Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:06, курсовая работа
Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства.
Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие государственных расходов и доходов……………………5 1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны ………………………………………………………..5 1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов……………………………………………………………15 Глава 2. Анализ бюджета государства………………………………………25 2.1 Анализ доходов и расходов………………………………………………25 2.2. Потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России…………………………………………….29 Заключение…………………………………………………………………….33 Список использованной литературы…………………………………………35
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Дзержинский филиал РАНХиГС
Форма обучения – заочная по сокращенным программам
Направление «Экономика»
Дисциплина «Финансы»
Курсовая работа
на тему:
«Бюджетная классификация доходов и расходов»
Автор работы:
Студентка 3 курса
ЗОС формы обучения
Группа ДЭ-1211
Калякина Е.Н.
_________________________
подпись
Руководитель работы:
к.э.н.
Смирнова Н.А.
Оценка________________________
г.Дзержинск 2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы. И мы были свидетелями кризиса 1998года, коснувшегося каждого россиянина, когда Россия стояла на грани дефолта, ставшего следствием не только падения мировых цен на нефть, но и недальновидной финансовой и бюджетной политики правительства и руководителей Банка России, формировавших государственный бюджет в основном за счет западных кредиторов и доходов от сырьевых ресурсов. И лишь приход к руководству федеральным правительством и Банком России людей, умеющим управлять экономикой и взявшим на вооружение здравые идеи, позволило спасти наше народное хозяйство от коллапса и «дотянуть» до повышения мировых цен на нефть. Но назначенное вторым российским президентом правительство использует «нефтяную передышку» исключительно для погашения внешнего долга, не запуская имеющиеся потенциальные механизмы экономического подъема, и недостаточно финансируя социальные программы. Поэтому в последние годы проблема наполнения федерального бюджета, являющегося главной казной государства, а также бюджетная политика распределения расходов, находится в центре внимания оппозиционных правительству партий, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, независимых экспертов, журналистов, финансистов, ученых, общественности. Результатом этого внимания является не только критика правительственного бюджетного курса, но и разработка программы мер активной промышленной политики, включая ее бюджетно-налоговые аспекты, разработка обоснованных альтернативных правительству бюджетов на предстоящие финансовые годы. Но правительство мало прислушивается к голосу общественности. Это демонстрирует очередной принятый бюджет, в котором сохранены прежние концептуальные установки макроэкономической и бюджетно-налоговой политики, касающиеся источников бюджетных доходов и приоритетов расходов, включая императив первоочередного обслуживания и погашения внешнего долга, при отказе государства от выполнения своих бюджетных обязательств перед гражданами. Как видим проблема государственных доходов и расходов, актуальна, и вполне очевиден выбор обозначенной темы исследования. Целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом исследования является бюджетная политика правительства в области финансирования социальной сферы. Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: предстоит дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы, начиная с 2000 года; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета текущего года, и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. задач.
Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств. Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. В чем же заключается роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики? Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. В этом случае происходит огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения части доходов в бюджетный фонд и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямое воздействие с его стороны оказывает влияние на некоторые экономические показатели. Например, установление прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены: расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации; объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы; величина потребления вновь созданной стоимости и др. Государство или органы местной власти, увеличивая суммы налогов от прибыли хозяйствующих субъектов, ограничивают их производственные возможности, при снижении уровня налоговых изъятий последние повышаются. Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий. Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирования расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованные (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относятся косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Государственные доходы, как и расходы, любого государства, находят свое нормативное закрепление в государственном бюджете. Обратимся к толковому словарю современных бюджетных терминов.[1] Бюджет – «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Следовательно, акцент делает на бюджет как документ соответствующего содержания. Бюджет государственный – «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства». Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.[2] Бюджетная система России включает три звена: федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. В 1995 г. законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[3], было введено новое понятие – муниципальное образование. