Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:18, контрольная работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть бюджетный механизм, этапы его планирования и выделить его звенья.
Бюджетный механизм - совокупность различных форм организации
отношений в бюджетной сфере, особенностей
концентрации и расходования бюджетных
средств, принципов проведения мер по
планированию и финансированию, условий
проведения мероприятий по финансовому
контролю. Бюджетный механизм является
составной частью общего финансового
механизма государства.
Цель данной контрольной работы рассмотреть
бюджетный механизм, этапы его планирования
и выделить его звенья.
БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.
Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные
отрасли экономики через:
1. формы организации отношений
в бюджетной сфере;
2. методы концентрации
бюджетных средств;
3. принципы расходования
бюджетных средств;
4.объем средств бюджета,
которые используются государством,регионами,
В зависимости от экономического
содержания разных групп бюджетных отношений в структуре Бюджетного механизма
выделяют три звена:
1.механизм мобилизации
денежных средств в федеральный, региональные
и местные бюджеты;
2.механизм расходования
бюджетных средств путем их предоставления
юридическим и физическим лицам;
3. механизм межбюджетного
распределения и перераспределения финанс.
ресурсов.
Данные звенья бюджетного механизма функционируют
при взаимодействии методов, способов,
условий, объемов, движений бюджетных
средств. Выделяют следующие блоки бюджетного
механизма:
1. блок планирования и
прогнозирования бюджета;
2. блок исполнения бюджета;
3. блок бюджетного контроля.
Каждый из вышеперечисленных блоков имеет
свои собственные специфические методы,
и с их помощью решаются поставленные
задачи и достигаются желаемые
В каждом из звеньев есть элементы: конкретные
виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.
Так, элементами звена мобилизации денежных
средств являются конкретные виды налоговых
платежей и неналоговых поступлений (НДС,
налог на прибыль организаций, налог на
доходы физических лиц, дивиденды по акциям,
принадлежащим государству, и др.); звена
предоставления бюджетных средств – конкретные
виды бюджетных расходов [на содержание
аппарата управления, на федеральные (регион.,
муниципальные) целевые программы, на
погашение государственного (муниципального)
долга и т.д.]; звена межбюджетного распределения
и перераспределения финансовых ресурсов
– формы поступления средств в процессе
межбюджетного распределения и перераспределения
финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих
доходов, трансферты, дотации, субвенции
и др.). Функционируют звенья Б.м. с помощью
методов (приемов), способов, условий, определяющих
объем и движение бюджетных ресурсов.
Способы исчисления бюджетных доходов,
порядок внесения платежей, принципы и
условия бюджетного финансирования, различного
рода санкции и т.п. – это части Бюджетного
механизма, предопределяющие возможности
количественного и качественного воздействия
бюджета на экономику. При этом количественное
влияние характеризуется объемом и пропорциями
мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных
средств. В зависимости от того, сколько
и где изымается денежных средств в распоряжение
государства, куда и в каких объемах направляются
бюджетные ассигнования, формируются
возможности расширения общественного
производства, повышения его технической
оснащенности, роста квалификации кадров,
улучшения социально-культурного обслуживания
населения и т.д.
Бюджетное планирование-
централизованное
Выделяют следующие этапы бюджетного планирования:
1. проектирование бюджетов
всех уровней специализированным и финансовым
и органами;
2. рассмотрение представленных
проектов в органах исполнительной власти;
3. рассмотрение представленных
проектов бюджетов и их утверждение в
случае положительного решения в органах
представительной власти различных уровней;
4. распределение финансовыми
органами всех уровней доходной и расходной
части бюджетов, составление сводных бюджетных
росписей.
Финансовые органы, занимающиеся проектированием, - это департаменты бюджетной политики, бюджетные комитеты, Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республике составе Российской Федерации, управления и отделы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Все эти органы занимаются деятельностью по направлению, координации, организации, контролю функционирования финансовых служб по проектированию бюджетов. Наиболее распространенные методы бюджетного планирования являются: балансовый, математическое моделирование, индексный и т.д.
‹
Качественное воздействие связано
с возможностями влияния через конкретные
виды доходов и расходов бюджета на экономические
интересы хозяйствующих субъектов. Это
влияние способствует преобразованию
видов доходов и расходов бюджета в стимулы
развития экономики, повышения ее эффективности.
Целенаправленное использование звеньев,
элементов, частей Б.м. позволяет ускорять
или замедлять социально-экономические
процессы, инициировать достижение желаемых
результатов. В структуре Б.м. могут выделяться
также отд. блоки, что обусловлено функциональными
особенностями управления бюджетными
отношениями. При функционально-управленческом
подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки:
бюджетного планирования и бюджетного
прогнозирования; исполнения бюджета;
бюджетного контроля и т.д. Каждому из
блоков свойственны специфические методы
(способы, приемы), с помощью которых решаются
задачи, возникающие на каждой стадии
бюджетного процесса. С помощью особых
приемов, используемых в блоке бюджетного
планирования, составляются финансовые
планы, отражающие мобилизацию и расходование
бюджетных средств на уровне федерации,
регионов, муниципальных образований.
Составляемые в форме балансов доходов
и расходов федеральный, региональные
и местные бюджеты используются не только
для оперативного управления бюджетными
отношениями, но и как инструменты бюджетного
контроля за общим состоянием экономики
и финансов в стране, регионах, муниципальных
образованиях. Адресность бюджетных показателей,
отражающих через конкретные статьи доходов
и расходов многообразные связи бюджета
с отраслями экономики, служит основой
для их использования в целях контроля
за состоянием дел в структурных подразделениях
обществ. производства. Через бюджетные
показатели можно следить за экономическими
и социальными процессами, расценивая
отклонения фактических данных от ранее
запланированных как своеобразные сигналы
для принятия оперативных правительственных
решений. На построение Б.м. существенное
влияние оказывает бюджетное устройство
страны. Напр., в федеративных государствах
в зависимости от уровня управления бюджетными
процессами в Б.м. выделяют три звена функционирования:
федеральный бюджет; региональные бюджеты;
местные бюджеты. Содержание звеньев,
частей и блоков Б.м. на каждом из уровней
управления характеризуется спецификой,
обусловленной (и предопределенной.) совокупностью
бюджетных прав, закреплено за федеральными,
региональными и муниципальными органами
и отражается в бюджетном законодательстве.
Б.м. является инструментом осуществления
бюджетной политики и в целом финансовой
политики государства, регионов, муниципальных
образований. С его помощью государственные
и муниципальные органы стремятся обеспечить
решение задач, сформулированных в основных
направлениях финансовой и бюджетной
политики на соответственный период времени
(год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных
ходом экономического и социального развития
страны. Меняются задачи, соответственно
перестраивается и Б.м. Особенно большие
изменения происходят при смене общественно-экономических
формаций и методов хозяйствования. Так,
в России переход на рыночные основы хозяйствования
сопровождался коренной перестройкой
всего Б.м., который во всех его звеньях,
элементах и частях постепенно приобрел
качественно новые черты: прямое бюджетное
администрирование хозяйственных процессов
было заменено методами косвенного влияния
бюджета на экономику; вместо неналоговых
отчислений и изъятий введена система
налоговых платежей; существенное развитие
получило бюджетное прогнозирование,
а бюджетное планирование было нацелено
на разработку и реализацию среднесрочных
и долгосрочных целевых программ; наряду
с объемными показателями стали использоваться
качественные ориентиры типа социальных
нормативов; большую адресность получили
бюджетные ассигнования и т.д. Реализация
намеченных в Программе мер будет способствовать
постепенному превращению российского
бюджета в один из главных инструментов
государства при осуществлении экономических
и социальных преобразований