Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:49, контрольная работа
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ ……3
1.1. Бюджетная система РФ ……………………………………….4
1.2. Принципы бюджетной системы РФ ……………………….…6
1.3. Формирование доходов и расходов бюджетов
разных уровней ………………………………………………..9
Список используемой литературы ………………………………17
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3) доходы от реализации государственных запасов;
4) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
6) административные платежи и сборы;
7) штрафные санкции, возмещение ущерба;
8) доходы от внешнеэкономической деятельности.
Согласно Закону РФ “Об основах бюджетных прав…”, доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных расходов недостаточно собственных средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков.
Особенностью заемных
средств как источника
Конкретный состав доходов
и их объемы по каждому отдельному
бюджету устанавливаются
Основным порядком в распределении доходов между бюджетами является закрепление доходов за бюджетами. Доходы могут быть закреплены за тем или иным бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления.
При закреплении тех
или иных доходов за бюджетами
учитывается принцип
Аналогичные доходы зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. В бюджеты этих уровней зачисляются еще местные налоги и сборы.
Более ограниченный перечень закрепленных доходов определен для районных бюджетов районов в городе, поселковых и сельских бюджетов.
Закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюджетов.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления
Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. В зависимости от уровня бюджетов он может иметь некоторые различия. Однако анализ российского бюджетного законодательства позволяет выделить следующие основные направления расходов, характерные для бюджетной системы в целом:
1) расходы на финансирование народного хозяйства;
2) расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
3) расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;
4) расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;
5) расходы на оборону;
6) расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;
7) расходы на внешнеэкономическую деятельность;
8) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;
9) расходы по выплате дотаций, субвенций и т.д.
Конкретные направления и размеры расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.
Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.
В условиях бюджетного дефицита возникает ситуация, когда финансирование всех запланированных расходов невозможно. Согласно законодательству первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. Существуют также так называемые защищенные статьи расходов, определяемые органами представительной власти при утверждении бюджета. Защищенные статьи должны финансироваться в полном объеме. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно.
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое распределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод – оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета.
Также хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования
бюджетной системы в
Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя контроль за уровнем возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Список используемой литературы.
1. Финансовое право: Учебник / Под ред. Горбуновой О.Н. М.: Юристъ, 2006. С. 131.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 19 февраля 2009.
3. «Бюджетная система Российской Федерации» Вахрин П.И. – М.: Дашков и Ко, 2002.
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6. Межбюджетные отношения и
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство