Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 18:44, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных
бюджетов.
2. ИСТОЧНИКИ
ФОРМИРОВАНЯИ И НАВПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ
СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.
Бюджетная классификация РФ ¾ это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (рис. 2).
Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. [11, С.45].
Рисунок
2. Структура доходов бюджета.
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды[10, С. 38].:
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления[11, С. 46]..
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
Рассмотрим
доходы и расходы, отраженные в федеральном
бюджете на 2010 год в (табл. 1 ).
«Таблица 1»
Доходы
федерального бюджета РФ на 2010 год (извлечение)
сумма | Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % | |
Налоговые доходы, всего | 1 726 310 100,0 | 81,21% |
Налог на прибыль | 207 443 700,0 | 9,76% |
Налог на игорный бизнес | 1 009 200,0 | 0,05% |
Налог на добавленную стоимость | 773 508 000,0 | 36,39% |
Акцизы | 224 815 000,0 | 10,58% |
Лицензионные и регистрационные сборы | 804 100,0 | 0,04% |
Налог на покупку иностранных денежных знаков | 1 849 400,0 | 0,09% |
Налоги на совокупный доход | 5 677 600,0 | 0,27% |
Налоги на имущество | 920 000,0 | 0,04% |
Платежи за использование природными ресурсами | 183 715 700,0 | 8,64% |
Таможенные пошлины | 324 108 900,0 | 15,25% |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 2 458 500,0 | 0,12% |
Неналоговые доходы, всего | 104 284 200,0 | 4,91% |
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций | 50 472 500,0 | 2,37% |
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 2 779 400,0 | 0,13% |
Перечисление прибыли Банка России | 4 000 000,0 | 0,19% |
Платежи от государственных организаций | 13 972 400,0 | 0,66% |
Плата
за пользование водными |
7 000 000,0 | 0,33% |
Доходы от использования лесного фонда | 1 950 000,0 | 0,09% |
Прочие
поступления от имущества, находящегося
в государственной |
4 822 300,0 | 0,23% |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов | 290 000,0 | 0,01% |
Административные платежи и сборы | 804 100,0 | 0,04% |
Доходы
от внешнеэкономической |
47 911 900,0 | 2,25% |
Прочие неналоговые доходы | 3 114 300,0 | 0,15% |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего | 13 893 900,0 | 0,65% |
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет | 281 230 000,0 | 13,23% |
Всего доходов | 2 125 718 200,0 | 100% |
Основная часть доходного потенциала (табл. 1) федерального бюджета на 2010 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В
доходах российского
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федерального бюджета.
Структура
и основные составляющие расходной
части федерального бюджета на 2010
год приведены в (табл. 2) .
«Таблица 2»
Расходы
федерального бюджета РФ на 2010 год (извлечение)
Сумма | Удельный вес статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, % | |
Государственное управление и местное самоуправление | 56 745 563,30 | 2,91% |
Судебная власть | 19 111 999,80 | 0,98% |
Международная деятельность | 42 858 764,50 | 2,20% |
Национальная оборона | 284 157 831,50 | 14,59% |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 173 863 288,30 | 8,93% |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 30 317 957,10 | 1,56% |
Промышленность, энергетика и строительство | 57 707 669,70 | 2,96% |
Сельское хозяйство и рыболовство | 26 821 500,00 | 1,38% |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 9 758 799,80 | 0,50% |
Транспорт, связь и информатика | 7 034 319,70 | 0,36% |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 8 693 085,00 | 0,45% |
Образование | 80 088 334,70 | 4,11% |
Культура, искусство и кинематография | 10 292 505,80 | 0,53% |
Средства массовой информации | 10 264 830,20 | 0,53% |
Здравоохранение и физическая культура | 31 908 141,60 | 1,64% |
Социальная политика | 430 350 521,50 | 22,10% |
Обслуживание государственного долга | 285 009 298,70 | 14,64% |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 265 406 554,00 | 13,63% |
Исследование и использование космического пространства | 9 742 000,00 | 0,50% |
Военная реформа | 16 544 982,80 | 0,85% |
Дорожное хозяйство | 68 519 404,00 | 3,52% |
Прочие расходы | -3 067 652,00 | -0,16% |
Резервный фонд | 4 300 000,00 | 0,22% |
Проведение выборов и референдумов | 2 632 436,00 | 0,14% |
Целевые бюджетные фонды | 13 893 900,00 | 0,71% |
Всего расходов | 1 947 386 255,40 | 100% |
Кроме
того:
Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога |
281 230 000,00 |