Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:35, контрольная работа
Работа раскрывает сущность понятий бюджета, доходов, расходов.
Социально – экономическая сущность бюджета
Бюджетная система РФ
Доходы и расходы бюджета
Содержание
1.Социально-экономическая сущность бюджета.
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.
Рассматривать бюджет в качестве финансовой,
а соответственно, и экономической
категории товарного
С овокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения”.
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных сре дств в р уках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая – контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы , происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
• механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
• механизм расходования бюджетных средств;
• механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:
• бюджетное планирование;
• бюджетное прогнозирование;
• бюджетный контроль и т.д.
На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетной устройства страны.
Функционирование
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
2.Бюджетная система РФ.
В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный бюджет
и бюджеты государственных
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
3.Доходы и расходы бюджета.
Составление и исполнение бюджета
базируется на бюджетной классификации,
в которой выделяются целевые направления
государственной деятельности, вытекающие
из основных функций государства.
Единая бюджетная классификация представляет
собой группировку доходов и расходов
бюджетов всех уровней с присвоением объектам
классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов
всех уровней. Бюджетная классификация
дает возможность экономического и статистического
анализа доходов и расходов бюджетов РФ,
обеспечивает адресность выделения финансовых
ресурсов.
В Федеральном законе «О бюджетной классификации»,
подписанном Президентом РФ 15 августа
1996г. №115-ФЗ, отмечается, что бюджетная
классификация включает:
* классификацию доходов бюджетов РФ;
* функциональную классификацию расходов
бюджетов РФ;
* экономическую классификацию расходов
бюджетов РФ;
* классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ;
* классификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета;
* классификацию видов государственных
внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
* классификацию видов государственного
внешнего долга и внешних активов РФ;
* ведомственную классификацию расходов
федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации
доходов бюджетов РФ, функциональной классификации
расходов бюджетов РФ экономической классификации
расходов бюджетов РФ, классификации источников
финансирования дефицитов бюджетов РФ
является единой для всех уровней бюджетной
системы и используется при составлении,
утверждении и исполнении бюджетов всех
уровней и составлении консолидированных
бюджетов всех уровней. Законодательные
органы государственной власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления вправе
своими нормативными актами производить
дальнейшую детализацию объектов бюджетной
классификации, не нарушая общих принципов
построения и единства бюджетной классификации
РФ.
Классификация доходов бюджетов Российской
Федерации является группировкой доходов
бюджетов всех уровней и основывается
на законодательных актах Российской
Федерации, определяющих источники формирования
доходов бюджетов всех уровней.5
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством в
распоряжение органов государственной
власти соответствующего уровня.
В соответствии с бюджетной классификацией
выделяются следующие основные виды налоговых
доходов:
1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
2) налоги на товары и услуги, лицензионные
и регистрационные сборы;
3) налоги на совокупный доход;
4) налоги на имущество;
5) платежи за пользование природными ресурсами;
6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции.
Из неналоговых же доходов основными являются
следующие виды:
1) доходы от имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности,
или от деятельности;
2) доходы от продажи имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
3) доходы от реализации государственных
запасов;
4) доходы от продажи земли и нематериальных
активов;
5) поступления капитальных трансфертов
из негосударственных источников;
6) административные платежи и сборы;
7) штрафные санкции, возмещение ущерба;
8) доходы от внешнеэкономической деятельности.
Согласно Закону РФ “Об основах бюджетных
прав…”, доходная часть бюджетов состоит
из закрепленных и регулирующих доходов.
Кроме того, в бюджеты могут поступать
дотации и субвенции, а также заемные средства.
Закрепленные доходы - доходы, которые
полностью или в твердо фиксированной
доле (в процентах) на постоянной или долговременной
основе в установленном порядке поступают
в соответствующий бюджет. Регулирующие
доходы - доходы, которые в целях сбалансирования
доходов и расходов поступают в соответствующий
бюджет в виде процентных отчислений от
налогов и других платежей по нормативам,
утвержденным в установленном порядке
на следующий финансовый год.6
В условиях бюджетного дефицита, когда
для покрытия бюджетных расходов недостаточно
собственных средств, исполнительные
органы власти могут привлекать заемные
средства, т.е. получать процентные или
беспроцентные ссуды из иных бюджетов,
по решению представительных органов
власти в установленном порядке выпускать
займы на инвестиционные цели на соответствующих
территориях, брать краткосрочные кредиты
коммерческих банков.
Особенностью заемных средств как источника
бюджетных доходов является условие их
возвратности.
Конкретный состав доходов и их объемы
по каждому отдельному бюджету устанавливаются
правовыми актами о соответствующем бюджете
на каждый год.
Основным порядком в распределении доходов
между бюджетами является закрепление
доходов за бюджетами. Доходы могут быть
закреплены за тем или иным бюджетом на
постоянной или долговременной основе,
что повышает бюджетную самостоятельность
субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При закреплении тех или иных доходов
за бюджетами учитывается принцип территориальности.
Согласно этому принципу в бюджет определенной
территории отчисляются средства предприятий,
находящихся на этой территории, независимо
от их подчиненности. Порядок распределения
доходов дан в ст. 13 Закона “Об основах
бюджетных прав…”. Состав доходов бюджетов
субъектов РФ, включая бюджеты городов
федерального подчинения, зачисляются:
подоходный налог с предприятий и организаций
(полностью или частично); подоходный налог
с физических лиц (полностью или частично);часть
платежей за землю; 50% налога на имущество
предприятий; налоги и другие платежи
за пользование недрами; налоги и другие
платежи, закрепленные полностью или частично
за соответствующими бюджетами; часть
доходов от государственных займов и государственной
денежно-вещевой лотереи; доходы от займов
и денежно-вещевых лотерей, организуемых
по решениям соответствующих представительных
органов власти; доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в соответствующей
государственной собственности; часть
доходов от приватизации государственного
имущества; иные доходы.
Аналогичные доходы зачисляются в районные
бюджеты районов и городские бюджеты городов.
В бюджеты этих уровней зачисляются еще
местные налоги и сборы.
Более ограниченный перечень закрепленных
доходов определен для районных бюджетов
районов в городе, поселковых и сельских
бюджетов.
Закрепленные доходы обеспечивают лишь
часть доходной базы бюджетов.
Функциональная классификация расходов
бюджетов Российской Федерации является
группировкой расходов бюджетов всех
уровней, отражающей направление финансов
на выполнение основных функций государства.
Расходы бюджета – денежные средства,
направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государства и местного
самоуправления
Состав расходов бюджетной системы определяется
задачами и функциями государства. В зависимости
от уровня бюджетов он может иметь некоторые
различия. Однако анализ российского бюджетного
законодательства позволяет выделить
следующие основные направления расходов,
характерные для бюджетной системы в целом:
1) расходы на финансирование народного
хозяйства;
2) расходы на финансирование социально-культурных
мероприятий;
3) расходы на финансирование государственных
и муниципальных программ и инвестиций;
4) расходы на финансирование фундаментальных
научно-технических исследований, государственных
и муниципальных научно-технических программ;
5) расходы на оборону;
6) расходы на содержание органов государственной
и муниципальной власти, правоохранительных
органов, судов, прокуратуры;
7) расходы на внешнеэкономическую деятельность;
8) расходы, связанные с выплатой разного
рода пособий и компенсаций гражданам;
9) расходы по выплате дотаций, субвенций
и т.д.
Конкретные направления и размеры расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов определяются соответствующими
органами государственной или местной
власти и закрепляются в правовых актах
о бюджете на конкретный год.
Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной
классификацией, подразделяются на расходы,
включаемые в бюджет текущих расходов
и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся
расходы на текущее содержание и капитальный
ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального
хозяйства, объектов охраны окружающей
среды, образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения и социального обеспечения,
науки и культуры, физической культуры
и спорта, средств массовой информации,
органов государственной власти и управления,
органов местного самоуправления и иные
расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования
на инновационную и инвестиционную деятельность,
связанную с капитальными вложениями
в социально-экономическое развитие территорий,
на собственные экологические программы
и мероприятия по охране окружающей среды
(сверх ассигнований, выделяемых из экологических
внебюджетных фондов), иные расходы на
расширенное воспроизводство.8
В условиях бюджетного дефицита возникает
ситуация, когда финансирование всех запланированных
расходов невозможно. Согласно законодательству
первоочередному финансированию подлежат
текущие расходы. Существуют также так
называемые защищенные статьи расходов,
определяемые органами представительной
власти при утверждении бюджета. Защищенные
статьи должны финансироваться в полном
объеме. Так, к примеру, в Законе РФ “О
федеральном бюджете на 1998 год” к защищенным
статьям расходов относятся: заработная
плата, стипендия, государственные пособия
и другие социальные и компенсационные
выплаты населению; продовольственное
обеспечение; приобретение медикаментов
и перевязочных средств и т.д. Перечень
защищенных статей текущих бюджетных
расходов не является постоянным и определяется
ежегодно.