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального, территориального бюджета субъекта РФ. Необходимо отметить, что понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований» на практике рассматриваются как синонимы.[4] Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики государства имеют его параметры – объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ), доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Кратко рассмотрим принципы построения и структуру классификации доходов бюджетов РФ, которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Приведем пример бюджетной классификации[5] доходов по группам: 1000000 – налоговые доходы; 2000000 – неналоговые доходы;300000 - безвозмездные перечисления; 4000000 – доходы целевых бюджетных фондов; 5000000 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. К налоговым доходам, в соответствии с БК РФ относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (статья 41). К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст. 50 БК РФ также относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом на срок не менее трех лет. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные (закрепленные) налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней, а также собственные неналоговые доходы и средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ. Полностью зачисляются в доходы федерального бюджета такие налоги, как таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственные пошлины. В соответствии с бюджетной политикой[6] к регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.[7] В соответствии с бюджетной классификацией в группу налоговых доходов (1000000) входят, в частности, следующие подгруппы: 1010000 – «Налоги на прибыль»; 1020000 –«Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы»; 1030000 – «Налоги на совокупный доход» и т.д.[8]. Необходимо отметить, что доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Удельный вес налогов в доходной части бюджета в среднем составляет 4/5 всех доходов федерального бюджета, так, в 2006 г. – 81, 4%, 2007г. – 86,3, 2008г. – 83,5, 2009г. – 84,2, 2010г. – 84,7, 2011г. –93,45, 2012 г. - 81,21, в 2013г. –78,2%. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Как показывает анализ показателей федеральных бюджетов РФ за период времени с 2006 по –2012 гг., его доля в 2006 г. составила – 45%, в 2007г. – около 46% всех налоговых поступлений, в 2009 г. – 36%, в 2010г. – 33,6%, в 2011г. –39,2%, в 2012 г. 36,39%. Затем следуют акцизы, например, в2010 г. их удельный вес составлял –11,3%, в 2011г. – 12,8%, в 2012г. - 11,4 %. Налог на прибыль организаций составляет около 10-14% налоговых поступлений, так, на его долю в 2010г. –15,8%, 2011г. –14,1%, в 2012г. приходилось – 9,76%. С учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили в 2010г. – 20,6% всех доходов, в 2011г. – 21,6, в 2012г. –17,0. Остальные налоги, в том числе подоходный налог с физических лиц, несут в налоговой системе РФ незначительную фискальную нагрузку. Очевидно, что налоговые поступления являются главным средством пополнения государственного бюджета, например, за январь-ноябрь 2012г. поступления налоговых платежей в федеральный бюджет составили 1534.5 млрд. руб., или 77.1 % от общего объема доходов с учетом ЕСН, (без учета ЕСН - 90.9%), и составили 15.5%ВВП[10]. Таким образом, налоговые поступления обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета: в доходах федерального (центрального) бюджета развитых стран – до 90%; в доходах бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – около половины. Налоги закрепляются за соответствующим бюджетом конституцией государства либо специальными законами. Очевидно, что проблема налоговой составляющей в доходах бюджетов многогранна, и одна из важнейших ее сторон улучшение ситуации с собираемостью налогов, и в то же время снижение налоговой нагрузки в ВВП. От научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полнотой и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит более 80% объема федерального бюджета – основной государственной казны. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики уделяют особое внимание исследованиям налоговых концепций и их реализации[11]. Стоит отметить, что правительство РФ в рамках проводимой налоговой реформы, делает реальные шаги на пути эффективности налоговой системы и в то же время снижения налогового бремени на налогоплательщиков, с целью высвобождения ими средств, которые могут быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, т.е. на обеспечения экономического роста. Улучшилась ситуация с собираемостью налогов. Поступление налогов в доходы бюджетов составило около 95% от расчетного уровня, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в 2011г. налоговое бремя в 2012 году снизилось с 33,9% до 32,9 в ВВП, что заметно ниже соответствующего показателя для стран ЕС – 40,9% и ОЭСР, так называемого «клуба развитых стран», - 36,1%. Снижение налоговой нагрузки позволяет вывести доходы из тени, стимулирует развитие производства, улучшает финансовое положение предприятий. Это, в свою очередь, обеспечивает расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет. В 2012 г. реально заработала мера по снижению налога на прибыль предприятий с 35% до 24%. Мы приблизились к мировой системе начисления этого налога – все деловые расходы стали вычитаться из налогооблагаемой базы».[12] Кроме этого в последние годы Правительством РФ предпринимались и другие меры, так, на увеличение налоговых доходов бюджета повлияло то, что была увеличена налоговая нагрузка на ТЭК. Сырьевые отрасли стали давать больше доходов. Так, доля налогов, связанных с использование природных ресурсов, в общем объеме налоговых поступлений в 2012 году увеличилась с 10,4% до 14,7%. Введена была более гибкая система, позволяющая увеличивать отчисления на амортизацию (фактически рост за год – около 30%). Это позволяет предприятиям инвестировать в расширение или модернизацию производства. Вместе с тем Правительством была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль. Эта льготы приводила к повторному учету одних и тех же затрат пои определении налоговой базы и зачастую просто использовалась для ухода от налогообложения. Первый раз льгота вычиталась из прибыли в момент инвестирования, а второй раз – через амортизационные отчисления. С отменой этой льготы доля инвестиций по отношению к прибыли не снизилась.[14] Теперь перейдем к характеристике неналоговых доходов. В соответствии с БК РФ неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; иные неналоговые доходы. Как отмечает Деева А.И, к доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся следующие средства: арендная либо иная плата за сдачу во временное владение и пользование имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; плата за передачу государственного имущества под залог и в доверительное управление; возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том числе средства полученные от продажи имущества переданного в качестве гарантий по кредитам и ссудам; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим государству или муниципальным образованьям; дивиденды по акциям, принадлежащим государству.[15] В состав неналоговых доходов включены также доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, которые в соответствии с международными стандартами статистики государственных финансов относятся к капитальным доходам, и др. К неналоговым доходам относится и часть прибыли Центрального банка РФ, так в соответствии со ст. 21. Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год»: "После утверждения годовой финансовой отчетности Центрального банка РФ советом директоров Центральный банк РФ перечисляет в федеральный бюджет 80 % фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль Центрального банка РФ направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения". К неналоговым доходам относятся также доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от реализации государственных запасов и резервов. Неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета составили в 2006г. 11,5%, 2007г. – 5,8, 2008 г. – 9,4, в 2009г. – 7,0%., в 2010 г. –7,76, 2011г.- 5,38, в 2012 г. – 4,91%., в 2013г. – 6,02%[16]. В их структуре ведущее место принадлежит доходам, поступающим от внешнеэкономической деятельности, например в 2013г. их размер составил 55932,7 млн. руб., или 2,3%, а также доходам от имущества в федеральной собственности 83158,8 млн. руб., или 3,4% от всех запланированных доходов федерального бюджета в размере 2417791,8 млн. руб. Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов17. Хотя финансовая помощь подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем таких средств, но в соответствии с ч.3. ст.47 БК РФ «Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.». К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. Безвозмездные перечисления, классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов; бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных организаций; наднациональных организаций; средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды; прочих безвозмездных перечислений. В доходы бюджетов могут также входить безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.[18] Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.(ч.2.ст.42 БК РФ) Доходы целевых бюджетных фондов образуются в соответствии с законодательством РФ за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Такие доходы группируются по видам целевых бюджетных фондов. Например, в доходы федерального бюджета РФ на 2014, в соответствии со статьей 7, зачисляются средства: поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности по состоянию на 1 января 2011 года по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся в Федеральный дорожный фонд РФ, а также доходы, которые являлись до 1 января 2001 года источниками формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15 % сумм штрафов, налагаемых в административном порядке, зачисляемых ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью); поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2012 года по ЕСН, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачисляемой ранее в бюджет Пенсионного фонда РФ; поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2011 года по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанных взносов, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями); целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии. Доходы целевых бюджетных фондов включены в доходную часть бюджета в размере 7,7% - в 2006г., 8,2% - в 2007г., 7,1 % - 2008г., 8,8% - в 2009г., 7,58% - 2010г, 1,17% - 2011г., в 2012 г - 0,6% объема доходов федерального бюджета[19]. К доходам государства, относятся и государственные займы. Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер и основан, как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. К государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ создает финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных программ. Таким образом, обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном бюджете объемах.
Расходы государства представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Государственные расходы в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарат управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов другим странам. Расходные полномочия государства состоят в перераспределении общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан, путем предоставления бюджетных средств. Базовым правовым инструментом в части расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ[20], принятый в 2008 г. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам; трансфертов населению[21]; ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств); субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам; кредитов и заимствований внутри страны за счет государственных заимствований; кредитов иностранным государствам. Расходы бюджета классифицируются, по ряду признаков. В финансовой теории расходы государства подразделяются на текущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их направленность на выполнение государством своих функций – социальных, экономических, управленческих, военных и т.п.[22] В то же время направления использования бюджетных средств классифицируется по трем основным принципам: функциональному, экономическому и ведомственному. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Приведем примеры. В таблице 1 дадим пример подразделов в разд.14 – «Образование».
Таблица 1 Распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ
Наименование |
Рз |
ПР |
Сумма (тыс.рублей) |
ОБРАЗОВАНИЕ |
14 |
117 791 867,0 | |
Дошкольное образование |
14 |
01 |
802 607,3 |
Общее образование |
14 |
02 |
2 013 440,4 |
Начальное профессиональное образование |
14 |
03 |
24 810 237,6 |
Среднее профессиональное образование |
14 |
04 |
15 285 091,9 |
Переподготовка и повышение квалификации |
14 |
05 |
1 502 256,7 |
Высшее профессиональное образование |
14 |
06 |
68 299 015,7 |
Прочие расходы в области образования |
14 |
07 |
5 079 217,4 |
Третий уровень
функциональной классификации расходов
бюджетов РФ – целевые статьи,
отражающие финансирование расходов бюджетов
по конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей бюджетных средств
в пределах подразделов функциональной
классификации расходов бюджетов РФ. Виды
расходов образ четвертый уровень указанной
классификации, они детализируют направления
финансирования расходов указанных бюджетов
в пределах целевых статей. Экономическая
классификация расходов бюджетов РФ – группировка
расходов бюджетов всех уровней по их
экономическому содержанию, где затраты
делятся по направлениям расходования.
Данная классификация состоит из категорий:
текущие расходы, капитальные расходы
и предоставление бюджетных кредитов
за вычетом погашения. Так, в соответствии
со ст. 84 БК РФ исключительно из федерального
бюджета финансируются следующие виды
капитальных расходов: обеспечение деятельности
Президента РФ, Федерального Собрания
РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ, федеральных органов исполнительной
власти, а также другие расходы на общегосударственное
управление, функционирование федеральной
судебной системы, национальную оборону
и обеспечение безопасности государства,
поддержку железнодорожного, морского
и воздушного транспорта, осуществление
международной деятельности в общефедеральных
интересах. Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов
бюджетов, обеспечивающая инновационную
и инвестиционную деятельность. Сюда входят
расходы, предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь создаваемые юридические
лица в соответствии с утвержденной инвестиционной
программой, средства, предоставляемые
в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам, расходы на проведение
капитального ремонта и другие, связанные
с расширенным воспроизводством, расходы,
при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся
в собственности федеральной, субъектов
РФ и муниципальных образований. Необходимо
сказать, что предоставление бюджетных
инвестиций юридическим лицам, не являющимся
государственными или муниципальными
предприятиями, влечет возникновение
права государственной или муниципальной
собственности на эквивалентную часть
уставных (складочных) капиталов и имущества
указанных юридических лиц и оформляется
участием государственных и муниципальных
образований в уставных капиталах таких
юридических лиц в соответствии с гражданским
законодательством РФ оформление доли
государственного образования в уставном
капитале, осуществляется в порядке и
по ценам, которые определяются в соответствии
с законодательством РФ.[25]Ведомственная классификация расходов
федерального бюджета – группировка
расходов федерального бюджета, отражающая
распределение бюджетных средств по главным
распорядителям средств федерального
бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов
конкретного федерального органа исполнительной
власти или иных получателей средств федерального
бюджета по целевым статьям и видам расходов
(т.е. в соответствии с выполняемыми ими
целями и задачами). Перечень главных распорядителей
средств последнего утверждается в структуре
ведомственной классификации его расходов
федеральным законом о федеральном бюджете
на соответствующий финансовый год. Ведомственная
классификация расходов бюджетов субъектов
РФ является группировкой расходов бюджетов
субъектов РФ, отражает распределение
бюджетных ассигнований по главным распорядителям
средств их бюджетов в соответствии с
организацией системы органов исполнительной
власти субъектов РФ и утверждается их
законодательными (представительными)
органами. Ведомственная классификация
местных бюджетов утверждается правовыми
актами органов местного самоуправления.
