Дефицитность государственного бюджета его принципы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 18:52, доклад

Описание работы

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Функции бюджета: Перераспределение нац.дохода и ВВП; Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств; гос. регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение соц. политики. Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.

Файлы: 1 файл

Понятие государственного бюджета и его экономическое значение.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)


Дефицитность гос.бюджета его принципы и последствия

   Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Функции бюджета: Перераспределение нац.дохода и ВВП; Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств; гос. регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение соц. политики. Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.

 

Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Значение бюджета, на мой взгляд, состоит, прежде всего, в сосредоточении у государства части доходов общества.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством КР, в распоряжение органов государственной власти КР, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

 

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством республиканские, региональные налоги и сборы субъектов КР и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов:

 

1) налоговые доходы: а) налог на прибыль; б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы; в) налоги на совокупный доход; г) налоги на имущество и др.

 

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

 

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством КР на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством КР, налоговые доходы и безвозмездные перечисления.

 

К регулирующим доходам бюджетов относятся республиканские и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Безусловно, что самой большой группой доходов государственного бюджета являются налоговые доходы. К ним относятся республиканские, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве КР. Вообще, налоги- это важная экономическая категория, связанная с существованием и функционированием государства.

Рассмотрим некоторые признаки налогов. Первый сущностный признак налогов- это императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Смена собственника-это второй признак. Посредством налогов доля частной собственности(в денежной форме) становится государственной, но при этом образуется централизованный денежный фонд-бюджетный фонд.

 

   Расходы бюджета- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

    В 2012 году, доходы республиканского бюджета составят 68 млрд. сом, снизившись на 1,23% по сравнению с 2011г. В структуре доходов бюджета, налоговые доходы составляют 72%, неналоговые – 28%. Для сравнения в 2011 году налоговые доходы составили 62%, неналоговые – 38%. Наблюдается здоровая тенденция к ориентации доходов бюджета на налоговые доходы и уход от неналоговых.

Расходы бюджета 2012 года составят 80,8 млрд. сом, на 0,87% больше расходов  2011 года.

 

Однако самой крупной статьей расходов бюджета является новая статья «Прочие госуслуги» размером в 28,2 млрд. сом, что составляет почти 35% расходов бюджета 2012. Структура данной крупной статьи не раскрывается.

 

В проекте бюджета 2012 года отмечены тенденции к сокращению неприоритетных госрасходов. Так сокращаются расходы на Жогорку Кенеш, Министерство финансов, Министерство экономического регулирования, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта и коммуникаций, Фонд материальных резервов, Государственная налоговая служба, Минобразования и другие ведомства.

 

Стоит отметить, что значительно увеличены расходы на содержание Аппарата правительства, Министерства энергетики (на 400%), Социального фонда. Появилась новая статья «прочие госуслуги» (28,2 млрд. сом)

 

По неизвестным причинам в проекте бюджета отсутствует информация о расходах правоохранительных и других ведомств. Список ведомств: Генеральная прокуратура, ГКНБ, Государственная  служба по контролю наркотиков, Государственная служба финансовой полиции, Государственная таможенная служба при ПКР, ГСИН, Министерство внутренних дел, Торгово-промышленная палата.

 

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

 

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия).Неэффективность финансовой системы государства. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами. Коррупция в государственном секторе. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики

 

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита- денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита  правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещают на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государcтвом. В состав источника внешнего финансирования включаются: средства, поступившие от размещения гос.займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает: средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в нац. Валюте; бюджетные кредиты.

 

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. В первом полугодии 2011 года инфляция в Кыргызстане составила 21,4 процента по отношению к показателям 2010 года. Не могу не отметить, что по сравнению с первым полугодием 2010 года индекс потребительских цен возрос на 21,4 процента.

  Если верить Национальному статистическому комитету, среднемесячная номинальная заработная плата работника в Кыргызстане увеличилась на 30,8 процента и составила 9352 сома.

 

    Это связано не с улучшением экономики или притоком в бюджет больших средств,-Как мы помним, в прошлом году без учета реальных финансовых возможностей государства, волевым решением были повышены заработные платы бюджетникам – учителям, врачам и силовикам. Вот поэтому теперь статистка и показывает увеличение. Другой вопрос – какую часть из этого «съела» инфляция.

 

   Стоит также заметить, что количество безработных в стране 61 тысяча человек. Таким образом, уровень безработицы снизился на 4,4 процента.

    Безусловно, реальное количество людей, которых можно отнести к этой категории, намного больше – около 1 млн.. и 700 тысяч – это трудовые мигранты. То, что уровень безработица снизился, скорее всего значит, что все меньше людей встают на учет в центрах занятости и предпочитают искать себе работу самостоятельно.

 

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики Кыргызстана. Существуют конкретные требования общеэкономического характера по определению структуры бюджетных расходов: необходимая отдача материального и социального характера. Не случайно в большинстве ведущих стран принято деление расходной части центральных бюджетов на бюджеты текущих  расходов и бюджеты развития. Правительство исходит из того, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на республиканском уровне практически невозможно. Поэтому бюджетная политика ориентируется в основном на повышение объема заимствований для покрытия дефицита республиканского бюджета и увеличение его доходных источников.

http://fingramm.ru/budzet.html. http://www.kyrtag.kg/?q=news/10749 .

http://www.textreferat.com/referat-578-2.html

4.2 Дефицит госбюджета как основной фактор инфляции

 

Дефицит государственного бюджета как основной инфляционный фактор учитывается по тем же отчётным периодам (окончательный обычно за год), по которым определяются результаты экономического роста и другие макроэкономические показатели. Возникший впервые дефицит госбюджета увеличивает за данный отчётный период расходы сферы потребления без соответствующего увеличения производства реальных потребительских благ, что неизбежно вызывает инфляцию, уровень которой равен в данном случае проценту дефицита к НД.

 

Поскольку дефицит госбюджета синхронно вызывает и такой же прирост доходов сферы производства, то в силу устанавливающегося равновесия цен на товары и тарифов на трудовые услуги часть этого прироста её дохода в следующем году уйдёт на увеличение заработной платы производственников (как частичная компенсация на инфляционный рост цен) и через государственные налоги на увеличение дохода вообще сферы потребления. Государство тоже будет вынуждено за счёт увеличения при этом налоговых поступлений (своих доходов) повысить заработную плату госбюджетников и через трансфертные выплаты – доход остального населения с целью привести их в определённое соответствие с зарплатой производственников.

 

Значит, дефицит госбюджета оказывает своё влияние на инфляцию за отчётный год, а доход сферы потребления повышается от этого спустя год.

 

Следовательно, дефицит госбюджета, вызывающий инфляцию и рост номинального дохода производственной сферы, сопровождается и некоторым ростом номинальной заработной платы и доходов населения в целом, правда, с некоторым отставанием от роста цен.

 

В дальнейшем с исчезновением дефицита госбюджета исчезает и инфляция, но цены, возросшие в результате инфляции, остаются на том же уровне, т. е. не снижаются.

 

Сбережение госбюджета (профицит) приводит к недополучению сферой производства части своего дохода, что замедляет темпы роста национальной экономики и вызывает дефляцию, уровень которой равен проценту этих сбережений к НД. Последующее использование этих сбережений равносильно денежной эмиссии. Поэтому лучше, если экономика развивается без дефицита и профицита госбюджета.



Информация о работе Дефицитность государственного бюджета его принципы и последствия