Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:55, доклад
Самостоятельная, немаловажная задача в рамках изучения финансовых отношений —
анализ бюджетного процесса.
Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах
Самостоятельная, немаловажная задача в рамках изучения финансовых отношений —
анализ бюджетного процесса. Под последним понимается регламентированный
законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения
государственных и местных бюджетов. Трудности разработки, прохождения и
утверждения бюджета отражают, как правило, экономическую ситуацию.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного
процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и
денежно кредитная политика на предстоящий год, основные направления
использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до
начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, в Японии — за 7, во
Франции — за 14, в США — за 18, в России в последние годы — за 9-10 месяцев).
Проект бюджета
министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом —
Административно-бюджетным управлением при президенте. Работа по составлению
проекта бюджета начинается с подготовки министерством финансов (или
специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и
ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов
и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных
ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе
контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в
проект бюджета.
При составлении проекта бюджета ставятся задачи: активного его воздействия на
повышение эффективности экономики; обеспечения согласованности финансовых и
других ресурсов с экономическими и социальными программами — прогнозами
правительства; установления необходимых пропорций и
приоритетов в расходовании средств. Разработка бюджета увязывается в целом с
экономическими программами
состояния сбалансированности бюджета зависит сбалансированность экономики.
После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом
министров, а в США — президентом)
проект бюджета поступает в
орган — парламент, который рассматривает его в нескольких чтениях (в России —
в четырех) и утверждает. Бюджет, как правило, обсуждается каждой палатой
парламента (в России и Франции сначала в нижней, а затем в верхней; в США —
одновременно в обеих палатах). В палатах парламента создаются специальные
комитеты и комиссии (например, согласительные), которые детально анализируют
представленный проект по статьям и вносят коррективы.
Важное значение при рассмотрении проекта бюджета в парламенте имеет бюджетная
инициатива, то есть право членов законодательного органа вносить изменения в
представленный правительством проект бюджета. В ряде развитых стран (Франция,
Великобритания и др.) члены парламента лишены права вносить предложения по
увеличению предусмотренных расходов или установлению новых начетов, если они
не являются одновременно членами правительства. Такое правило расширяет
возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую
ситуацию в стране. Бюджетные права Конгресса США обусловливают главенствующую
роль в бюджетной процедуре членам Конгресса.
Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета
законодательным органом и подписью главы государства (в России, США —
президентом, в Великобритании — королевой).
После утверждения бюджета начинается третья стадия исполнения бюджета:
получение утвержденных доходов, главным образом налогов, и осуществление
предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными
ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, называемого
финансовым, или бюджетным, годом. Его временные границы в разных странах
различны в США — с 1 октября по 30 сентября, в Великобритании и Японии — с 1
апреля по 31 марта, в России и Франции — с 1 января по 31 декабря).
Важным элементом третьей
организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и
выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует
банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, главным
образом центральный банк, выступают главным кассиром государства. В основе
кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, суть которого в
том, что все полученные бюджетные средства поступают на единый счет
министерства финансов в центральном банке. С этого счета производятся все
расходы государства.
После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного
процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и
утверждение его парламентом. В России помимо официального Государственная
Дума рассматривает еще два отчета об исполнении бюджета за предыдущий год —
Федерального казначейства и Счетной палаты. Практика последних лет
показывает, что очередной бюджет был исполнен в значительно меньшей части,
чем планировалось. Если, по данным Федерального казначейства, бюджетные
доходы и расходы были идентичны (сколько заработали, столько и потратили), то
Счетная палата в период высокой инфляции обращала внимание на обратное: денег
в государственную казну
для расчетов бюджета страны заниженного показателя инфляции давало
возможность за счет более высоких фактических ее темпов добиться выполнения
плановых налоговых
индексации по превышению цен.
Информация о работе Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах