Как правило,
после введение внешнего управления
на предприятии появляется надежда
на получение значительного эффекта.
Через месяц внешний управляющий
обязан предоставить отчет о проделанной
работе и информацию о перспективах дальнейшего
проведения мероприятий.
После полного
удовлетворения требований кредиторов
и бюджета проводится оценка о
перспективности деятельности юридического
лица, то есть о возможности предприятия
в дальнейшем самостоятельно работать
и развиваться.
В конце
дела арбитражный судья должен вынести
вердикт: либо констатирует невозможность
дальнейшей деятельности, либо фиксирует
положительную тенденцию временного
управления и позволяет юридическому
лицу возможность продолжать свою деятельность
с новыми силами.
2.2Механизм банкротства
и ликвидации предприятий
Дела о банкротстве могут
рассматриваться в судебном и
внесудебном порядке (в соответствии
с Законом Российской Федерации
«О несостоятельности (банкротстве) предприятия»от
19 ноября 1992 г. N3929-1).
Судебные дела о банкротстве
начинаются по заявлению должника (который
официально признает свою неспособность
своевременно оплачивать долги), кредитора
(который подает заявление в том
случае, если не получает причитающихся
платежей по прошествии 3 мес. со дня наступления
сроков их исполнения), прокурора (при
наличии подозрений на ложное банкротство).
Арбитражный суд может:
- признать банкротство, открыть конкурсное производство и по завершении последнего исключить предприятие из реестра действующих;
- отклонить заявление, если выявляется финансовая состоятельность должника и его способность оплатить долги;
- приостановить производство в связи с передачей предприятия под внешнее управление или санацию (в первом случае используются внутренние резервы предприятия, во втором конкурсным порядком определяются возможные вкладчики дополнительных средств);
- согласиться с договоренностью должника и кредиторов об отсрочке долгов.
Внесудебная процедура предполагает
либо договоренность об отсрочке долгов,
либо добровольную ликвидацию предприятия-должника.
Для выхода из банкротства принимаются
экстренные меры по оздоровлению предприятия:
- смена руководства;
- изменение организационной структуры предприятия, сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций;
- установление жесткого контроля затрат;
- переподготовка персонала, психологическая переориентация;
- сокращение номенклатуры продукции и услуг;
- усиленный маркетинг.
Одновременно необходимо разрабатывать
стратегические меры, которые в большинстве
случаев подразумевают последовательное
перепрофилирование предприятия.
Управление в период кризиса
— решающая и организующая деятельность
при особых (сложных, опасных) условиях
и обстоятельствах. Терминологические
и правовые изменения вызвали
и изменения в позициях общественности,
предпринимательской морали, общественном
мнении и т.д. Если ранее понятие
«банкрот» или «неплатежеспособный
должник» вызывало негативную реакцию,
то теперь банкротство воспринимается
чаще всего нейтрально. Если еще
несколько лет назад неплатежеспособность
была редким явлением, то в настоящее
время так называемая вторичная
неплатежеспособность никого не удивляет.
Управление в период кризиса
постепенно ограничилось следующими действиями:
перманентная диагностика состояния
фирмы; мероприятия на случай нежелательного
развития:
- без качественных формальных и содержательных изменений (например, программа консолидации), предусматривающие качественные и содержательные изменения (например, санация, объединение, преобразование);
- предупредительная ликвидация (защита от банкротства); конкурс или погашение (банкротство).
В период происходящих экономических
преобразований банкротство рассматривается
как следствие административных
и организационных изменений
и изменений имущественных отношений.
Несостоятельность (банкротство) предприятия
— это неспособность удовлетворить
требования кредиторов по оплате товаров
(работ, услуг), включая невозможность
обеспечить обязательные платежи в
бюджет и внебюджетные фонды, в связи
с превышением обязательств должника
над стоимостью его имущества
или в силу неудовлетворительной
структуры его баланса.
Внешним признаком несостоятельности
(банкротства) предприятия является
приостановление его текущих
платежей и неспособность обеспечить
выполнение требований кредиторов в
течение трех месяцев со дня наступления
сроков их исполнения.
Процесс объявления предприятия банкротом
включает в себя три основные стадии.
Предприятие признается неплатежеспособным
на основании неудовлетворительной
структуры его баланса. Об этом оно
получает уведомление от федерального
управления по делам о несостоятельности
(банкротстве). Руководитель предприятия
отстраняется от работы по решению
органа, уполномоченного принимать
такое решение. При смещении директора
назначается управляющий, имеющий
четкие права и обязанности. Санкция
не применяется, если причиной неплатежеспособности
является выполненный предприятием,
но неоплаченный госзаказ.
К должнику-предприятию могут быть
применены реорганизационные или
ликвидационные процедуры, а также
мировое соглашение. Реорганизационные
процедуры включают внешнее управление
имуществом должника арбитражным управляющим
и санацию, т.е. оздоровление предприятие-должника
в результате оказания ему финансовой
помощи собственником, кредиторами и иными
лицами. Мировое соглашение между должником
и кредиторами может быть достигнуто по
поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся
кредиторам платежей или скидки с долгов.
