Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально – экономического развития, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование. Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Введение
1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
2. Принципы построения бюджетной системы
3. Понятие и сущность бюджетного федерализма
4. Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание
5. Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов
6. Пути решения региональных проблем бюджетной системы РФ
Заключение
Список использованных источников
В соответствии с принципом равенства бюджетных прав для всех органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления государство должно устанавливать одинаковые и обязательные нормы и правила, определяющие их компетенцию в сферах регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса.
Сегодня эти условия или совсем не соблюдаются, или выполняются лишь частично. Реальная независимость функционирования большинства территориальных бюджетов, а также долгосрочные нормативы бюджетных взаимоотношений по вертикали бюджетной системы отсутствуют.
3. Понятие и сущность бюджетного федерализма
Российская Федерация является федерацией договорно-конституционного типа. Государственная власть осуществляется на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Федерализм – своеобразная форма
государственного устройства, элементы
которой стали утверждаться с
начала второго тысячелетия и
которая обрела современные очертания
с конца XVIII века. Главным признаком
федерализма является разделение властей
по уровням государственно-
Одной из особенностей российского
федерализма является то, что он
базируется на двух началах: национально-территориальном
и административно-
Такое построение РФ обусловлено тем, что Россия - многонациональное государство. Десятки этнических общностей, исторически проживающих на определенной территории, создали свою национальную государственность в составе России, являясь членами Федерации.
«Реальный федерализм» начала XXI столетия характеризуется соединением некоторых типичных схем организации большинства федеративных государств с рядом уникальных особенностей.
статусная асимметрия: налицо шесть
различных типов
национальная «окрашенность»: 32 субъекта РФ (около 30%) образованы по национально- этническим признакам.
Конструктивная
Аномально высокая несбалансированность потребностей и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ.
Эти характерные черты российского
«реального федерализма» фактически обуславливают
всю совокупность проблем нашего
государственного устройства, в том
числе резко обостряют основной
вопрос децентрализации управления
– разграничения предметов
Одной из центральных проблем
В мировой практике сущность бюджетного
федерализма определяется как нормативно-
Бюджетный федерализм – как финансово-правовая категория включает в себя следующие основные признаки:
представляет собой форму
субъектный состав правоотношений состоит из: Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, которые вступают в правовые отношения друг с другом через свои представительные и исполнительные органы власти и управления;
как любой иной федерализм, бюджетный федерализм основывается на принципе централизма и децентрализма, и потому его непременным условием является сочетание общегосударственных, региональных и муниципальных интересов;
каждый уровень бюджетной
цель бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.
4. Бюджетная децентрализация и межбюджетное выравнивание
Принцип децентрализации пронизывает
все элементы «Бюджетного федерализма»
- как содержательные (разграничение
расходных обязательств и доходных
полномочий, критерии межбюджетного
выравнивания), так и организационно-
Для централизованной бюджетной системы
характерна высокая степень концентрации
налоговых и иных поступлений
в федеральном бюджете, средства
которого в ходе так называемого
финансового выравнивания перераспределяются
между нижестоящими бюджетами путем
предоставления им разнообразных субсидий.
Такая система позволяет
Децентрализация бюджетной системы,
уменьшающая концентрацию бюджетных
доходов в «центре», соответственно
сокращает объем
Для ослабления двух видов бюджетных диспропорций (вертикальных и горизонтальных дисбалансов), возникающих на субфедеральных уровнях власти, применяются субсидии.
Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников.
Эти несоответствия между расходными обязательствами и доходным потенциалом субфедеральных органов власти ликвидируются с помощью субсидий из федерального бюджета, для которого центральные органы власти обеспечивают более широкую доходную базу.
Несбалансированность бюджетов «по
горизонтали» связана с неравномерностью
экономического развития территорий,
соответственно дифференциацией их
доходных (налоговых) потенциалов (различия
доходных возможностей крупных и
малых городов, урбанизированных и
сельских районов). Указанные различия
возникают в силу не зависящих
от самих территорий причин: отсутствия
природных ресурсов, неблагоприятной
демографической структуры
Поэтому фактически во всех странах используются специальные субсидии для сглаживания горизонтальных диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности территорий. Учитывая, что такие меры для одних территорий выигрышны, а для других – проигрышны, к ним прибегают лишь если территориальная дифференциация выходит за определенные пределы, когда становится реальностью утрата устойчивости социально-экономического развития государства в целом.
Применение механизмов межбюджетного
выравнивания чревато снижением
заинтересованности субсидируемых
органов власти в проявлении собственных
«налоговых усилий», т.е. в действиях
по реализации и наращиванию собственного
налогового потенциала территорий. К
тому же субсидии снимают самоограничения
территориальных властей в
устранять «вертикальные диспропорции» (ликвидировать несоответствия между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений);
сглаживать «горизонтальные
стимулировать территориальные «налоговые
усилия» (побуждать территориальные
органы власти к мобилизации дополнительных
бюджетных доходов на основе более
полного использования и
ориентировать бюджетную политику
территориальных властей на реализацию
общегосударственных
Организационно-процедурные
Вертикальная децентрализация
состоит в выделении нескольких
бюджетных уровней, на каждом из которых
бюджетный процесс
Российская Федерация –
5. Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов
В настоящее время
С другой стороны, регионы и особенно отдельные республики регулярно нарушают свои обязательства по перечислению средств в федеральный бюджет, что в свою очередь становится одной из весомых причин недофинансирования государственных расходов. В местных бюджетах велика также доля расходов на не всегда оправданные дотации хозяйствующим субъектам. Несовершенны и формы непосредственной (не скрытой) помощи за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов, образуемого в процентах от сумм налога на добавленную стоимость на товары внутреннего производства.