Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении бюджетной системы России.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение понятий государственного бюджета и бюджетной системы;
- исследование исторического развития бюджетной системы в России;
- изучение бюджетной системы России в настоящее время;
- исследование изменения в бюджетном кодексе Российской Федерации;
-Характеристика консолидированного бюджета РФ;
- Обзор федерального бюджета РФ на 2008 – 2010 год.

Файлы: 1 файл

Курсовой проэкт по дисциплине финансы и кредит.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

— операций сектора государственного управления.

Немаловажно и то, что значительно расширена самостоятельность каждого уровня власти при определении классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Они получили возможность адаптировать бюджетную классификацию (в рамках общей бюджетной системы и единой методологии) к специфике и потребностям каждого конкретного бюджета.

Однако для обеспечения единства, прозрачности и обоснованности бюджетной классификации к составным частям ее кодов предъявляют четкие требования.

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ определен конкретный порядок предоставления полномочий по исполнению бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Кроме того, введен принцип иерархичности организации исполнения бюджетов. Он позволяет одновременно контролировать утвержденный бюджет и обеспечить гибкость и вариантность его детализации. При этом финансовые органы получают возможность выбора между сохранением действующей схемы организации исполнения бюджета (на основе единой сводной бюджетной росписи) и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств.

 

2.3 Характеристика  консолидированного бюджета РФ

 

Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ (рис. 2.3).

«Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов.16»

Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти. Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня. Статистические консолидированные показатели используются:

-при бюджетном планировании;

-при анализе формирования и  использования финансового фонда  государства;

-при разработке прогнозов экономического  и социального развития государства;

-при расчетах, характеризующих различные сферы обеспечения экономики общества, отдельные территориальные образования и т. д.

При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, например, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и при определении размеров дотаций.

В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов базируются на консолидированных бюджетах.

В частности, в доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавочную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, внешнеэкономические операции, средства целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности.

Используя статистические данные консолидированных бюджетов за ряд лет можно более качественно и объективно организовать перспективное планирование и прогнозирование, в частности, при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и его территориальных образований.

Кроме того, на основе показателей консолидированных бюджетов возможны расчеты различных видов обеспечения населения государства и территорий, бюджетных расходов на одного жителя на образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии, а также среднедушевых бюджетных доходов на одного жителя в целях сравнения с аналогичными показателями регионов и других государств.

 

Рисунок 2.3. Структура консолидированного бюджета Р.Ф.

2.4 Обзор и характеристика  федерального бюджета РФ на 2008 – 2010 год

 

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

В настоящее время федеральный бюджет представляет собой эффективный инструмент макроэкономического регулирования.

«Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом.17»

В 2008 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 6.906 тыс. рублей, а к 2010 году – достигнут 8.588 тыс. рублей.

Фактически за эти средства общество приобретает у государства общественные услуги образование здравоохранение социальное обеспечение регулирование экономики гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что. Не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета

Таким образом, решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

-превращение федерального бюджета  в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

-обеспечение долгосрочной сбалансированности  бюджета;

-дальнейшее удлинение горизонта  бюджетного планирования;

-обеспечение исполнения расходных  обязательств;

-проведение анализа эффективности  всех расходов бюджета;

-переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

-применение механизмов, стимулирующих  бюджетные учреждения к повышению  качества оказываемых ими услуг  и повышению эффективности бюджетных  расходов, расширение полномочий  главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

-повышение качества финансового  менеджмента в бюджетном секторе;

-решение проблемы несбалансированности  Пенсионного фонда Российской  Федерации;

-содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

За последние годы существенно увеличились и в среднесрочной перспективе продолжат устойчиво возрастать финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач (табл. 2.1.)

 

Таблица 2.1. Основные параметры федерального бюджета

 

2006.

2007.

2008.

2009. (проект)

2010. (проект)

Млрд. руб.

Доходы, всего.

6.276,3

6.614,2

6.644,4

7.465,4

8.089,9

В том числе нефтегазовые

2.954,4

2.471,1

2.383,1

2.351,9

2.348,3

Из них нефтегазовый трансферт

2.135,0

2.103,6

2.016,3

ненефтегазовые

3.321,9

4.143,1

4.261,3

5.113,5

5.741,6

Расходы, всего

4.281,3

5.615,5

6.570,3

7.451,2

8.089,9

В том числе непроцентные

4.112,2

5.458,7

6.382,5

7.052,3

7.438,3

процентные

169,1

156,8

187,9

212,6

247,1

Условно утвержденные

186,3

404,5

Профицит

1.995,0

998,7

74,1

14,2

0,0


 

В относительном выражении доходы в 2008–2010 годах по сравнению с 2006–2007 годами несколько снизятся и стабилизируются на уровне 18–19% ВВП. В таблице 2.2. переставлена динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации.

 

Таблица 2.2. Динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации

 

2007. (закон)

2008.год.(проект)

2009. (проект)

2010. (проект)

 

Млрд..руб.

Млрд..руб.

%.к.общему. объему

Темп. роста

Млрд..руб.

Млрд..руб.

Расходы, всего

5.463,5

6.570,3

100,0

20%

7.451,2

8.089,9

Расходы, всего, без условно утвержденных

5.463,5

6.570,3

100,0

20%

7.264,9

7.685,4

Общегосударственные вопросы

808,2

907,1

13,8

12%

977,0

1.042,5

Обслуживание государственного долга

156,8

187,9

2,9

20%

212,6

247,1

Национальная оборона

822,0

959,6

14,6

17%

1.061,5

1.191,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

662,9

771,2

11,7

16%

932,1

999,6

Национальная экономика

497,2

718,2

10,9

44%

802,0

544,2

Жилищно–коммунальное хозяйство

53,0

56,9

0,9

7%

79,2

71,0

Охрана окружающей среды

8,1

9,3

0,1

15%

10,2

11,0

Образование

277,9

308,9

4,7

11%

315,5

341,1

Культура, кинематография и средства массовой информации

67,8

82,8

1,3

22%

70,3

67,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

206,4

218,3

3,3

6%

234,2

274,6

Социальная политика

215,6

273,0

4,3

32%

362,4

427,5

Межбюджетные трансферты

1.844,3

2.272,4

34,3

22%

2.421,0

2.715,6

Бюджетам других уровней

754,0

919,3

13,9

22%

905,1

874,8

Государственным внебюджетным фондам

1.060,4

1.353,2

20,4

26%

1.515,9

1.840,8

Условно утвержденные расходы

186,3

404,5


 

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2008–2010 годах будут трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социального и пенсионного обеспечения (20,4%), трансферты региональным бюджетам (14,0%), национальная оборона (14,6%) и национальная безопасность (11,7%). На национальную экономику приходится 10,9% расходов бюджета, большая часть которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей. В таблице 2.3. представлена динамика расходов федерального бюджета по основным субъектам бюджетного планирования

 

Таблица 2.3 Динамика расходов федерального бюджета по основным субъектам бюджетного планирования

 

2007.г.

(бюджетная.

роспись)

2008.г..(проект)

2009.г.. (проект)

2010.г.. (проект)

 

Млрд. руб.

Млрд.. руб.

%.к. общему. объему

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Министерство обороны Р.Ф.

482,7

568,0

11,5

623,2

672,8

Министерство внутренних дел Р.Ф.

255,9

283,1

6,0

323,5

349,6

Министерство финансов.Р.Ф.(без учета обслуживания государственного долга и межбюджетных трансфертов)

229,9

302,1

5,2

341,5

399,0

Министерство образования и науки Р.Ф.

286,9

316,1

5,5

319,1

331,5

Министерство транспорта Р.Ф.

223,7

327,2

5,7

340,2

83,8

Министерство здравоохранения и социального развития Р.Ф.

247,0

235,9

3,7

248,0

237,8

Министерство экономического развития и торговли Р.Ф.

196,4

225,6

3,9

227,3

183,5

Министерство сельского хозяйства Р.Ф.

89,1

117,3

2,0

112,7

123,9

Министерство промышленности и энергетики Р.Ф.

117,8

134,8

2,3

175,8

109,2

Министерство культуры и массовых коммуникаций Р.Ф.

74,2

88,6

1,5

76,4

73,6

Министерство природных ресурсов Р.Ф.

53,1

66,7

1,2

68,4

70,5

Министерство Р.Ф.по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви-дации последствий стихийных бедствий

45,7

78,3

1,4

54,8

56,1

Министерство иностранных дел Р.Ф.

19,9

21,1

0,4

21,1

23,0

Министерство информационных технологий и связи Р.Ф.

27,7

23,1

0,4

26,3

28,8

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации