Целевые бюджетные фонды: доходы и расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Целевые бюджетные фонды - обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда.

Файлы: 1 файл

Целевые бюджетные фонды.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

3. Целевые бюджетные  фонды: доходы и расходы

Целевые бюджетные фонды - обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов.  
Доходы целевых бюджетных фондов в отличие от всех остальных бюджетных доходов не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств целевых бюджетных фондов на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете.  
Целевые бюджетные фонды могут иметь либо отраслевой, либо общерегулирующий характер. К первым относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы, или борьбы с преступностью, или развития налоговой службы в стране и т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и так далее.  
Количество целевых бюджетных фондов не постоянно и в разные годы может изменяться в соответствии с целевыми установками на их создание. Так, в начале 90-х гг. в составе федерального бюджета России было большое количество целевых бюджетных фондов, среди которых важную роль играли такие, как федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, федеральный фонд налоговой службы РФ, федеральный фонд налоговой полиции РФ, фонд по охране оз. Байкал, фонд содействия военной реформе, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, государственный фонд борьбы с преступностью и другие. После выполнения задач, для решения которых они создавались, значительная часть отраслевых целевых бюджетных фондов в конце 2000 была упразднена (в федеральном бюджете России на 2001 остался только фонд Министерства РФ по атомной энергии). Целевые бюджетные фонды общерегулирующего назначения сохранились, хотя механизм их формирования и использования постоянно меняется в целях ее совершенствования. Министерство (ведомство), выступающее главным распорядителем средств целевого фонда, осуществляет управление его средствами; на стадии бюджетного планирования оно в установленном порядке представляет расчеты по формированию фонда, а также перечень финансируемых за счет средств фонда мероприятий.  
Главный распорядитель средств целевого фонда на основе утвержденного поквартального распределения лимита бюджетных обязательств производит распределение средств фонда между нижестоящими распорядителями средств.  
Учет операций со средствами целевых фондов федерального бюджета осуществляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, целевых фондов регион, и местных бюджетов - органы, исполняющие эти бюджеты. Доходы и расходы целевых бюджетных фондов учитываются в соответствии с действующей бюджетной классификацией. Финансирование расходов целевых бюджетных фондов осуществляется в пределах поступающих доходов, определенных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.

Целевые бюджетные фонды появились в РФ в 1995 году, когда этот статус был закреплен за некоторыми внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.

Доля федеральных целевых бюджетных фондов в расходах федерального бюджета (процентов)

Целевой бюджетный фонд

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Федеральный дорожный фонд РФ

2,93

4,21

5,28

4,27

5,14

4,22

-

-

-

Федеральный экологический фонд РФ

0,01

0,01

0,01

0,01

0,03

0,02

-

-

-

Фонд социального развития Департамента налоговой полиции РФ

0,16

0,86

-

-

-

-

-

-

-

Централизованный фонд социального развития Государственной налоговой службы РФ

0,81

0,17

-

-

-

-

-

-

-

Фонд развития таможенной системы РФ

0,79

0,81

1,09

0,6

0,63

-

-

-

-

Государственный фонд борьбы с преступностью

0,10

0,07

0,07

0,06

0,06

0,05

-

-

-

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

-

-

1,04

0,64

0,63

0,58

-

-

-

Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ

-

-

0,28

-

-

-

-

-

-

Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ

-

-

-

0,34

-

-

-

-

-

Фонд Министерства РФ по атомной энергии

-

-

-

0,49

-

1,57

1,16

0,71

0,6

Фонд восстановления и охраны водных объектов

-

-

-

-

0,07

0,04

-

-

-

Фонд содействия военной реформе

-

-

-

-

0,43

-

-

-

-

Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов

-

-

-

-

0,68

0,6

-

-

-


В 2001 году большинство целевых бюджетных фондов было упразднено, а их расходы были переданы в федеральный бюджет и осуществляются теперь на общих основаниях. Упразднение всех целевых бюджетных фондов за исключением Фонда Министерства РФ было связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расходы зачастую неэффективны.

Упразднение большинства целевых бюджетных фондов вызвало возражения со стороны ряда органов государственной власти и управления. Так, по мнению экспертов Счетной палаты, высказанному в Заключении Счетной палаты РФ на проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год”, упразднение Федерального дорожного фонда Российской Федерации приведет к замедлению развития сложившегося производственно–хозяйственного комплекса, многие годы обеспечивающего строительство, реконструкцию, ремонт и текущее содержание автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения.

В ходе парламентских слушаний проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” также высказывались возражения против упразднения федеральных целевых фондов. Так представители фракции КПРФ выступали против упразднения экологического фонда, мотивируя свое мнение тем, что это подорвет целый экономический механизм государственного регулирования природопользования.

Единственный в настоящий момент действующий целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии формируется за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федеральной собственностью. Из данного целевого бюджетного фонда финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".

 

 


 



Информация о работе Целевые бюджетные фонды: доходы и расходы