Бюджетное устройство государств. Бюджетная система Республики Беларусь: закономерности и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по курсу «Финансовая  система Республики Беларусь»

 

на тему:

«Бюджетное  устройство государств. Бюджетная система 

Республики  Беларусь: закономерности и проблемы функционирования.»

 

 

 

 

слушателей 1 курса, 1 группы

специальности «ГУСС»                                                                  Л.Г. Михаленя

заочной формы обучения                                                                И.А. Сытько

 

 

 

 

 

Минск

2009

Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию  денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы – организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав – представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное  устройство отличается особенностями  в зависимости от государственного устройства, территориально-административного  деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства. Основными считаются две формы государственного управления: единое – унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада и т.д.) – три звена: федеральный бюджет; членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.

В унитарных государствах доходы и  расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в  федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

В соответствии с территориальным  уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
  • бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
  • бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как консолидированный бюджет, который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет района состоит из:

    • бюджетов сельсоветов,
    • бюджетов поселков городского типа,
    • бюджетов городов районного подчинения,
    • районного бюджета.

Консолидированный бюджет области:

    • консолидированные бюджеты районов,
    • бюджеты городов областного подчинения,
    • областной бюджет.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь:

    • республиканский бюджет Республики Беларусь,
    • консолидированные бюджеты областей,
    • бюджет города Минска.

Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные  бюджеты Республики Беларусь и  ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов.

Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании, в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты областей и районов.

В состав республиканского бюджета и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся  за счет целевых источников и имеющие  целевое расходование средств. В числе таких фондов – поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный, охраны природы, социальной защиты населения и т.д.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических  пространств могут формироваться  бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджет можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государств, развития образования, здравоохранения и т.д.).

Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:

  • принцип единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • принцип полноты отражения, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
  • принцип сбалансированности, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
  • принцип гласности, означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в средствах массовой информации (кроме сведений, отнесенным к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь);
  • принцип самостоятельности заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы. Самостоятельность бюджетов обеспечивается также наличием собственных доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств проявляется в том, что все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и источники финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением средств целевых кредитов, а также целевых средств, полученных их бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
  • принцип достоверности, который означает, что бюджет формируется на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы;
  • принцип адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
  • принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса.

Все перечисленные принципы построения бюджетной системы тесно взаимосвязаны  и дополняют друг друга.

В настоящее время  в бюджетном устройстве наиболее сложной проблемой является комплекс вопросов, связанных с межбюджетными отношениями центра и регионов, поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено осуществить такие мероприятия, как:

    • упорядочение и закрепление доходных источников и расходов за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе, взаимосвязь и соответствие между ними;
    • обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания;
    • создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы;
    • введение и применение механизмов обеспечения ответственност и местных органов власти за проводимую бюджетную политику.

Информация о работе Бюджетное устройство государств. Бюджетная система Республики Беларусь: закономерности и проблемы функционирования