На этой стадии проводится углубленный
анализ финансового и экономического
положения предприятия, по результатам
которого федеральное управление по
делам о несостоятельности (банкротстве)
принимает одно из следующих решений:
- оказать предприятию государственную финансовую поддержку;
- приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;
- преобразовать предприятие в казенное, т.е. фактически в бюджетное;
- продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.
Предприятие объявляется банкротом
после признания факта о несостоятельности
арбитражным судом или в связи
с официальным объявлением о
банкротстве должником при его
добровольной ликвидации.
На этапе оценки финансового
состояния предприятия и установления
неудовлетворительной структуры баланса
проводится предварительный анализ
финансового состояния предприятия,
целью которого является определение
степени платежеспособности предприятия
на основе структуры его баланса.
Неудовлетворительная структура
баланса — это состояние имущества
и обязательств должника, когда за
счет имущества не может быть обеспечено
своевременное выполнение обязательств
перед кредиторами в связи
с недостаточной степенью ликвидности
имущества должника. При этом общая
стоимость имущества может быть равна
общей сумме обязательств должника или
превышать ее.
В случае признания структуры баланса
предприятия-должника неудовлетворительной,
а предприятия — неплатежеспособным
устанавливается наличие у него
государственной задолженности, т.е.
выполненного, но неоплаченного госзаказа.
В этих случаях предприятие представляет
в федеральное управление справку,
содержащую сведения о структуре
государственной задолженности
перед предприятием, и документы,
подтверждающие наличие данной задолженности.
Предприятие определяет сумму государственной
задолженности, срок ее возникновения
и расходы по ее обслуживанию.
Неплатежеспособные предприятия
индивидуальны. Причины неплатежеспособности
могут быть как объективными, так и субъективными,
например непрофессиональный менеджмент,
изношенное оборудование, падение спроса
на выпускаемую продукцию, убытки, фонд
потребления, образуемый не по средствам,
отвлечение средств в краткосрочные финансовые
вложения, неправильный выбор форм безналичных
расчетов, большая дебиторско-кредиторская
задолженность и др. Поэтому после объявления
предприятия неплатежеспособным его администрация
должна провести тщательный и детальный
финансовый анализ с целью точного определения
причин сложившегося положения.
В свою очередь, органы исполнительной
власти делят неплатежеспособные государственные
предприятия на четыре группы.
Предприятия первой группы имеют все
условия для производственной деятельности.
Причиной неплатежеспособности является
непрофессиональное управление предприятием.
Поэтому перед новым руководством
таких предприятий стоит конкретная
задача: на основе использования современных
методов управления сделать их платежеспособными.
Предприятия второй и третьей групп
в своей основе могут стать платежеспособными,
но при условии оказания им государственной
финансовой поддержки и получения эффекта
при осуществлении следующих мероприятий:
- внедрение новых форм и методов управления;
- конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;
- повышение эффективности маркетинга;
- снижение производственных затрат;
- сокращение дебиторско-кредиторской задолженности;
- повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;
- продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- временная остановка капитального строительства;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;
- изыскание возможностей расширения и повышения эффективности экспорта, сокращения численности занятых;
- другие мероприятия.
Руководствуясь вышеперечисленными
мероприятиями, часть предприятий
может продолжать свою деятельность
без какой-либо финансовой поддержки,
другие же — только на ее основе. В
тоже время здесь может оказаться
группа неэффективных предприятий,
в связи с чем их дальнейшая производственная
деятельность нецелесообразна. В отношении
предприятий, попавших в четвертую группу,
может быть принято одно из двух решений:
- ликвидация в связи с неэффективностью производства;
- перевод в казенные предприятия по решению Правительства РФ.
Безусловно, наряду с совершенствованием
управления предприятием и изысканием
его финансовых резервов большую
роль играют такие внешние условия,
как налоговая, кредитная и таможенная
политика, размеры дефицита бюджета
и инфляции, состояние денежной системы
и др.
Процессы санации и преобразования
направлены на улучшение положения
предприятия, которое возможно лишь
при условии методической помощи
специализированных фирм. При этом
сохраняются организационная структура
предприятия, предмет его деятельности,
объем выпуска продукции и
т.д. Изменяются в основном управление,
стиль работы, методы контроля, выполняются
мероприятия по экономии, уточняется
калькуляция и т.д. Поскольку весь
этот процесс можно скрыть от общественности
и, следовательно, доверие к предприятию
сохраняется, этот способ наиболее предпочтителен
и систематически используется, прежде
всего, в денежной сфере (банковском
деле), в которой доверие общественности
имеет наибольшее значение.
Преобразования (разделение, переход
в другую форму и др.) применяются,
когда анализ подтверждает невозможность
сохранения предприятия в существующем
виде, с целью найти выход из
кризиса путем изменения формальной
организации и правового положения.
Часто также вносится предложение
раздробить предприятие с целью
сохранения некоторых его частей,
однако кредиторы часто критически
относятся к подобному предложению,
усматривая в нем стремление нанести
им ущерб. В противоположность этому процесс
объединения предприятий основывается
на предположении, что предприятие является
перспективным, однако в течение определенного
срока ему потребуется финансовая, организационная
или другая поддержка, которую оно не сможет
получить от инвесторов, потерявших к
нему доверие. Вследствие этого необходимо
связать его с сильным партнером, который
возьмет на себя гарантии и предоставит
необходимые финансовые средства на оздоровление
предприятия.