Элементы функциональной, экономической
и ведомственной классификации взаимоувязаны
в единую структуру. Расходы бюджетов
определяются направлениями и пределами,
установленным федеральным законом, законами
и иными нормативно-правовыми актами субъектов
РФ и муниципальных образований о бюджете
на очередной финансовый год. Состав расходов,
финансируемых исключительно из федерального
бюджета, регламентирован ст. 84 БК РФ. Большое
значение для формирования структуры
государственных расходов имеет макроэкономическая
политика государства, основным звеном
которой является бюджетная политика.
Идеи, цели, задачи последней в переходный
период, методы и формы ее практической
реализации проявляются через параметры
бюджета и построение межбюджетных отношений.
В процессе бюджетного регулирования
решаются следующие основные задачи: формирование
бюджетных доходов, их определенной структуры
и текущий период и среднесрочную перспективу;
аналогичное формирование расходов бюджета
и их ведомственной, функциональной и
экономической структуры; межбюджетные
взаимоотношения, их формы и особенности;
управление (координация) всем бюджетным
процессом. Иначе говоря, в плоскости бюджетной
политики лежит вектор регулирования
темпов и пропорций распределения бюджетных
средств между отраслями экономики и социальной
сферой как в государственном масштабе,
так и в отдельно взятом регионе. В ежегодном
послании Президента РФ Федеральному
собрании РФ «О бюджетной политике» обосновываются
первоочередные задачи на очередной год
в области расходов, большинство из которых
прямо относятся к федеральному бюджету.
Анализ этих посланий говорит о том, что
финансовое обеспечение структурных реформ,
в том числе пенсионной, судебной, военной,
социальной, являлось одной из главных
задач бюджетной политики в области расходов
за последние три года. В связи с большой
актуальностью и приоритетностью решения
социальных задач остановимся на перспективных
направлениях реформирования социального
комплекса. Поскольку в период формирования
рыночных отношений значительно возросли
потребности населения в конкретных общественных
благах, это не только привело к активизации
социальной политики, но и предопределило
необходимость внесения корректив в бюджетную
политику государства, потребовало выработки
особой стратегии оплаты общественных
расходов. Было обеспечено повышение денежного
довольствия военнослужащих. Оклады по
воинской должности увеличились в 2-2,4
раза, кроме того, вдвое выросли надбавки
за выслугу лет. В полном объеме обеспечивалась
текущая выплата детских пособий гражданам,
имеющим детей, предыдущую задолженность
удалось сократить (на 4,2 млрд. руб. в 2012
году).В 2012 г. сохранялась социальная направленность
региональных бюджетов – 46% средств направлялось
на финансирования учреждений социально-культурной
сферы, 16% - на жилищно-коммунальное хозяйство,
3% - на правоохранительную деятельность,
2% - на сельское хозяйство. Для большинства
регионов 2012г. был непростым: произошло
снижение доходов в связи с сокращением
налогового бремени и увеличением расходов,
связанных с повышением заработной платы
работникам бюджетной сферы. Фонды оплаты
труда увеличились на 60-40%, соответственно
доля зарплаты в бюджетах регионов увеличилась
с 24,7% в 2011 г. до 32,4% в 2012г. параллельно увеличивался
и размер финансовой помощи бюджетам регионов:
в 2010 г. финансовая помощь составляла 2,1%
ВВП, в 2011г. – 2,3% ВВП, а в 2012 г. – 2,5% ВВП. Выплаты
повышенной зарплаты (с декабря 2011г.) производились
с одновременным погашением ранее накопившейся
задолженности. Своевременно и в необходимом
объеме изыскивались и предоставлялись
средства на ликвидацию произошедших
в 2012 г. стихийных бедствий[26]. На эти цели из федерального бюджета
было выделено 4,5 млрд. руб. бюджетных ссуд.
В 2012 г. значительно увеличен объем средств,
направляемых на предварительную компенсацию
гарантированных сбережений граждан.
За период с 2006г. по ноябрь 2002г. компенсацию
получили граждане РФ в сумме 39 млрд. руб.,
при этом за 2012 г. – 15,7 млрд. руб.
в 2013 г. выплаты должны были составить
20 млрд. руб., что должно позволить расширить
группы вкладчиков, получающих компенсационные
выплаты. Необходимые финансовые ресурсы
в 2012 году выделялись на проведение судебной
реформы, в частности увеличение штатной
численности судей и работников аппаратов
судов, а также введение суда присяжных.
В целом на финансирование судебной власти
в 2012 году в бюджете предусматривалось
19112 млрд. руб., что составляет 0,17 % к ВВП.В
2013 г. приоритетными направлениями расходования
бюджетных средств являлись национальная
оборона (345725,5млн. руб. или 14,7% всех расходов),
судебная система (25 451,9 млн. руб. – 1,1%), наука (40
250,0 млн. руб. или 1,7%) и образование (97 627,0
млн. руб. – 4,2 %)[27]. В тоже время федеральный бюджет 2013
года характеризовала его социальная
направленность. В целом можно сказать,
что за последние годы существенно возрастают
расходы государства на оплату труда работников
бюджетной сферы, увеличился размер средств,
направляемых на оплату всех видов коммунальных
услуг, существенно сокращено число федеральных
целевых программ и вместе с тем возрос
объем ассигнований, направляемых на их
реализацию. Увеличились расходы на проведение
фундаментальных исследований и содействие
научно-техническому прогрессу. Стоит
отметить, что существенный объем расходов
федерального бюджета, составляют расходы,
проходящие по разделу «Финансовая помощь
бюджетам других уровней». Целью предоставления
субъектам Федерации средств из Федерального
фонда финансовой поддержки (ФФФП) регионов
является выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов на душу населения. При утверждении
федерального бюджета устанавливаются
ставки отчислений от соответствующих
федеральных налогов и доходов в бюджеты
субъектов Федерации из ФФФП регионов.
Финансовая помощь имеет значительный
удельный вес в общей сумме расходов: в
2006г. – 12,5%, в 2007г. – 11,9, в 2008г – 10,1, в2010г –8,1,в 2011 –17,64,в 2012г – 13,63, в 2013- 30,3 % или 711431,4 млн. руб. Особое
место среди расходов бюджета занимают
затраты по текущему обслуживанию государственного
внутреннего и внешнего долга[31]. Большая часть государственного долга
оформлена в виде государственных краткосрочных
облигаций, размещенных среди кредиторов
как внутри страны, так и за рубежом. Доля
общей суммы расходов федерального бюджета
по обслуживанию государственного долга
в последние годы неуклонно возрастает:
2006г. – 13,4%, 2007г. – 14,8, 2010г – 25,7, 2011г – 20,09%. Если в счет погашения внешней задолженности
в 2012 г. было выплачено 14,2 млрд. дол., то
в 2013г. суммы выплат составили 17,3 млрд.
дол. Также на обслуживание внешнего долга
в 2013 году предполагалось направить 220
млрд. руб., а на обслуживание внутреннего
долга – 57,5 млрд. руб. В целях совершенствования
структуры государственного внутреннего
долга и снижения стоимости его обслуживания
были размещены новые финансовые инструменты,
среди которых облигации федеральных
займов с амортизацией долга, позволяющие
осуществлять погашение номинальной стоимости
частями, а также государственные сберегательные
облигации, выпускаемые для страховых
компаний, негосударственных пенсионных
фондов и инвестиционных фондов. Снижение
государственного долга помимо сокращения
расходов на его обслуживание является
важной мерой повышения инвестиционной
привлекательности России. Проведение
в последние годы взвешенной бюджетной
и долговой политики отмечено инвесторами
и международными рейтинговыми агентствами.
При характеристике государственных расходов
необходимо уделить внимание и расходам
федерального бюджета РФ в сфере материального
производства. Среди расходов в данной
сфере наиболее значительными для развития
экономики являются расходы на финансирование
капитальных вложений. Бюджетное финансирование
распространяется на капитальные вложения,
осуществляемые только в государственном
секторе экономики. Бюджетные средства
выделяются на те строительные объекты,
перечень которых утверждается Министерством
экономики РФ по согласованию с Министерством
финансов РФ. Одним из видов расходов в
сфере материального производства является
выплата различных дотаций предприятиям.
Существуют два вида дотаций:
1) дотации на продукцию, реализуемую по
государственным регулируемым ценам.
Выделяются из федерального бюджета угледобывающим
и углеперерабатывающим предприятиям,
а также сельскохозяйственным предприятиям
по продукции животноводства;
Выводы
Таким образом, государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Государственные доходы – это исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи. Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляет более 4/5 всех доходов федерального бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений). На втором месте по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%. Государственные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы бюджета в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарата управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов другим странам и бюджетам регионов. Основными направлениями расходования федерального бюджета в РФ являются расходы в сфере материального производства, прямые и косвенные расходы на оборону, расходы на социальные мероприятия, науку, управление, расходы бюджета на финансовую помощь бюджетам других уровней и затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентов РФ. В соответствии с законом в текущем году ВВП в РФ составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10%, экономический рост – 5,2% ВВП. В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 2 трлн. 742 млрд. 850 млн. руб., расходы – 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета – 83 млрд. 400 млн. руб. Согласно Правительственному плану налоговые доходы должны быть получены в размере 2071384,5 млн. руб.[33], неналоговые доходы в размере 2191194,4 млн. руб., доходы целевых бюджетных фондов – 14061,5 млн. руб., ЕСН – должен быть собран в размере 438210,0 млн. руб. Как и на что предполагается потратить эти доходы? Важная задача, которую поставил Президент на предстоящий финансовый год, - это повышение устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета РФ[34].Итак, часть доходов бюджета на сумму 83,4 млрд. руб. пойдет в Стабилизационный фонд. Общий прогноз цены на нефть – 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена – 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в этот фонд. Кроме того, в него предполагается зачислить частично остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2013г.В рамках бюджета 2014 года, как уже отмечалось выше, существенное внимание уделяется мерам по развитию инфраструктуры - приоритет дорожному строительству. Если в 2011г. суммарные доходы, направленные на дорожное строительство, включая доходы Федерального дорожного фонда, составляли 197 млрд. руб., в 2013г. – уже – 245 млрд. руб., то в 2014г. общий объем доходов, которые намечено направить на строительство дорог, составит 283 млрд. руб. При этом доходные источники, которые в 2014г. субъекты Федерации мобилизуют самостоятельно, составят 204 млрд. руб. В 2014г. бюджеты субъектов РФ увеличатся на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены: 90 млрд. руб. – на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. – на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим. Важным фактором наращивания экономического потенциала являются инвестиции в научно-технический потенциал. Расходы на фундаментальную науку, содействие научно-техническому прогрессу возрастут по сравнению с 2003г. на 15%. При этом доля расходов на фундаментальную науку в общих доходах этого раздела возрастет и превысит 50%. Расходы на космическую программу возрастут на следующий год на 60% и достигнут 12 млрд. руб. Будет продолжено осуществление поддержки авиационного комплекса. Предусмотрены расходы на прямую поддержку тех или иных отраслей. Так, на лизинг сельхозтехники в 2014г. – 2 млрд. руб. на страхование урожая расходы в 2014г. будут подняты с 1 миллиарда до 1,9 млрд. руб. Судебная система нарастит свои расходы на 30 %, оклады судей возрастут на 40%. Увеличиваются в реальном выражении расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, на охрану окружающей среды. Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, - обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается прирост расходов на 19%, что выше уровня инфляции. Стоит отметить, что третий год подряд, включая и 2014г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. долл. Это позволит обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Как считают в Минфине, этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня также ставится задача увеличения прозрачности расходов силовых структур. Продолжается сокращение государственного долга. В 2014г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат – одно из ведущих международных рейтинговых агентств Moody’s поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира – на восьмое место. В 2014г. ожидается около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. При этом важная задача – сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2013г.В соответствии с бюджетом должны вырасти на 20% расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение. Общий уровень зарплаты в бюджетном секторе в 2014г. составит 65% от уровня средней зарплаты в промышленности (в 2010г. – 50%, в 2013г. – 69%). Заложен рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь – на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости – на 15%. Как считает наше правительство бюджет 2014г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было[36]. Таковы цифры, теперь перейдем к фактам. Многочисленные публикации ученых и экспертов в СМИ свидетельствуют о том, что относительные показатели расходов федерального и консолидированного бюджетов на финансирование, например, социальной сферы не соответствуют не только международным стандартам, но и нормативам, установленным федеральным законодательством.
Информация о работе Бюджетная классификация доходов и расходов