Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 14:51, контрольная работа
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов бюджетного процесса в Российской федерации, изучение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Федерального бюджета.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджета, его экономическое значение ……….…...4
Глава 2. Бюджетный процесс в РФ и его этапы …….……………….…12
2.1. Особенности исполнения бюджета РФ ……………………….......
Заключение …………………………………………….………………….
Список используемой литературы ……..………………….………….
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа по дисциплине
«Государственные и муниципальные финансы»
на тему:
«Бюджетный процесс, его этапы и сроки».
Студентки 2 курса
Группы
Руководитель:
Горин С. В.
Москва 2012
Содержание:
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджета, его экономическое значение ……….…...4
Глава 2. Бюджетный процесс в РФ и его этапы …….……………….…12
2.1. Особенности исполнения бюджета РФ ……………………….......
Заключение …………………………………………….………………….
Список используемой литературы ……..………………….………….
Введение
В данной работе рассматривается бюджетный процесс РФ.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
Актуальность исследования финансовой системы России объясняется еще и тем, что именно посредством нее государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Актуальность подтверждается и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов. По определению бюджетного кодекса Российской Федерации Государственный бюджет (госбюджет) это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.
Под бюджетным процессом подразумевается регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ.
Сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.
Таким образом, предметом исследования данной работы является бюджетный процесс.
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов бюджетного процесса в Российской федерации, изучение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Федерального бюджета.
Глава 1. Понятие бюджета, его экономическое значение
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.
Бюджет - это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку "финансы" - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и "бюджет" представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).
Следует обратить особое внимание на применение термина "бюджет" в экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов: "форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти"; "основной централизованный фонд денежных средств"1; "...совокупность ...денежных отношений ...как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор..."2. Как видно, авторы не соблюдают правило формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, - "термин". При этом, никто не называет "финансами" одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы. Данную сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать следующей схемой (см. рис. 1.).
Рис. 1 Трактовка термина "бюджет" в экономической литературе
Правильнее было бы называть документ "бюджетным планом", в котором бюджет, как система денежных отношений, выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план
•- основной финансовый документ страны. В процессе исполнения . "бюджетного плана" образуется и используется "бюджетный фонд"
•- основной государственный централизованный денежный фонд.
Соблюдение единого методологического подхода к терминологии можно проиллюстрировать следующим образом (см. рис. 2). Здесь трем понятиям соответствуют три термина. Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов, отмечал Э.А,Вознесенский, следует понимать форму проявления. общественного назначения3. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам4:
Рис. 2 Категории бюджета
1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3) контрольная.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов - полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:
•заработная плата работников;
•доходы лиц, работающих не по найму;
•предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
•рента собственников земли;
•ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.
Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства" бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.
Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).
И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.
Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.
Проблемы, рассмотренные в параграфе, относятся к дискуссионным разделам теории финансов. В экономической науке до настоящего времени нет единого подхода к определению понятий и сущности терминов "финансы", "бюджет", "налоги". Поэтому авторский коллектив в дальнейших материалах учебника использует традиционную трактовку указанных понятий, определенных существующим законодательством.
Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет;
региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 4.
Рис. 3. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации
На рис. 4 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
•единства;
•разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
•самостоятельности бюджетов;
•полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
•сбалансированности бюджета;
•эффективности и экономности использования бюджетных средств;
•общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
•гласности;
•достоверности бюджета;
• адресного и целевого характера бюджетных средств.
Рис. 4 Структура консолидированного бюджета области
Остановимся на некоторых из них более подробно.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств, г
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:
* предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;
* обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;
* сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.
Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.
Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практического подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.
Следующую регламентацию принципа самостоятельности предлагает ст. 31 Бюджетного кодекса. Предусматривается:
* право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
* наличие собственных источников, доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
* законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;
* право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
* право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
* недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
* недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.6
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
2. Бюджетный процесс в РФ и его этапы
Бюджетный процесс представляет собой четко формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем. Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями:
• Президент РФ;
• органы законодательной и представительной власти;
• органы исполнительной власти;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители бюджетных средств;
• другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.
Кроме того, участниками бюджетного процесса являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Рассмотрим процесс составления проектов бюджетов.
Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
Составление проектов бюджетов — прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов используется информация о
• действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
• нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;
• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;
• видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
• нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
• нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление бюджета основывается на следующих данных макроэкономики:
• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;
• прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
• нормативах финансовых затрат;
• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;
• долгосрочных целевых программах.
1. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
2. Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях: информирования законодательных и представительных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
3. Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.
4. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг.
При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на их предоставление. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или другими юридическими лицами.
5. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:
• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
• программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
• сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.
6. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и утверждаются соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.
Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, содержит:
• технико-экономическое обоснование;
• прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы;
• наименование заказчика программы;
• сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
• другие документы.
Заказчиком долгосрочной целевой программы является орган государственной власти или орган местного самоуправления (для муниципальных целевых программ).
Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета.
При не включении отдельных видов пособий, пенсий, компенсаций, дотаций и других трансфертов населению в проект бюджета либо включения их в неполном объеме или не для всех категорий граждан орган, составляющий проект бюджета, одновременно представляет проекты изменений и дополнений правовых актов, являющихся основанием для получения соответствующих трансфертов населением.
В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета:
• общий объем доходов;
• общий объем расходов;
• дефицит бюджета.
В проекте закона о бюджете в доходной его части содержатся также:
• прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов;
• нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы;
• нормативы централизации доходов бюджетов других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В проекте закона о бюджете устанавливаются расходы по следующим показателям:
• расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов;
• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
• объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь;
• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
• другие показатели.
В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте закона о бюджете устанавливаются лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.
По соответствующим разделам и подразделам расходов бюджета устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.
В проекте закона о бюджете определяются следующие характеристики государственного или муниципального долга, а также государственных или муниципальных заимствований:
• источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;
• верхний предел государственного или муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
• предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете также определяются:
• верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
• предел государственных внешних заимствований РФ: объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
• пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям, в том числе государствам — участникам СНГ;
• предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.
Для составления проекта бюджета на очередной финансовый год готовятся следующие документы и материалы:
1) прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
2) основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
3) прогноз сводного финансового баланса соответствующей территории на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
• прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
• адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура внутреннего государственного или муниципального долга и программа внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
• программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;
• оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
• другие документы и материалы.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем ВВП на очередной финансовый год и темп его роста, а также уровень инфляции.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Правительство РФ определяет порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета.
Уполномоченный орган исполнительной власти разрабатывает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточняет параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.
Заключение
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Государственный бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
Распределение средств федерального бюджета производится в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ и бюджетной классификацией РФ на основе принципов самостоятельности бюджетов и единства бюджетной системы.
Составление законопроекта о бюджете начинается с анализа социально-экономического развития страны, инфляции, дефицита бюджета, налогового законодательства.
Рассмотрение законопроекта о федеральном бюджете происходит в четырех чтениях. При этом рассматриваются планы развития РФ, статьи доходов и расходов по группам и подгруппам экономической классификации. Принятый Думой закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации.
Получение утвержденных доходов и осуществление предусмотренных расходов - исполнение бюджета. В РФ казначейское исполнение бюджета.
Список используемой литературы
1. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
3. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999.
4. Основы теории финансов / Под ред. Л.АДробозиной. М.: Банки и Биржи: ЮНИТИ, 1995. С. 32.
5. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.С. 170
6. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений (Д.Е. Фадеев, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2003 г.)
7. http://www.ach.gov.ru/ru/
21