АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
РЕФЕРАТ
по курсу «Финансовая
система Республики Беларусь»
на тему:
«Бюджетное
устройство государств. Бюджетная система
Республики
Беларусь: закономерности и проблемы функционирования.»
слушателей 1 курса, 1 группы
специальности «ГУСС»
Л.Г. Михаленя
заочной формы обучения
И.А. Сытько
Минск
2009
Для выполнения своих функций государственные
органы на всех уровнях управления
должны располагать соответствующей
финансовой базой. С этой целью в
каждой стране создается разветвленная
сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования
их хозяйства, социальной сферы, благоустройства
каждой административно-территориальной
единицы, содержания законодательной
власти, аппарата управления и других
мероприятий. В процессе формирования
доходов и расходов отдельных видов бюджетов,
их сбалансирования возникают определенные
финансовые взаимоотношения, регламентируемые
законодательством. Все эти элементы –
организация и принципы построения бюджетной
системы, бюджетного процесса, взаимоотношения
между многочисленными видами бюджетов,
соответственно и совокупность бюджетных
прав – представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах мира бюджетное
устройство отличается особенностями
в зависимости от государственного
устройства, территориально-административного
деления, уровня развития экономики
и некоторых других специфических черт
конкретного государства. Основными считаются
две формы государственного управления:
единое – унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония,
Италия, Франция, Англия, Польша), как правило,
имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия,
Германия, США, Канада и т.д.) – три звена: федеральный бюджет; членов федерации
(штатов, кантонов, республик) и местные
бюджеты. Разнообразием отличается
и система местных бюджетов, отвечающая
административно-территориальному делению
соответствующей страны.
В унитарных государствах доходы и
расходы местных бюджетов не входят
в государственный бюджет, а в
федеративных государствах не включаются
бюджеты членов федерации, доходы
и расходы которых, в свою очередь, не входят
в федеральный бюджет.
Главное место в бюджетном устройстве
занимает бюджетная система, представляющая
собой основанную на экономических отношениях
и правовых нормах совокупность бюджетов
отдельных административно-территориальных
образований каждого государства. Бюджетные
системы разных стран отличаются своей
структурой, количеством отдельных видов
бюджетов, так как во многом зависят от
их государственного устройства и ее территориального
деления.
В настоящее время в соответствии
с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь
состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
В соответствии с территориальным
уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения));
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов
областного подчинения));
- бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как консолидированный бюджет, который
представляет собой совокупность бюджетов
Республики Беларусь или соответствующей
административно-территориальной единицы
Республики Беларусь.
Консолидированный бюджет района
состоит из:
- бюджетов сельсоветов,
- бюджетов поселков городского типа,
- бюджетов городов районного подчинения,
- районного бюджета.
Консолидированный бюджет области:
- консолидированные бюджеты районов,
- бюджеты городов областного подчинения,
- областной бюджет.
Консолидированный бюджет Республики
Беларусь:
- республиканский бюджет Республики Беларусь,
- консолидированные бюджеты областей,
- бюджет города Минска.
Министерство финансов Республики
Беларусь и местные финансовые органы
ежегодно составляют консолидированные
бюджеты Республики Беларусь и
ее административно-территориальных единиц.
Однако консолидированные бюджеты не
рассматриваются и не утверждаются законодательными
(представительными) органами власти всех
уровней. Эти бюджеты представляют собой
статистический свод бюджетных показателей,
характеризующих агрегированные данные
по доходам и расходам, источникам поступления
средств и направления их использования
по территории в целом Республики Беларусь
и отдельных регионов.
Показатели консолидированных
бюджетов используются в бюджетном
планировании, в частности, при определении
нормативов отчислений от регулирующих
налогов в бюджеты областей и районов.
В состав республиканского
бюджета и местных бюджетов входят
целевые бюджетные фонды, формирующиеся
за счет целевых источников и имеющие
целевое расходование средств. В числе
таких фондов – поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия
и аграрной науки, дорожный, охраны природы,
социальной защиты населения и т.д.
В условиях интеграции различных государств
и создания единых экономических
пространств могут формироваться
бюджеты интеграционных союзов. Конкретным
примером такого бюджет можно назвать бюджет Союзного государства Республики
Беларусь и Российской Федерации.
Этот бюджет формируется в основном за
счет взносов стран-участниц, средства
его используются на финансирование союзных
программ, в реализации которых заинтересованы
обе стороны (например, на мероприятия
по обороне государств, развития образования,
здравоохранения и т.д.).
Бюджетная система Республики
Беларусь базируется на следующих принципах:
- принцип единства, который означает,
что единство бюджетной системы Республики
Беларусь обеспечивается единой правовой
базой, единой денежной системой, единым
регулированием бюджетных отношений,
единой бюджетной классификацией, единством
исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского
учета и отчетности;
- принцип полноты отражения, означающий, что все
доходы и расходы бюджетов, определенные
законодательством Республики Беларусь,
подлежат отражению в бюджетах в обязательном
порядке и в полном объеме;
- принцип сбалансированности, означает, что объем
предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов
бюджета и поступлений из источников его
дефицита. При составлении, рассмотрении,
утверждении и исполнении бюджета государственные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета;
- принцип гласности, означающий открытость
для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия закона
о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый (бюджетный) год, решений местных
Советов депутатов о бюджете на очередной
финансовый (бюджетный) год. Утвержденные
бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются
в средствах массовой информации (кроме
сведений, отнесенным к государственным
секретам в порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь);
- принцип самостоятельности заключается в том, что
утверждение республиканского бюджета
осуществляется законом Республики Беларусь,
местных бюджетов – решениями местных
Советов депутатов, а их исполнение возлагается
соответственно на Правительство Республики
Беларусь и местные исполнительные и распорядительные
органы. Самостоятельность бюджетов обеспечивается
также наличием собственных доходов и
правом соответствующих государственных
органов самостоятельно составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять бюджет;
- принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств проявляется в том, что
все участники бюджетного процесса должны
исходить из необходимости достижения
заданных целей с использованием минимального
объема бюджетных средств или достижения;
- принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все
расходы бюджета должны обеспечиваться
общей суммой доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и источники финансирования
его дефицита не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением средств
целевых кредитов, а также целевых средств,
полученных их бюджетов других уровней
бюджетной системы Республики Беларусь;
- принцип достоверности, который означает,
что бюджет формируется на основе обоснованных
прогнозных макроэкономических показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь, соответствующей административно-территориальной
единицы;
- принцип адресности и целевого назначения, который предусматривает,
что бюджетные средства используются
только на цели, определенные бюджетными
назначениями;
- принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник
бюджетного процесса несет ответственность
за свои действия или бездействия на каждой
стадии бюджетного процесса.
Все перечисленные принципы построения
бюджетной системы тесно взаимосвязаны
и дополняют друг друга.
В настоящее время
в бюджетном устройстве наиболее
сложной проблемой является комплекс вопросов, связанных с межбюджетными
отношениями центра и регионов, поэтому
Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы предусмотрено осуществить такие
мероприятия, как:
- упорядочение и закрепление доходных источников и расходов за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе, взаимосвязь и соответствие между ними;
- обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам
и социальным гарантиям граждан независимо
от места их проживания;
- создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому
росту региона и расширению налогооблагаемой
базы;
- введение и применение механизмов обеспечения ответственност и местных органов власти за проводимую бюджетную политику.