Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:05, контрольная работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть дебиторскую задолженность и кредитную политику.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
Образование дебиторской задолженности.
Контроль состояния дебиторской задолженности.
Определение периода кредита и стандартов кредитоспособности: оценка риска предоставления кредита, источники информации о платежной дисциплине.
Введение. 2
Дебиторская задолженность. 4
Кредитная политика. 12
Заключение. 16
Список используемой литературы. 18
Образование дебиторской задолженности.
Сумма средств находящихся в данный момент на счетах дебиторов, определяется двумя факторами: 1) объемом реализации 2) средним промежутком времени между реализацией и получением выручки. Например, предприятие начало работу 1 января и реализовало продукцию в кредит на 10000 рублей. На таких условиях будет осуществляться реализация каждый из последующих дней. Для оплаты покупателям предоставляется срок 10 дней. К концу первого дня величина дебиторской задолженности будет равна 10000 руб. , второго - увеличится до 20 000 руб., а на 10 января составит: 10*10000 руб. = 100 000 руб. 11 января задолженность увеличится на 1000 руб., но в этот же день поступит выручка за товары, проданные 1 января, что сократит дебиторскую задолженность на 1000 руб. Общая сумма задолженности изменится и останется на уровне 100 000 руб. Величина дебиторской задолженности с момента, когда операции предприятия достигнут постоянного уровня, равна ежедневному объему реализации в кредит, умноженному на срок предоставления кредита.
Таким образом, величина дебиторской задолженности зависит от уровня реализации в кредит и от срока, на который этот кредит предоставляется; при этом увеличение дебиторской задолженности должно быть каким-либо способом профинансировано. Существуют, например, финансирование дебиторской задолженности при помощи банковского кредита и другие способы.
Контроль состояния дебиторской задолженности.
Если оплата товара производится немедленно - прибыль получается реально, если же товар продан в кредит, прибыль лишь числится в балансе, фактически же её не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, производится для того, чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить цену акции, но только до тех пор, пока такие действия не приведут к снижению реальной прибыли.
Распределение дебиторской задолженности по срокам возникновения. Представляет собой группировку счетов к получению по срокам их возникновения. Они могут подразделяться по периодам: 0-10 дней, 31-60 дней, свыше 60 дней. Классификация составляется не на основе агрегированных данных финансовой отчетности, а с использованием подробной информации текущего учета дебиторов. Если учет автоматизирован, то с помощью компьютера легко определить срок возникновения задолженности на основе каждого конкретного счета, и составит их классификацию.
Оценка дебиторской задолженности с позиции платежной дисциплины. Начинается с оценки состояния и динамики её оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведет к увеличению затрат, связанных с дебиторской задолженностью, с возможностью использовать эти средства в данный момент. Кроме того, замедление оплаты служит сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности, об увеличении доли сомнительных долгов, вероятность которых невелика. Но изменения объема реализации, сезонные колебания затрудняют анализ дебиторской задолженности, так как она изменяется, даже если платежное поведение клиентов осталось прежним. Для преодоления этих затруднений был разработан подход с позиции платежной дисциплины, который помогает выявить и оценить изменения платежного поведения клиентов независимо от изменения объемов реализации. Этот подход нацелен на выявление изменений платежного поведения клиентов. Наиболее простым и действенным инструментом, который может быть использован для этого, является ведомость непогашенных остатков.
Формирование кредитной политики.
Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:
срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты);
скидки предоставляемые за оплату в более ранние сроки; эти льготы включают сумму скидки и период, в течение которого ими можно воспользоваться;
процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.
При формировании кредитной политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.
Не стоит забывать о том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). Это позволит заблаговременно увидеть кризисные явления и предпринять меры для их устранения.
Таким образом, в целях оптимизации политики продаж с отсрочкой платежа у предприятия должны быть разработаны следующие положения и регламенты:
Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.
Регламент работы с дебиторской задолженностью.
Регламент заключения договоров.
Положение о скидках.
Должностные инструкции, предусматривающие права, обязанности и ответственность персонала.
Формы договоров.
Период кредита и стандарт кредитоспособности.
Стандартные условия кредита, включающие срок предоставления, выражаются формулировкой «2/10, брутто 30», применяемой по отношению ко всем «приемлемым» клиентам. Стандарты кредитоспособности применяются для определения возможности предоставления кредита данному клиенту в типовой ситуации при допустимой сумме кредита. Основой при определении сстандартов кредитоспособности является установление вероятности задержки оплаты товара клиентом или его неоплаты. Это приводит к необходимости создания системы измерителей надежности дебитора с точки зрения вероятности невыполнения обязательств. Такая вероятная оценка для каждого клиента вбольшенстве случаев является субъективным решением; но по мере накомления практического опыта и на основании данных за ряд лет квалифицированный финансовый менеджер достаточно точно может определить вероятность неуплаты для различных категорий клиентов.
Оценка риска предоставления кредита.
Многие предприятия часто используют статистический метод, называемый множественным дискриминантным анализом(MDA). Зависимой переменной в данном случае является вероятность невыполнения обязательств, а независимыми переменными – факторы, связанные с финансовой устойчивотью предприятия – клиента и способностью возврата полученного им кредита.
Для оценки кредитоспособности предприятия в общем случае необходимы: 1) баланс и отчет о прибылях и убытках. 2) ряды основных коэффициентов, показывающие тенденцию развития предприятия. 3) информация от поставщиков о случаях просрочки оплаты, о случаях, когда задолженность поставщиком не была выплачена вовсе,о степени регулярности выплат. 4) описание условий деятельности предприятия. 5) сведения о собственниках – информация, касающаяся предыдущих банкротств, судебных процессов, проблем, связанных с нарушением контрактов.
Определение оптимального срока предоставления кредита.
Метод определения оптимального срока кредита(the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос о допустимых условиях предоставления коммерческого кредита.
Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности.
При расчете оптимального срока предоставления кредита необходимо скорректировать вклад на покрытие (торговую наценку) на затраты, связанные с предоставлением кредита, которые рассчитываются по следующей формуле: CC=VC+IR*T , где СС - затраты, связанные с предоставлением кредита (credit cost), которые складываются из: VC – возможных переменных затрат, связанных с осуществлением сделки и контролем расчетов с клиентом (variable cost); IR - стоимости привлеченного капитала(interest rate) в день; T – период предоставления кредита (time) в днях. В качестве стоимости привлеченного капитала может быть принята величина действующей ставки банковского кредита или средняя рентабельность (отдача) инвестиций (долгосрочного капитала) компании т.к. она вынуждена поддерживать повышенный размер чистого оборотного капитала (net working capital) за счет собственных средств.
NWC, определяющий потребность компании в оборотных средствах – равен текущим (оборотным) активам за вычетом текущих обязательств, т.е. он является капиталом, который компания должна использовать для поддержки операционной деятельности, а не использовать для инвестиций.
В процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в различные расчетные отношения. Предприятие осуществляет расчеты, как в безналичном порядке, так и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем прямого обмена продукциями и товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений при осуществлении расчетных операций и поэтому требует постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.
Зачастую происходит так, что деньги могут не поступать в срок, в связи, с чем на предприятии образовывается дебиторская задолженность. В этом случае неправильный учет может привести к неправильному отражению реального состояния дел предприятия или даже к нарушению гражданского и налогового законодательства. Своевременное выявление ошибок, связанных с управлением дебиторской задолженностью, позволяет предприятию правильно корректировать свою финансовую политику для дальнейшего развития.
Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т.к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.
Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов (стоимость заемного капитала для финансирования своих оборотных средств, стоимость кредитных проверок, дополнительных учетных и управленческих расходов и т.п.), а также с риском возможной потери платежеспособности.
Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).
Найти оптимальную точку в кредитной политике - это значит найти равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики уместна до тех пор, “пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с издержками по предоставляемому кредиту”!
Средствами поддержки и реализации выбранной кредитной политики являются:
ведение реестра старения дебиторской задолженности
анализ оборачиваемости этой задолженности
формирование кредитного рейтинга клиентов,
выработка критериев предоставления кредитов,
бюджетирование поступлений денежных средств,
и, наконец, введение в систему расчета оплаты туда менеджеров составляющих, связанных с оплатой реализованных товаров.
В данной работе изучены вопросы дебиторской задолженности и кредитной политики.
1. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт / Под ред. Е.Г.Ищенко, В.И. Алексеева. – М.: Русская Деловая Литература, 2007.
2. Бассовский Л.Е. Финансовой менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2007. – 240с. – (Высшее образование).
3. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 304 с.