Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:03, реферат
Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.
1. Цена, ценообразующие факторы 3
2. Виды цен 6
3. Ценовая политика фирмы, методы установления цен 10
Список использованной литературы 15
Реферат
по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика»
на тему: «Ценовая политика предприятия»
Содержание
1. Цена, ценообразующие факторы
2. Виды цен
3. Ценовая политика фирмы, методы
установления цен
Список использованной литературы
1. Цена, ценообразующие факторы
Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.
Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценовых факторов.
Механизмы спроса и предложения изучались ранее, отметим лишь, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.
Под воздействием этих факторов происходит изменение в спросе товаров, их предложении, что приводит к изменению кривой спроса и предложения, вызывающего, в свою очередь, изменение цен. Практика знает много случаев, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.
Таким образом,
для конкурентного рынка
Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.
Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. Однако для российской экономики наиболее приемлемым аналогом является модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.
Жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя не согласуется со стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Данное обстоятельство в существенной мере проявляет себя в условиях современного кризиса российской экономики, являясь одной из весомых причин се спада.
Следующим важным фактором, который необходимо учитывать предприятиям, является государственное регулирование цен.
Методы государственного
регулирования цен можно
Прямые методы:
Фиксирование цен.
Замораживание.
Установление предельного уровня цен.
Таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены, исходя из рыночной ситуации).
Экономические факторы, влияющие на уровень цен:
- факторы роста цен:
- Рост производства
- НТП
- Рост производительности труда
- Снижение издержек
- Конкуренция
- Снижение налогов
- Развитие прямых связей
- факторы снижения цен
- Спад производства
- Монополизм предприятий
- Увеличение массы денег в обращении
- Увеличение заработной платы
- Нестабильность экономической ситуации
- Низкая эффективность использования капитала
- Ажиотажный спрос
- Косвенные методы:
- Эмиссионная политика.
- Фискальная политика (налоги, дотации).
- Госзаказы.
Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т.д.).
На решения по установлению цен влияют также участники каналов товародвижения, стремящиеся к увеличению объема реализации и прибыли, установлению большего контроля над ценами, а также множество других факторов, экономических, психологических, социальных.
Исследования свидетельствуют, что в целом цены, их динамика находятся под влиянием непосредственных изменений в процессе производства, НТП, роста производительности труда, сокращения издержек производства. Однако практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что действие противоположных факторов, прежде всего таких, как инфляция, монопольные тенденции и другие, зачастую оказывается более существенными.
2. Виды цен
При определении величины цен необходимо представлять общее содержание системы цен, существенным элементом которой является взаимодействие различных видов цен.
В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.
Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий, являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений.
В свою очередь внутренние цены предприятия делятся на следующие виды:
Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.
Внутрифирменные,
по которым самостоятельные
Трансфертные - внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
Внутрихозяйственная цена - это сумма переменных расходов и прибыли подразделения. Внутрифирменная цена включает переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы. Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:
- оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
- закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);
- цены на продукцию строительства - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.);
- тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
- цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
- тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Все вышеназванные цены должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. Кроме того, различают экспортные и импортные цены.
Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.
Оптовая цена предприятия | |||||
Переменные расходы |
Прибыль подразделения |
Постоянные расходы |
Влияние региональных факторов |
Факторы рынка | |
Внутрихозяйственная цена |
Подразделения |
Фирмы | |||
Внутрифирменная цена | |||||
Трансфертная цена |
Отпускная (оптовая) цена выступает
верхним пределом внутренней цены,
определяется исходя из влияния как
внутренних факторов, так и внешних,
характеризующих конъюнктуру
Наряду с внутренними ценами предприятия и оптовыми ценами в зависимости от характера оборота выделяются закупочные цены, по которым реализуются сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям.
Розничные цены, по которым товары реализуются в розничную и торговую сеть.
По степени и способу регулирования различают цены:
Регулируемые цены, их величина регулируется государственными органами. Однако это носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т.д.).
Фиксированные, твердые цены, устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.
Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
Свободные цены - освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
Наряду с рассмотренными выше основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд других видов цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.
По степени обоснованности различают цены:
Базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.
Прейскурантные цены - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.
Фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене,
Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Дифференциация цен по степени участия государства в процессеценообразования включает следующие виды цен:
- рыночная
цена - цена, складывающаяся на рынке
в процессе взаимоотношений
- регулируемая
цена - цена, складывающаяся на рынке
в процессе прямого
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены .