Ценные бумаги и андрейтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены особенности реализации ценных бумаг – «сектор ответственности» андеррайтера.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...
1. Рынок ценных бумаг …………………………………….……….4
2.Ценные бумаги с фиксированным доходом ……...…………….9
3. Понятие, цель и функции андеррайтинга………………..…...11
Заключение……………………………………………….…...……..17
Список использованной литературы………………..………………

Файлы: 1 файл

Ценные бумаги и Андрейтинг.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

- коммунальная ссуда (для сбалансирования государственных финансов местного органов управления);

- коммунальные облигации  и залоговые письма (ипотечные  банки дают долгосрочные кредиты  под залог  земельных участков  или под долговое обязательство  товариществ);

- промышленная облигация (долговые обязательства с фиксированным доходом промышленной компании).

- привилегированные акции  (по которым регулярно выплачивается  дивиденд).

Несколько подобны к  промышленным облигациям долговые обязательства  и опционные ссуды. Это переходные к акциям формы ценных бумаг с фиксированным доходом (их купля связана с возможностью приобрести в будущем акции). Опционные ссуды и конверсионные обязательства, как и промышленные облигации, котируются на бирже, их курс публикуется ежедневно.  Вексель — это ценная бумага, которая засвидетельствует безусловное обязательство векселедателя. Существуют простой и переводной векселя. Каждый из них имеет соответствующие реквизиты. Порядок купли и продажи векселей определяется Кабинетом министров.

Акции — это номерные ценные бумаги, документы, которые утверждают членство в акционерном товариществе и дают право на получение дивидендов. Эмиссия акций на предъявителя во всех странах ограничена. Как правило, акции сохраняются у брокеров или в других специализированных конторах. Собственник имеет только свидетельство о количестве акций. Отличают обычные и привилегированные акции. Обычные акции дают своему собственнику право на один голос на сборах акционеров. Кроме этого, собственник обычной акции имеет право на получение части чистой прибыли, которая распределяется в виде дивидендов. При ликвидации акционерного товарищества его претензия на собственность является последней. Он получает то, что остается после оплаты долгов и расчетов с привилегированными акционерами.

Привилегированные акции  дают собственнику право преимущественного  владения на прибыль и собственность  акционерного товарищества, иногда гарантируют  фиксированный доход (в том случае, если товарищество получило чистую прибыль) а также особые права при голосовании (несколько голосов, право на участие в принятии соответствующих решений на сборах акционеров). Наиболее распространены привилегированные акции с фиксированным доходом, но без права голоса. Выплата дивидендов по этим акциям не обязательна для акционерного товарищества. Их задержка или невыплата не ведет к банкротству. Эмиссия привилегированных акций ограничивается законом.

 

3. Понятие, цель и функции андеррайтинга

 

В российской финансовой практике еще не сложилась общепринятая терминология андеррайтинга. Дословно Underwriting переводится с английского как «подписание под» чем-либо, под какими-либо условиями, т.е. принятие решения. Лицо, осуществляющее андеррайтинг, называют андеррайтером.

Для проведения подписки эмитент чаще всего использует специализированных посредников – компании по ценным бумагам, инвестиционные компании, банки. Для обозначения процедуры вывода ценных бумаг эмитента на рынок с помощью инвестиционного посредника часто используется термин «андеррайтинг» (underwriting), т. е. подписка1. В этом случае можно говорить о применении данного термина в широком смысле слова, показывающем участие третьего лица (посредника) в процедуре выпуска.

В более узком смысле термин «андеррайтинг» означает определенные условия, которые инвестиционный посредник берет на себя перед эмитентом в отношении выпускаемых им бумаг.

В международной практике андеррайтер выполняет следующие  функции2:

  1. Анализ эмитента – оценка предложения эмитента, оценка рейтинга эмитента и его бумаг. Анализируя эмитента, андеррайтер может определить его положение на рынке, в отрасли, в экономике страны в целом.
  2. Подготовка эмиссии – оказание помощи эмитенту при установлении цели эмиссии, выборе типа ценных бумаг, подготовке проспекта эмиссии, установлении связи эмитента с ключевыми инвесторами, регистрации выпуска. Размещение ценных бумаг – отчуждение ценных бумаг их первым владельцам на основе заключения гражданско-правовых сделок на согласованных с эмитентом условиях.
  3. Послерыночная поддержка – поддержка курса размещенных ценных бумаг в течение года.
  4. Аналитическая и исследовательская поддержка – контроль динамики курса ценных бумаг, выявление факторов, оказывающих влияние на курс.
  5. Организация субандеррайтинга, или институционального размещения. Если андеррайтер, выполняя свои рыночные функции, будет уверен в том, что для компании и для рынка будет выгодно, чтобы компания имела много акционеров, он может быть готов к тому, чтобы предложить часть своих комиссионных другим, разделив с ними груз гарантийной ответственности или, наоборот, заранее разместить часть акций в крупных инвестиционных организациях.

В мировой практике андеррайтинг для эмитента рассматривается как  определенная гарантия того, что в  результате продажи выпускаемых  ценных бумаг он получит некую  определенную сумму денег. Для мелких эмитентов андеррайтинг позволяет избежать трудоемких процедур, сопровождающих размещение ценных бумаг. Крупные эмитенты поручают процедуру эмиссии крупным банкам, которые могут создавать специальные синдикаты, занимающиеся размещением и выступающие в качестве посредника между эмитентом и инвестором. Синдикаты в этом случае представляют собой добровольное временное объединение андеррайтеров без образования юридического лица.

В России, начиная с 90-х годов, на первичном рынке ценных бумаг особенно большую роль стали играть крупные коммерческие банки. Некоторые из них выполняли дилерские услуги для государства. Действующее в России законодательство разрешает создавать для реализации ценных бумаг на первичном рынке специальные финансовые синдикаты на акционерной основе. Они должны иметь в числе своих членов компанию-менеджера, организующую всю работу синдиката, компании-акционеров, а также финансово-кредитные учреждения в качестве гарантов операций.

В мировой практике используются достаточно разнообразные условия соглашений между эмитентом и андеррайтером. В российской практике применяют следующие виды андеррайтинга3:

  • «на базе твердых обязательств», или «с полным финансовым участием». В этом случае по условиям соглашения с эмитентом андеррайтер несет твердые обязательства по выкупу всего выпуска по фиксированным ценам с целью дальнейшей перепродажи привлеченным инвесторам, принимая на себя тем самым финансовые риски размещения ценных бумаг;
  • «с частичным финансовым участием». По условиям соглашения андеррайтер принимает на себя обязательства по выкупу части выпуска. (Андеррайтинг с частичным финансовым участием может быть двух видов: андеррайтер сразу определяет размер выкупаемой части выпуска или берет на себя обязательство выкупить неразмещенную часть по окончании срока размещения);
  • «на базе лучших усилий», или «без финансовых обязательств». В этом случае по условиям соглашения с эмитентом андеррайтер не несет никаких обязательств по выкупу неразмещенной части выпуска. Тем самым финансовые риски ложатся на эмитента. Обязательства андеррайтера ограничиваются усилиями по размещению ценных бумаг, однако финансовой ответственности за конечный результат андеррайтер не несет.

Эмитент может обратиться к одному андеррайтеру или объявить конкурс андеррайтеров. В соответствии с этим выделяют:

  • договорный андеррайтинг. При этой форме андеррайтинга ценовые условия эмиссии (цена выпуска акций у эмитента, спрэд между указанной ценой и ценой, по которой размещает эмиссию синдикат) устанавливаются на основе переговоров между эмитентом и единственным менеджером синдиката;
  • конкурентный, или конкурсный, андеррайтинг. При таком виде андеррайтинга подготовку эмиссии на конкурентных началах ведут несколько андеррайтеров, каждый из которых формирует свои условия (естественно, скрыто друг от друга). Эмитент выбирает андеррайтера по конкурсу заявок на проведение андеррайтинга, обычно ориентируясь на лучшие ценовые и иные условия.

Конкурентный андеррайтинг характерен при эмиссии государственных, муниципальных ценных бумаг или при осуществлении эмиссии крупными компаниями (ЛУКойл, РАО «ЕЭС России»). Для небольших компаний чаще используется договорный андеррайтинг.

Процесс взаимодействия эмитента и андеррайтера при размещении ценных бумаг и заключении соответствующего договора во многом зависит от результатов анализа складывающейся ситуации, определяющих:

  • объем денежных средств, привлекаемый путем публичного выпуска акций;
  • выбор наиболее подходящего для данных условий эмитента типа акций, а также связанных с ними прав;
  • выбор андеррайтеров или их группы, которые могли бы лучшим образом разместить предполагаемые ценные бумаги в соответствии с приданными им полномочиями;
  • все затраты выпуска включая плату за юридическое сопровождение, аудиторскую проверку эмитента и т.д.;
  • цену предложения, по которой новый выпуск будет размещаться.

В ряде случаев андеррайтер  берет опцион на подписку, т.е. право  купить выпуск у эмитента. Такое  право он реализует, в случае если найдет покупателей на ценные бумаги. Естественно, дилер также может самостоятельно приобрести часть выпуска, а на остаток — взять опцион.

Указанные задачи отчасти  легко решаются, если ценные бумаги эмитента находятся в обращении. Тогда, к примеру, рыночная цена вновь  размещаемых бумаг может условно  быть принята на уровне уже размещенных  фондовых инструментов. Соответственно договором эмитента и андеррайтера могут быть оговорены условия, что цена предложения не должна быть ниже определенного уровня с тем, чтобы избежать распродажи выпуска по демпинговым ценам.

Существуют также другие обстоятельства, заставляющие корпорацию-эмитента занижать цену первоначального предложения ценных бумаг. К.ним следует отнести: экономическую обстановку в стране; прогрессивность развития предприятий отрасли; ситуации, складывающиеся на биржевых и внебиржевых рынках; тактику и стратегию инвесторов.

Первоначальное предложение  является первым публичным или внесезонным  предложением, в котором, как правило, сначала цены занижены, а затем  завышены. Последнее обстоятельство заставляет, руководство корпораций-эмитентов  выпускать новые ценные бумаги. Опубликованные предложения служат для потенциальных инвесторов поводом к пересмотру оценок стоимости бумаг; Причем; как показали исследования американских специалистов, цены, к примеру, акций промышленных компаний уменьшаются больше, чем акций предприятий социальной сферы, которые, чаще объявляют о новых предложениях.

Как показывает зарубежная практика участия андеррайтеров  в подготовке к эмиссии ценных бумаг и их размещении, большую  часть, примерно 70-80% всего выпуска  размещает инвестиционная компания (синдикат), а оставшиеся 20-30% выпуска приходятся непосредственно на эмитента.

Разница между ценой  покупки у эмитента и ценой  продажи бумаг колеблется от 1% (крупная  известная, кредитоспособная инвестиционная компания) до примерно 25% (маленькая венчурная компания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги можно  сделать ряд выводов. Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью  которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто  привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев) и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Существует два основных рынка ценных бумаг: первичный (размещение ценных бумаг — непосредственная их продажа сразу после эмиссии) и вторичный рынок, на котором обращаются ранее выпущенные бумаги. Вторичный рынок представлен биржевым, внебиржевым рынками, которые в настоящее время дополняются различными системами электронных торгов. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время взаимно дополняют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ценные бумаги. Под ред. Н.Л.Маренкова, Изд. 2-е.- М.: МЭФИ. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005. – 602с.
  2. Рынок ценных бумаг / Под. ред. Ю.А. Корчагина – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. – 496с.
  3. Рынок ценных бумаг: учеб. для студентов вузов обуч. по экономическим специальностям. Под ред. Е.Ф.Жукова – 2-е изд. перераб. и доп. М.:ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 463с.

4.  Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

5.  Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов /Под ред. проф. О.И. Дегтяревой, проф. Н.М. Коршунова, проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 501 с.

1 Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов /Под ред. проф. О.И. Дегтяревой, проф. Н.М. Коршунова, проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С.86.

2 Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С.290.

3 Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред.Галанова В.А., Басова А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С.291.

Информация о работе Ценные бумаги и андрейтинг