Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Безналичные расчеты – денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, т.е. без использования наличных денег.

Файлы: 1 файл

БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.docx

— 19.72 Кб (Скачать файл)

БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ

 

Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Безналичные расчеты – денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, т.е. без использования наличных денег.

Принципы безналичных  расчетов:

  • денежные средства хозяйствующих субъектов подлежат обязательному хранению на расчетных, текущих других счетах в банках других кредитных учреждениях.
  • денежные расчеты и платежи предприятия совершают главным образом через кредитные учреждения (банки) другие кредитные учреждения в безналичном порядке по утвержденным формам документов;
  • платежи с покупателями за ТМЦ и услуги производятся после отгрузки товара оказания услуг (одновременно);
  • расчеты за товары и услуги производятся, как правило, с согласия плательщика (акцепт);
  • платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на расчете плательщика;
  • зачисление средств на счет получателя производится, как правило, после стирания соответствующих сумм со счета плательщика;

Открытие расчетного счета (документы):

  1. заявление об открытии расчетного счета;
  2. документ о создании предприятия (приказ, решение, выписка из собрания учредителей);
  3. оригинал устава положения для отметки в нем об открытии расчетного счета в банке;
  4. документ регистрации в ГНА в качестве плательщика;
  5. карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющим право распоряжаться счетом и оттиска печати владельца счета;
  6. документ о регистрации в органах статистики и присвоение индикационного номера.

Формы безналичного расчета:

1 – расчет платежными  поручениями. Применяется для  перечислений с расчетного счета  различных видов налогов и  сборов, взносов по обязательному страхованию, перечисление во все внебюджетные фонды, по решению администрации и решению судебной организации.

2 – расчет платежными  требованиями (акцептная форма расчета). При этой форме поставщик, отгрузив  товар покупателю (в соответствии с хозяйственным договором), выставляет в обслуживающий его банк в 3-4 экземплярах платежные требования к покупателю оплатить отгружаемые ценности в оговоренные сроки. Банк поставщика пересылает документы в банк покупателя. Банк покупателя уведомляет о этом своего клиента (покупателя) и просит согласия на оплату. Покупатель после фактического наличия и состояния ТМЦ акцептирует (полностью частично) платежное требование (в установленные для акцепта сроки). Отказ покупателя от оплаты должно быть обоснованным, иначе арбитражный суд.

3 – расчет платежными  требованиями-поручениями. Особенностью  является то, что и материальные, и платежно-расчетные документы поставщик вручает покупателю на руки при отпуске ТМЦ. Покупатель предъявляет их в свой банк и поручает перечислить ему со своего расчетного счета указанную сумму на счет поставщика (применяется в случае натянутых отношений с банком).

4 – расчет чеками из  лимитированных чековых книжек. Если в договоре на товарные  операции поставщик от покупателя  требует расчета чеками из  лимиток, то покупатель пишет заявку в обслуживающий его банк с просьбой выдать ему лимитированную чековую книжку на конкретную сумму( в пределах средств имеющихся на расчетном счете). Банк списывает с расчетного счета сумму и зачисляет ее на банковский счет лимитированных чековых книжек, а покупателю на эту сумму выписывают лимитку. Покупатель с ней идет к поставщику, где приобретает товары и рассчитывается чеками. Поставщик этот чек сдает в свой банк, а тот пересылает в банк покупателя, где с резервированной суммы списывается сумма, указанная в чеке. Но существуют и отрицательные стороны, использующиеся для расчета внутри области.

5 – расчет аккредитивами.  В чем- то сходна с предыдущей  формой, т.к. по заявке покупателя  с его расчетного счета списывается  сумма аккредитива и зачисляется в этом же банке на счет по открытию аккредитива. Банк покупателя уведомляет банк поставщика об открытии аккредитива. Покупатель с аккредитивом едет к поставщику, где получает товар и оплачивает его, после чего банк перечисляет сумму аккредитива на расчетный счет поставщика. Действует по всей стране. Аккредитив – это письменное указание покупателя поставщику производить расчеты за отгруженные товары на определенных условиях за счет средств, депонируемых в банке поставщика. Эта форма гарантирует своевременность и полноту платежа поставщику. Недостаток аккредитива: отвлечение из оборота денежных средств в резерв на определенное время значительных сумм денежных средств покупателя.

6 – расчеты путем зачета  взаимных требований (клиринг). Сущность  этой формы заключается в том,  что взаимные требования и  обязательства должников и кредиторов  друг к другу погашаются в  равновеликих суммах лишь на разницу производиться платеж. К зачету прилагаются различные зачетные документы. Каждому участнику зачета открывается активно-пассивный лицевой счет с которого списываются суммы причитающиеся другим участникам, и на которые зачисляются суммы, поступающие фирме от других участников зачета.

7 – расчет по сальдо  встречных требований. используется для двух предприятий, которые имеют перед собой постоянные отношения по взаимному отпуску товаров оказанию услуг. Сроки и порядок расчетов заключаются в том, что зачет встречных требований производят сами предприятия без участия банка. На их счетах в банках отражаются только конечные результаты, т.е. оплата первым участником взимание со второго участника суммы не зачтенной встречными требованиями (сальдо).

8 – расчет в порядке  плановых платежей. При равномерных  постоянных поставках товаров  и услуг, включая и услуги  транспорта, покупатели могут рассчитаться  с поставщиками в порядке плановых  платежей, при которых расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон, а не по каждой фактической поставке, в заранее обусловленные сроки равными суммами. Сумма плановых платежей зависит от согласования периодичности и объема поставок. Сверка (в разрезе месяца квартала). Оплата (5,7,10 день).

9 – расчеты векселями.

Вексель – учетная бумага, в которой воплощено обязательство, заключающееся в обещании векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю.

Вексель является средством  оформления коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки уплаты долга, за реализованные товары оказанные услуги. Бывает 2 видов:

    • Простой вексель (соло-вексель)
    • Переводной вексель (тратта вексель)

При выдаче простых векселей векселедатель обязан уплатить векселедержателю определенную сумму (в установленный срок). Переводной вексель может передаваться от одного к другому с учинением передаточной надписи (индоссамент), добавочный лист к векселю, где осуществляются передаточные надписи, называется аллонж.

Учет векселей – это  такая операция, когда векселедержатель передает банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа  и получает определенную сумму по векселю за вычетом учетного процента (дисконт).

Учет ведется в специальной  книге в банке. Сумма дисконта определяется по следующей формуле:

С = (В×П×У)/100×360,

где С – сумма дисконта,

В – сумма векселя,

П – срок платежа,

У – учетная ставка.

10 – инкассовая форма  расчетов. Эта форма расчетов  предполагает наличные права отдельных государственных институтов списывать в бесспорном порядке без акцепта владельца счета определенные суммы(налоговая инспекция, народный и арбитражный суд).

11 – факторинговые операции.

Факторинг – разновидность  торгово-комиссионных отношений, которые сочетаются с кредитованием оборотного капитала клиента, связаны с переуступкой поставщиком банку-фактору право на получение денежных средств за товары и услуги. Цель факторинга – ускоренное получение платежа. Факторинговое обслуживание включает:

  • своевременное инкассирование долгов для уменьшения потерь вследствие задержки платежей
  • предоставление по желанию поставщика кредитов в форме предоплаты.

12 – другие формы (бартерные  операции).


Информация о работе Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов