Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:34, контрольная работа
Современная экономика представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.
Без оптимизации платежной системы никакие существенные перемены не смогут охватить все народное хозяйство в целом.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие безналичных расчётов, принципы их организации в России ....….5
1.1. Основные понятия и положения ……....…………………………………..5
1.2. Деньги безналичного оборота ...…………………………………………..7
1.3. Принципы организации безналичных расчётов ………………………….8
2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо……….13
2.1. Расчёты платежными поручениями ….………………………………….13
2.2. Расчёты платежными требованиями-поручениями..…………………..…16
2.3. Расчёты аккредитивами…………………………………………………….17
2.4. Инкассо. Расчеты по инкассо………………………………………………21
3. Расчёты с использованием чеков, векселей и банковских карт……………23
3.1. Расчеты чеками……………………………………………………………...23
3.2. Вексель. Вексельная форма расчетов……………………………………...25
3.3. Расчеты с использованием банковских карт………………………………29
Аналитическая часть………………………………………………………....….33
Заключение………………………………………………………………...……..38
Список использованной литературы………………………………………..….40
Вместе с тем
Пятый принцип - срочность платежа.
Значение этого принципа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочей день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданское кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995г. (ст. 190-195).
Непрерывно расходуемые
Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков.
В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчетов.
Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими
Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятии должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением «правил игры» предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса.
Седьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий.
Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
Согласно Положению ЦБ РФ « О безналичных расчётах в Российской Федерации» (2001г.) при безналичных расчётах используются следующие расчётные документы:
2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо.
Это - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. В 1999 году доля платежных поручений в объеме всех безналичных платежей составила более 95%
Платежное поручение - один из видов расчётных документов, представляет собой оформленное в письменном виде поручение плательщика банку о перечислении (переводе) с его счёта денежных средств в безналичном порядке за отпущенные (отгруженные) товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также по др. платежам на счёт получателя.
Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.
Основные реквизиты платежного поручения: характер и содержание операции, дата и сумма, наименования и номера счетов участников расчетов; название учреждений банков, где ведутся подписи лиц, уполномоченных на подписание расчётно-денежных документов, оттиск печати.
При одновременном перечислении средств с одного счёта плательщика на счета нескольких получателей, как правило, составляются сводные платёжные поручения.
Платежные поручения кроме оплаты за товары и услуги, применяются, в частности в РФ, для перечисления средств по нетоварным операциям, финансовым обязательствам (платежи в бюджет, органам социального страхования и др.), при погашении кредиторской задолженности.
Последовательность движения платежного поручения:
Операция 1. Плательщик передает в свое учреждение банка платежные поручения, а банк принимает их от хозяйствующего субъекта.
Операция 2. Банк списывает деньги со счета плательщика и передает их вместе с поручением в банк получателя для зачисления на его расчетный счет.
Операция 3. Банк получателя зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги на счет получателя.
Операция 4. Плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение о списании денежных средств с его счета и перечислении получателю.
Операция 5. Банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о зачислении на его счет денежных средств.
По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается после отгрузки товара, до отгрузки товара, а также авансовые платежи при крупных поставках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Платежные поручения могут быть использованы при проведении расчётов между хозяйствующими субъектами в порядке плановых платежей. В данном случае процедура поставок продукции или оказания услуг должна носить постоянный и равномерный характер.
Для проведения расчётов в порядке плановых платежей предприятие- плательщик представляет в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми имеются соглашения о расчётах плановыми платежами с указанием:
Суть данного рода расчетов сводится к тому, что покупатель в соответствии с договорённостями с поставщиком периодически перечисляет ему денежные средства.
На каждый плановый платеж выписывается и передается банку отдельный документ - платежное поручение (выписываемое покупателем).
Ежемесячно проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или оказанных услуг. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения.
Плановые платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот.
Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов являются стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки, что достаточно проблематично в современный период.
Используя форму расчетов платежными поручениями, Поставщик (получатель средств) несет риски: задержки выписки плательщиком платежного поручения из-за отсутствия или недостаточности средств, или невозможности получения ссуды; несвоевременного поступления средств при исполнении платёжного поручения соответствующими банками или РКЦ.
Риск, который несёт Покупатель, заключается в отсутствии гарантии своевременной поставки товара, особенно при досрочных платежах. Такие платежи, кроме указанного риска, обусловливают и потери Покупателя, связанные с отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлением Поставщику беспроцентной ссуды.
До 01.07.92 в безналичных расчётах применялись расчёты платёжными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требование к плательщику об уплате покупателю определённой суммы за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Однако, в целях повышения ответственности плательщика за своевременность расчетов за товары и услуги эта форма расчётов в настоящее время отменена. Вместо неё применяются расчёты платежными требованиями-поручениями.
Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта
Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк (см. Рис. 1).
1 - поставка товара (оказание услуг);
1а - передача платежного
требования-поручения в банк
2 - расчетные документы передаются покупателю для акцепта;
3 - акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя;
4 - перевод средств
в банк поставщика и
5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.
Аккредитив (от лат. «accredo» - доверяю) – письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.
Аккредитивная форма – одна из основных в международных расчётах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40-50% по экспорту.
Аккредитив – условная форма поставки товаров, максимально учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Она удовлетворяет интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что расчеты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком (см. Рис. 2).
Стадия 1 | |
Подача предложения. Поставщик дает потенциальному покупателю свое предложение |
Соглашение об аккредитиве. Поставщик в ходе переговоров с покупателем по договору оговаривает условия аккредитива. |
Стадия 2 | |
Выдача заказа. Покупатель дает поставщику заказ на поставку товара, соответственно подписывает договор о купле-продаже. |
Открытие аккредитива. Покупатель даёт своему банку поручение об открытии аккредитива. |
Стадия 3 | |
Поставка. Поставщик поставляет заказанный товар. |
Использование аккредитиваПоставщик представляет банку документы на оплату. |
Технология расчетов с использованием аккредитивной формы расчётов (см. Рис. 3):
4
9 5 3 1 8
2
6
7
Операция 1. Покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива.