
собранием кредиторов план внешнего управления
и осуществляет его под контролем кредиторов
и суда и т.д. Арбитражным управляющим
не может быть должностное лицо данного
юридического лица. На период внешнего
управления вводится мораторий по всем
требованиям, адресованным должнику.
Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности
должника путем оказания ему финансовой
помощи. Закон устанавливает условия и
порядок отбора ее участников. Правительство
установило порядок и условия оказания
помощи таким предприятиям путем предоставления
им государственных дотаций, субсидий,
льготных кредитов и другими мерами (см.
Положение о порядке предоставления государственной
поддержки неплатежеспособным предприятиям
и использования средств федерального
бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных
фондов в целях реорганизации или ликвидации
неплатежеспособных предприятий — приложение
2 к упомянутому выше постановлению Правительства
РФ от 20 мая 1994г. No.498). Санация не может
быть назначена, если в отношении данного
лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности
и с момента его окончания прошло менее
36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать
в санации, может быть объявлен конкурс.
Участники санации заключают соглашение
о ее проведении и продолжительности и
своей ответственности перед кредиторами
должника. В течение первых 12 месяцев должно
быть удовлетворено не менее 40% общей суммы
требований кредиторов в установленной ст.64 ГК очередности.
Срок каждой из реорганизационных процедур
не должен превышать 18 месяцев. По достижении
цели они прекращаются решением суда,
и вопрос о банкротстве отпадает. В случае
выявившейся неэффективности, недостижения
цели в установленный срок суд выносит
решение о признании должника несостоятельным
(банкротом) и открытии конкурсного производства.
Решение арбитражного суда о признании
должника банкротом и открытии конкурсного
производства подлежит опубликованию
в Вестнике ВАС РФ. Открытие конкурсного
производства влечет запрещение отчуждения
имущества должника вне распродажи конкурсной
массы и формирования суммы, предназначенной
для удовлетворения требований кредиторов
в порядке конкурса и установленной ст.64 ГК очередности погашения долгов.
Вне конкурса производятся лишь текущие
расходы ликвидируемого юридического
лица — расходы по конкурсному производству,
выплата вознаграждения арбитражному
или конкурсному управляющему, судебные
издержки (п.1 ст.30 Закона о банкротстве
и п.25 совместного Постановления Пленумов
ВС РФ и ВАС РФ No.6/8). Назначенный судом
конкурсный управляющий созывает собрание
кредиторов и действует под его контролем
и контролем суда. Он вправе требовать
признания недействительными действий
должника, совершенных им до объявления
его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов
(ст.28 Закона о банкротстве).
5. Ст.51 Закона о банкротстве предусматривает проведение
конкурсного производства и при добровольном
объявлении должником о своем банкротстве,
причем не только при обнаружившейся недостаточности
его имущества для полного удовлетворения
кредиторов; она предусматривает также
порядок назначения и полномочия конкурсного
управляющего при добровольном внесудебном
банкротстве (см. также коммент. к ст.61 и 63).
На всех стадиях процесса о несостоятельности
(банкротстве) допускается заключение
мировых соглашений между должником и
его кредиторами, если эти соглашения
не нарушают законодательство и интересы
других кредиторов данного должника.
6. Законом о банкротстве (ст.28) предусмотрены особенности
реоганизационных процедур в отношении
предприятий, в имуществе которых имеется
вклад государства или местных органов
власти, а также получающих дотации из
бюджетов.
Особенности несостоятельности (банкротства)
государственных унитарных предприятий
и предприятий (юридических лиц), в капитале
которых доля государства составляет
более 25%, предусмотрены указанным приложением
2 и приложением 3 "Положение о порядке
принятия решения о добровольной ликвидации
предприятия-должника" к уже упомянутому
постановлению Правительства РФ от 20 мая
1994г. No.498, а также Указом Президента РФ
от 2 июня 1994г. No.1114 "О продаже государственных
предприятий-должников" и утвержденным
им Положением о продаже предприятий-должников.
См. также Положение о федеральном управлении
по делам о несостоятельности (банкротстве)
при Государственном комитете РФ по управлению
государственным имуществом, утв. постановлением
Совета Министров — Правительства РФ
от 20 сентября 1993г. No.926 (СА РФ, 1993, No.39, ст.3615).
7. Согласно ст.11 Закона о банкротстве дело о несостоятельности банка
и иного кредитного учреждения может быть
возбуждено только после отзыва Центральным
банком его лицензии. ЦБР письмом от 22
мая 1996г. (Вестник ВАС РФ, 1996, No.8, с.106) установил
порядок обращения Банка России с иском
о ликвидации банков и иных кредитных
учреждений (см. также п.5 коммент. к
ст.61).
8. Перечень законодательных и
иных правовых актов, подзаконных актов
органов исполнительной власти и материалов
судебно-арбитражной практики, касающихся
вопроса несостоятельности (банкротства),
с указанием места их опубликования см.
в журнале "Право и экономика", 1997,
No.5-6. Большинство этих актов опубликовано
в книге "Банкротство предприятий. Сборник
нормативных документов. Агентство Бизнес-информ".
М., 1996.