Бюджетный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть бюджетный механизм, этапы его планирования и выделить его звенья.

Файлы: 1 файл

Финансы контрольная.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный механизм - совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства. 
Цель данной контрольной работы рассмотреть бюджетный механизм, этапы его планирования и выделить его звенья.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ  – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного  воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через: 
1. формы организации отношений в бюджетной сфере; 
2. методы концентрации бюджетных средств; 
3. принципы расходования бюджетных средств; 
4.объем средств бюджета, которые используются государством,регионами,органами местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре Бюджетного механизма выделяют три звена:  
1.механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;  
2.механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; 
3. механизм межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов.  
Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств. Выделяют следующие блоки бюджетного механизма: 
1. блок планирования и прогнозирования бюджета; 
2. блок исполнения бюджета; 
3. блок бюджетного контроля. 
Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые 
В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и др.); звена предоставления бюджетных средств – конкретные виды бюджетных расходов [на содержание аппарата управления, на федеральные (регион., муниципальные) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.]; звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов – формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.). Функционируют звенья Б.м. с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части Бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств. В зависимости от того, сколько и где изымается денежных средств в распоряжение государства, куда и в каких объемах направляются бюджетные ассигнования, формируются возможности расширения общественного производства, повышения его технической оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бюджетное планирование- 

централизованное распределение  и перераспределение стоимости  валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Выделяют следующие этапы бюджетного планирования: 
1. проектирование бюджетов всех уровней специализированным и финансовым и органами; 
2. рассмотрение представленных проектов в органах исполнительной власти; 
3. рассмотрение представленных проектов бюджетов и их утверждение в случае положительного решения в органах представительной власти различных уровней; 
4. распределение финансовыми органами всех уровней доходной и расходной части бюджетов, составление сводных бюджетных росписей.

Финансовые органы, занимающиеся проектированием, - это департаменты бюджетной политики, бюджетные комитеты, Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республике составе  Российской Федерации, управления и  отделы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Все эти органы занимаются деятельностью по направлению, координации, организации, контролю функционирования финансовых служб по проектированию бюджетов. Наиболее распространенные методы бюджетного планирования являются: балансовый, математическое моделирование, индексный и т.д.

 
 Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей Б.м. позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов. В структуре Б.м. могут выделяться также отд. блоки, что обусловлено функциональными особенностями управления бюджетными отношениями. При функционально-управленческом подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях. Адресность бюджетных показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях обществ. производства. Через бюджетные показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений. На построение Б.м. существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Напр., в федеративных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в Б.м. выделяют три звена функционирования: федеральный бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков Б.м. на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной (и предопределенной.) совокупностью бюджетных прав, закреплено за федеральными, региональными и муниципальными органами и отражается в бюджетном законодательстве. Б.м. является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответственный период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и Б.м. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего Б.м., который во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д. Реализация намеченных в Программе мер будет способствовать постепенному превращению российского бюджета в один из главных инструментов государства при осуществлении экономических и социальных преобразований




Информация о работе Бюджетный механизм