Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:27, доклад

Описание работы

В современных условиях актуальность этого вопроса бесспорна. Зачастую в силу возникновения факторов различного происхождения ситуация, доходы и расходы соответствующего бюджета не достигают баланса, причем нередки случаи превышения расходов над доходами. Несбалансированность экономики, снижение уровня общегосударственного дохода и высокий рост расходов – вот главные причины возникновения бюджетного дифицита. Ликвидация дифицита бюджета не сможет осуществиться без проведения различных мероприятий, направленных на стабилизацию экономической ситуации в стране и выравнивание уровня доходов и расходов. Данные мероприятия безоговорочно будут включать жесткий режим экономии средств всеми властными и управленческими структурами.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 30.07 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему: Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

В современных условиях актуальность этого вопроса бесспорна. Зачастую в силу возникновения факторов различного происхождения ситуация, доходы и расходы соответствующего бюджета не достигают баланса, причем  нередки случаи превышения расходов над доходами. Несбалансированность экономики, снижение уровня общегосударственного дохода и высокий рост расходов – вот главные причины возникновения бюджетного дифицита.  Ликвидация дифицита бюджета не сможет осуществиться без проведения различных мероприятий, направленных на стабилизацию экономической ситуации в стране и выравнивание уровня доходов и расходов. Данные мероприятия безоговорочно будут включать жесткий режим экономии средств всеми властными и управленческими структурами.

 Последние десятилетия, несмотря на постоянное повышение налоговых поступлений, хронический дефицит государственного бюджета сохраняется.

Дефицит бюджета стимулирует  инфляционные процессы, что отрицательно сказывается на экономическом и социальном развитии страны.

Вследствие спада производства, высокого уровня себестоимости производства товаров, потребности в оборудовании новейших технологий и реконструкции производства за счет внедрения новых разработок, неустойчивости экономики, и в целом снижения эффективности хозяйствования государство не имеет возможности наполнить бюджет необходимыми доходами. Наблюдается необоснованный рост статей расходов государственного бюджета в не зависимости от их целесообразности.  В качестве третьего, самого весомого фактора бюджетного дефицита, выступают инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Часто в России и в других государствах с переходной экономикой, искусственно завышают, либо занижают истинную величину бюджетного дефицита. Этому помогают следующие инструменты: «налоговая амнистия», мероприятия, направленные на сбор просроченных налоговых платежей; введение разного рода налогов; отсрочки по выплатам заработной платы в государственном секторе и другие.

Глава 13 БК РФ определяет возможность  наличия дефицита в бюджете и  устанавливает, что превышение доходов  над расходами является дефицитом бюджета [1].

В большинстве стран, в  том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [2, С.290]:

1) кредитно-денежная эмиссия  (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых  поступлений в госбюджет, а  также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Обратимся к достоинствам и недостаткам эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета. Увеличение денежной массы приведет к увеличению спроса, а, следовательно, и к росту производства. Однако, в долгосрочной перспективе непременно наступит инфляция. Стимулирование экономики вызовет понижение процентных ставок, так как это приведет к росту инвестиций. Но это ведет к возрастанию деловой активности, что в свою очередь увеличивает инфляционный разрыв и ускоряет инфляцию. В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях.

Менее болезненным и более  управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета  является долговое финансирование. В  результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается  за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется  внешний и внутренний долг государства.

Государство, осуществляя финансирование дефицита бюджета внутренними займами (выпуск государственных облигаций), осуществляет рефинансирование долга, соответственно долг стремительно растет.

Использование государством исключительно данного метода приведет к такой величине дефицита бюджета, что без эмиссионного финансирования невозможно будет обойтись.

Достигнуть сокращения бюджетного дефицита очень сложно по разным причинам. Государсво принимает на себя непомерный объем обязательств по осуществлению расходов. Происходит это на протяжении десятилетий. Часть из них не подлежит сокращению, снижать другие - непопулярная мера, которая затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые статьи расходов приобретают чрезвычайный характер. Нахождение новых источников пополнения доходной части бюджета - процесс сложный: увеличение налогов отрицательно влияет на деловую активность в экономике, заставляет большую часть населения уклоненяться от налогообложения; многие методы приносят лишь разовый доход в казну. Именно по этой причине даже государства с развитой экономикой чаще сталкивается с дефицитом, чем с профицитом бюджета.

С целью достижения сбалансированности бюджетов правительство устанавливает границы возможного размера дефицита бюджета. Если при реализации бюджета наступает превышение предельного уровня дефицита или доходы бюджета значительно снижаются, то применяется механизм секвестра расходов, т.е. пропорционально снижаются государственные расходы (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно равномерно по всем статьям бюджета до окончания текущего финансового года.

Существует ряд направлений по сокращению бюджетного дефицита которые могут стимулировать приток денежных средств в бюджет страны, и в то же время способствуют сокращению государственных расходов, например [3]: корректировка сфер инвестирования средств из бюджета в народное хозяйство для повышения эффективности производства; резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; снижение военных расходов и другие.

Широко применяется система мер, которая стимулирует привлечение в страну стредства иностранного капитала. Это помогает решить как ряд фискальных задач, так и экономических.

На данном графике представлены данные, опубликованные на сайте счетной  палаты РФ.

Так в 2012 году был заложен  дефицит бюджета в размере 47,2 млрд. рублей, что составляло 0,1% от ВВП. В реальности же уровень бюджетного дефицита составил всего 27 млрд. рублей, или 0,04% от уровня ВВП. Таким, образом, благодаря продуманным действиям правительство достигло некоторого сокращения дефицита бюджета страны.

В итоге вернусь к следующим моментам своего доклада:

1. Под бюджетным дефицитом понимают  превышение статей расходов бюджета над его доходными статьями. Его объем напрямую зависит от огромного количества макроэкономических факторов, характеризующие развитие экономики с различных сторон. Дефицит бюджета может рассматриваться только в контексте макроэкономического развития и экономической сферы государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета.

2. По состоянию бюджетной системы страны можно оценивать экономическую ситуацию в стране, так как она является ее важнейшим критерием, а важнейшей функцией бюджета обоснованно считается регулирование экономики.

3. Бюджетный дефицит нельзя рассматривать как катастрофическое явление, но его увеличение ведет к серьезным отрицательным последствиям как в экономической, так и в политической сферах. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно достичь в условиях несбалансированного, необдуманного бюджета - главного финансового документа страны. Этот факт обязательно должен привлечь пристальное внимание государственного правительства, и дать конкретные результы.

4. Финансирование дефицита государственного бюджета осуществляется тремя способами: эмиссией денег; займами у населения своей страны (внутренний долг); займами у других государств или международных финансовых организаций (внешний долг)

5. Решить проблему дефицита бюджета  (или, как минимум, уменьшить  его доли в бюджете) можно с помощью правильного подхода правительства к ее оценке и введением цивилизованных современных мер, которые направлены на сокращение бюджетного дефицита. Разработка новых законов, направленных на поддержку национального производства и развитие производственной отрасли в целом, а так же тщательная разработка их реализации, выбор наиболее верного пути, ведущего к сбалансированному бюджету государства.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; с изменениями СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1).

2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

3. Дмитриев М.Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. - 2007. - №2 - 3.

4. Курс экономической теории. Колл. авторов: Учебное пособие под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство «АСА», 1995. – 624с.

5. Были использованы данные , опубликованные на сайте http//www.ach.gov.ru/ru//.


Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования