Ценовая политика предприятия. Хеджирование рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:56, реферат

Описание работы

Финансовые риски возникли на заре истории вместе с появлением денежного обращения и отношений «заемщик-кредитор». По мере развития финансовых систем спектр рисков значительно расширился, однако задача грамотного управления рисками особенно остро встала перед участниками финансового рынка в последние 10-15 лет. Объяснение данной тенденции кроется не столько в конкретных случаях банкротства отдельных компаний и кризисах государственных финансов в различных странах, сколько в масштабах и быстроте их возникновения и распространения. Однако проблема заключается не в отдельных случаях, которые можно было бы объяснить неэффективной системой управления в рамках отдельно взятой компании

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Цена, ценовая политика……………………………………………………………..5
Хеджирование………………………………………………………………………..7
Виды хеджирования………………………………………………………………..10
Примеры…………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

ФДК.docx

— 33.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Цена, ценовая политика……………………………………………………………..5

Хеджирование………………………………………………………………………..7

Виды хеджирования………………………………………………………………..10

Примеры…………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………...15

 

Введение

Перед всеми организациями  встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских  решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей  среди малоимущих групп населения. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение  товара, способствует повышению эффективности  производства и увеличению прибыли. Определение цены является одной  из труднейших задач, стоящих перед  любым предприятием. И именно цена, предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Именно поэтому, считается, что просто необходимо рассмотрение данной темы и выделение  большего внимания этому вопросу  на предприятии. Ведь для того чтобы  продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить  на них цены, которые были бы приемлемы  покупателям, иначе их невозможно будет  продать на рынке. Поэтому организация  должна выбрать правильную ценовую  политику.

Финансовые риски возникли на заре истории вместе с появлением денежного обращения и отношений  «заемщик-кредитор». По мере развития финансовых систем спектр рисков значительно расширился, однако задача грамотного управления рисками особенно остро встала перед участниками финансового рынка в последние 10-15 лет. Объяснение данной тенденции кроется не столько в конкретных случаях банкротства отдельных компаний и кризисах государственных финансов в различных странах, сколько в масштабах и быстроте их возникновения и распространения. Однако проблема заключается не в отдельных случаях, которые можно было бы объяснить неэффективной системой управления в рамках отдельно взятой компании. К сожалению, на сегодняшний день существует целый ряд факторов, способствующих повышению уязвимости финансовых институтов и все большего числа нефинансовых компаний. К таким факторам относятся:

  • Глобализация, которая делает национальные экономики все менее защищенными от влияния экономических кризисов других стран.
  • Бурное развитие производных финансовых инструментов (вся масса обращающихся в мире деривативов превышает совокупный объем производимых товаров и услуг)
  • Создание и внедрение новых информационных технологий, что дало возможность заключать сделки в любой точке земного шара в режиме реального времени, и способствовало увеличению скорости изменений на рынке.

Если обратиться к миру финансов, то мы увидим, что цены активов  могут измениться за несколько секунд, сами инструменты становятся все  более и более изощренными, усложняется  структура инвестиционных портфелей, а возможные потери в течение  дня могут достигать сотен  миллионов долларов. Крупнейшие финансовые институты уже давно пришли к  пониманию того, чтобы для предотвращения негативных последствий необходима ежедневная количественная оценка возможных  потерь по отдельным операциям, клиентам, подразделениям и направлениям деятельности, а также интегральная оценка совокупного  риска компании. 

Цена, ценовая политика

В условиях рыночной экономики  цена служит важнейшим экономическим  параметром, характеризующим деятельность предприятия. Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных целей.

Практика показывает, что  ни одна компания, независимо от прочности  ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без  анализа возможных последствий  различных вариантов такого решения.

Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и  ценовая политика для предприятия  — главный элемент маркетинга.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что установление цен на продукцию предприятия  в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность  приобретения товара многими покупателями.

Ценовая политика предприятия  — понятие многоплановое.

Ценовая политика фирмы —  это деятельность ее руководства  по установлению, поддержанию и изменению  цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач предприятия.

 Разработка ценовой  политики включает несколько  последовательных этапов:

  1. выработку целей ценообразования
  2. анализ ценообразующих факторов (определение спроса, анализ предложения и цен конкурентов и др.)
  3. выбор метода ценообразования
  4. принятие решения об уровне цены

Наиболее распространенные цели ценовой политики:

Выживание предприятия. Такая  цель может рассматриваться как  краткосрочная. В условиях конкурентного  рынка предприниматель часто  идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При  этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная  на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности. Эту цель наиболее целесообразно  ставить в краткосрочной политике цен. Реализуя в своей деятельности такую цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке. Мало учитываются и ответные действия конкурентов, и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка.

Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели  исходят из того, что увеличение объема сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как  следствие, — к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к  уровню цены, руководство фирмы устанавливает  цену на минимально допустимом уровне. Это обеспечивает на какое-то время  расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может  принести положительный результат только в том случае, если чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается снижением издержек производства. Это очень рискованная политика, ибо она может привести к развязыванию ценовой войны.

Завоевание лидерства  на рынке и в определении цен. Данную цель преследуют, как правило, крупные компании. Она отражает лидирующее положение фирмы на рынке при  установлении общих ценовых уровней. Например, фирма на новинки своего производства, обладающие неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавливает максимально возможную  цену. Стремление к завоеванию лидерства  может проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой  удается на протяжении многих лет  сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую  цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты. А уже само имя фирмы является надежным гарантом непревзойденного качества, как, например, немецкая фирма «Mersedes» — в автомобилестроении.

«Снятие сливок» с рынка  путем установления высоких цен. Такая цель может использоваться фирмами, выпускающими совершенно новые  товары, ранее неизвестные на рынке. Используя товары-новинки, отдельные  покупатели получают экономию на издержках, на качественно новом уровне удовлетворяя свои потребности. Что касается предприятия-производителя, то оно максимизирует свою прибыль  до тех пор, пока рынок товаров-новинок  не стал объектом конкуренции.

 

Хеджирование

Хеджирование, оно же «встречная сделка», имеет более чем вековую  историю существования, что может  показаться странным - ведь основная часть  публикаций и научных изысканий  на эту тему приходится на 80-е и 90-е  годы ХХ века. Однако сомневаться в  том, что ещё в 1848 году обращавшиеся на CBOT (Chicago Board of Trade) фьючерсные контракты на зерно могли использоваться для нейтрализации рыночных рисков, не приходится. Можно также с уверенностью сказать, что вся широчайшая структура современных рынков производных финансовых инструментов обязана своим существованием именно потребностью в страховании рисков вследствие наличия общей рыночной неопределённости. Разумеется, спекуляция, имеющая ряд общих черт с хеджированием, носит не менее объективный характер, но всё-таки не может сравниться с последним по валовому объёму сделок. Современный срочный рынок развитых стран - это рынок хеджеров, а не спекулянтов. Вместе с тем хеджирование остаётся до некоторой степени «уделом избранных», и не только в России. К этому виду деятельности допускаются только профессионалы самой высокой квалификации, и неспроста: неосторожное обращение с финансовыми инструментами может обратиться в «игру с огнём», и достигнутый эффект окажется прямо противоположным ожидаемому. Фактически, решения о хеджировании на уровне крупных корпораций может принимать только риск-менеджер или CFO, находящийся в прямом подчинении управляющего директора. Что, впрочем, ещё не застраховывает корпорацию от потерь.

Ведь именно высшие директора  Procter & Gamble, благодаря сложному процентному свопу с дополнительным заимствованием (levered swap), заключённому ими с Bankers Trust 2 ноября 1993 года, привели компанию к более чем двухсотмиллионному убытку в 1994 году и лишились своих кресел. Хотя, вероятно, справедливее будет списать эти убытки на счёт беспрецедентного роста процентных ставок на пятилетние казначейские ноты. Разумеется, известны и гораздо более удачные примеры.

Так, после падения цен  на нефть в 1986 году с 35 до 11 долларов за баррель сложилась ситуация, при  которой казна штата Техас, на четверть зависящая от пошлин на нефть, практически опустошилась. Размер недополученных пошлин составил $3,5 млрд. Для того, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем, была разработана программа хеджирования налоговых поступлений с помощью опционов. Все сделки заключались на NYMEX (New York Mercantile Exchange). Проведение операции началось в сентябре 1991 г., для хеджирования была выбрана цена в $21,5 за баррель (за время проведения хеджа - 2 года - уровень цен менялся от $22,6 до $13,91 за баррель). Программа хеджирования была составлена таким образом, что фиксировалась минимальная цена нефти (21,5 $ за баррель), а при росте цен на нефть штат получал дополнительную прибыль. Эта методика позволила правительству штата в течении двух лет получать стабильный доход при значительных колебаниях цены на нефть.

Одним из последователем техасской администрации стала российская компания «Лукойл».

Существует множество  определений хеджирования. И хотя все они схожи, разумно привести некоторые из них для более  глубокого анализа сущности этого  процесса.

  • Хеджирование - это использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с ним инструмента, или на генерируемые им денежные потоки;
  • Хеджирование - это страхование риска изменения цены актива, процентной ставки или валютного курса с помощью производных инструментов;
  • Хеджирование - это использование производных и непроизводных финансовых инструментов (последних только в ограниченном числе случаев) для частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости хеджированных статей, то есть защищаемых финансовых инструментов;
  • Отдельная позиция по финансовому инструменту, которая снижает подверженность совокупной кассовой позиции какому-либо из факторов риска, называется хеджированием;
  • Хеджирование - устранение неопределенности будущих денежных потоков, которое позволяет иметь твердое знание величины будущих поступлений в результате коммерческой деятельности

В официальных документах Комиссии по фьючерсной торговле США (CFTC - Commodity Futures Trading Commission) подчёркивается, что настоящий хедж должен включать позиции по производным контрактам, которые экономически связаны с кассовой (хеджируемой) позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе обычных коммерческих операций данной компании. Суммируя эти определения, можно сделать 3 основных вывода:

 

  1.  Любой актив, денежный поток или финансовый инструмент подвержен риску обесценения. Эти риски, согласно общепринятой классификации, делятся в основном на ценовые и процентные. Отдельно можно выделить риск невыполнения контрактных обязательств (поскольку финансовые инструменты по сути являются контрактами), называемый кредитным.
  2. В целях защиты от денежных потерь по определённому активу (инструменту) может быть открыта позиция по другому активу (инструменту), которая, согласно мнению хеджера, способна компенсировать данный вид потерь.
  3. Такая операция и называется хеджированием.

 

Вместе с тем следует  заметить, что в современной концепции  финансового менеджмента трактовка  хеджа имеет несколько более  обширный характер и охватывает всю  совокупность действий, направленных на устранение или уменьшение рисков, имеющих природу возникновения  от внешних источников. Та же концепция утверждает, что использование финансовых деривативов в целях управления рисками удобно, но вовсе не обязательно. Стремиться использовать производные контракты только потому, что они доступны, - опрометчивое решение; возможно, есть даже более простой (и дешёвый) способ. А недоступность ликвидных производных (к примеру, на неразвитых рынках), в свою очередь, вовсе не означает краха системы риск-менеджмента.

 

Виды хеджирования

Хеджирование  продажей. Хеджирование продажей - это использование короткой позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной цены товара. Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Наконец, короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке.

Хеджирование  покупкой. Эта операция представляет собой покупку фьючерсного контракта кем-либо, имеющим короткую позицию на наличном рынке. Результатом длинного хеджа является фиксация цены закупки товара. Используется он для защиты и от рисков, возникающих при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое в производстве продукта со стабильной ценой.

Информация о работе Ценовая политика предприятия. Хеджирование рисков