Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня
Введение 3
1. Бюджетный процесс Российской Федерации 6
1.1. Составление проекта бюджета 6
1.2. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете 8
1.3. Исполнение бюджетов 11
1.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 15
2. Бюджетное право Российской Федерации 16
Заключение 18
Перечень использованных источников информации 21
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Бюджетный процесс»
Москва – 2013
Содержание
Введение 3
1. Бюджетный процесс Российской Федерации 6
1.1. Составление проекта бюджета 6
1.2. Рассмотрение и утверждение
федерального закона о
1.3. Исполнение бюджетов 11
1.4. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 15
2. Бюджетное право Российской Федерации 16
Заключение 18
Перечень использованных источников информации 21
Любое государство для реализации своих функций создает систему формирования и использования денежных фондов - бюджетов.
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны, который оформляется в виде федерального закона, обязательного к исполнению всеми структурами государства. Он представляет собой совокупность финансовых планов всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, при необходимости оказывая на них корректирующее воздействие. Это производится, как правило, путем передачи части денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из
двух взаимосвязанных и
Источниками государственного бюджета являются:
- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;
- эмиссия бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
- федеральный бюджет (государственный бюджет);
- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Важнейший элемент финансового механизма - Бюджетное планирование. В нём находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности государства.
Бюджетное планирование - важнейшая
составная часть финансового
планирования, подчиненная требованиям
финансовой политики государства. Его
экономическая сущность заключается
в централизованном распределении
и перераспределении стоимости
общественного продукта и национального
дохода между звеньями финансовой системы
на основе государственной социально-
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу.
В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, реалистичность, публичность разработки, непрерывность планирования годового бюджета, отражение социально-экономической политики государства, излагаемой в бюджетном послании президента РФ.
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет принимается в форме федерального закона Государственной Думой РФ (далее - Госдума РФ) по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ (далее - Совет Федерации). Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.
Основные задачи бюджетного процесса:
- выявление материальных и
- максимально приближенный к
реальности расчет доходов
- максимально точный расчет расходов бюджетов;
- обеспечение максимальной
- согласование бюджетов с
- осуществление бюджетного
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1 - составление проектов бюджета;
2 – рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;
3 - исполнение бюджета;
4 - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Процесс формирования федерального бюджета начинается с издания Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на ____ год и плановый период», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции.
В настоящее время федеральный бюджет и бюджеты федеральных внебюджетных фондов разрабатываются сроком на три года – очередной финансовый год и двухлетний плановый период, следующий за очередным финансовым годом.
Составление проекта бюджета основано на:
- бюджетном послании президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий и страны в целом;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Следующий документ - постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ____ год и плановый период».
Этим постановлением Правительство РФ поручает Министерству экономического развития РФ (далее - Минэкономразвития РФ) организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и плановый период, а Министерству финансов РФ (далее – Минфин РФ) организовать разработку федерального бюджета на планируемый год и плановый период и проектировку основных расходов федерального бюджета.
В десятидневный срок, после постановления Правительства РФ, Минэкономразвития РФ с участием Минфина РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике и Центрального банка РФ представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны на планируемый год и плановый период:
- макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;
- мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;
- другие показатели и материалы, позволяющие уточнить прогноз социально-экономического развития РФ.
После принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета и распределения расходов, Минфин РФ направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти и уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объемы бюджетного финансирования в соответствии с бюджетной классификацией расходов по получателям бюджетных средств и разрабатывают свои предложения по проведению структурных, организационных, юридических изменений, необходимых для соответствия потребителей реальному объему финансирования. Они также формируют перечень федеральных целевых программ.
Правительство РФ утверждает проект бюджета и проект федерального закона о федеральном бюджете и выносит его на утверждение в Госдуму РФ.
Одновременно предоставляется на рассмотрение:
- федеральный закон об отчетов об исполнении федерального бюджета в отчетном году;
- федеральный закон о бюджетах
государственных внебюджетных
- прогноз социально - экономического развития РФ на год и плановый период;
- оценка соответствия прогноза социально - экономического развития РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики фактическим показателям текущего года;
- проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;
- проект федеральной адресной инвестиционной программы на планируемый год и плановый период;
- другие, необходимые для работы, документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Госдумы РФ не позднее 24 часов 26 августа текущего года.
Совет Госдумы РФ (в период парламентских каникул - Председатель Госдумы РФ) направляет проект в Комитет по бюджету Госдумы РФ для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона.
После получения заключения Комитета проект закона о федеральном бюджете направляется в Совет Федерации, комитеты Госдумы РФ, Счетную палату и другим субъектам законодательной инициативы для выработки замечаний и предложений.
Госдума РФ рассматривает проект бюджета в трех чтениях.
В первом чтении, в течение 30 дней с момента внесения законопроекта в Госдуму РФ, обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ, а также основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и планируемый период.
При рассмотрении проекта федерального
закона о федеральном бюджете
в первом чтении Госдума РФ заслушивает
доклад Правительства РФ, содоклады
Комитета по бюджету и комитета-
Госдума РФ принимает решение о принятии или отклонении проекта закона. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Во втором чтении, в течение 35 дней после принятия законопроекта в первом чтении, Госдума РФ рассматривает перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета, расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, распределение финансовой поддержки субъектов РФ, программы государственных внутренних и внешних заимствований, программы государственных гарантий и долгосрочные целевые программы.