Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:54, курсовая работа
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции.
Развитие рыночных Отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.
Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.
1. Деньги безналичного оборота. Стр. 5
2. Принципы организации безналичного расчета. Стр. 9
3. Формы безналичных расчетов. Стр. 21
4. Современные формы безналичных расчетов. Стр. 22
Заключение. Стр. 25
Литература. Стр. 26
Расчетные чеки с грифом «Россия» могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые расчетные чеки – это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете № 722 «Расчетные чеки», что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки – чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете № 9925 «Гарантии, поручительства, выданные банком».
В настоящее время
согласно указаниям ЦБР
Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
Одновременно с заявлением клиент представляет в банк платежное поручение па перечисление заявленной денежной суммы с его расчетного счета на счет № 722 «Расчетные чеки» и только после депонирования этих средств имеет право на получение чеков.
Если клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках, и лимит одного чека при этом не изменился.
Документооборот при расчетах чеками сводится в целом к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
сумму платежа (цифрами и прописью); наименование получателя платежа; место выписки чека;
дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:
сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может
предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк – 10 календарных дней (не считая дня выписки).
Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.
Наряду с использованием в расчетах чеков с грифом «Россия» на территории России сохраняется применение в качестве расчетов за товары (услуги) чеков из лимитированных чековых книжек.
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20. 25 либо 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете
АККРЕДИТИВ – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.
Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). –Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком
Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте.
Непокрытый – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика – получателя средств со своего корреспондентского счета.
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в договоре между плетельщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др.
Основанием для открытая аккредитива плательщиком является телеграмма поставщика, ч то товар готов к отгрузке. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление на стандартизированном бланке, где обязан указать:
номер договора, в соответствии
с которым открывается
срок дейс1 вия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива):
наименование плательщика и номер его счета: наименование и номер банка плательщика; наименование поставщика и номер его счета: наименование и номер банка поставщика: полное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления:
порядок оплаты товарно-транспортных документов поставщика (с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта); вид аккредитива;
сумма аккредитива и другие необходимые данные. Представленное заявление регистрируется банком плательщика, в специальном журнале приходуется по внебалансовом счете № 9931 «Аккредитивы к оплате». Заявление на открытие аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива (обычно в пяти экземплярах).
1-й экземпляр с подписями
и оттиском печати покупателя
является основанием для
5-й экземпляр возвращается плательщику в качестве расписки банка в совершении операции по его счету;
2-й, 3-й и 4-й экземпляры
заявления через РКЦ
2-й экземпляр, снабженный
подписью должностных лиц и
печатью банка плательщика,
3-й экземпляр вручается
поставщику и служит
4-й экземпляр используется в качестве лицевого счета поставщика, но данному аккредитиву по балансовому счету № 720.
Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию». На основании которых, исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива, правильность оформления документов и только после ' этого производит выплаты по аккредитиву.
Реестр счетов-фактур представляется поставщиком банку в 3 экземплярах. Из которых 1-й экземпляр используется в качестве основания для списания средств со счета № 720 и зачисления их на расчетный счет поставщика. 3-й экземпляр выдается поставщику с распиской банка в приеме документов. 2-й экземпляр с приложением товарно-транспортных документов, и отметкой об использовании аккредитива (в полной или частичной сумме) отсылается банку плательщика, для вручения последнему и одновременно отражается по расходу внебалансового счета № 9931 «Аккредитивы к оплате».
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то должен представить в банк поставщика;
свой паспорт или другой заменяющий его документ:
заполнить карточку образцов подписей; командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив.
Закрытие аккредитива в банке поставщика производится;
1) по истечении срока аккредитива;
2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока. Банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком;
3) по заявлению покупателя
об отзыве аккредитива
Неиспользованная сумма аккредитива возвращается банку плательщика для зачисления на счет, с которого депонировались средства
ВЕКСЕЛЬНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.
ВЕКСЕЛЬ – это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.
ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ (тратта) – это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.
В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель. плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) – получатель платежа по векселю.
Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. АКЦЕПТ отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и т.п. с обязательным проставлением подписи плательщика.
Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.
К обязательным вексельным реквизитам относятся: вексельная метка, т. е. обозначение документа словом «вексель», выраженное на том же языке, на котором написан документ:
место и время составления векселя (день, месяц и год составления);
обещание уплатить определенную денежную сумму;
указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются): срок платежа; место платежа;
наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;
подпись векселедателя – представляется им собственноручно рукописным путем.
В отличие от простого векселя, где плательщиком является ВЕКСЕЛЕДАТЕЛЬ, в переводном векселе плательщиком является особое лицо – ТРАССАТ. Наименование последнего является обязательным дополнительным реквизитом переводного векселя. Обычно обозначение плательщика (трассата) производится проставлением названного лица в левом нижнем углу на лицевой стороне векселя. Вместо слов «обязуюсь оплатить», как это имеется в простом векселе, в переводном записывается приказ уплатить: «заплатите», «платите».
Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица.
АВАЛЬ оформляется специальной надписью авалиста, которая делается на лицевой стороне векселя или на добавочном листе к векселю (аллонже). В авале указывают, за кого выдана банком гарантия, место и дата выдачи, проставляются подпись двух первых должностных лиц банка и его печать. Авалированные банком векселя приходуются по его внебалансовому счету № 9925 «Гарантии, поручительства, выданные банком».