Действующий механизм исчисления и уплаты НДС в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть перспективы совершенствования взимания налога на добавленную стоимость.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты формирования налога на добавленную стоимость
Охарактеризовать регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ
Определить возможности использования зарубежного опыта взимания НДС в России.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1 Теоретические аспекты формирования налога на добавленную стоимость 4
Раздел 2 Регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ 12
Раздел 3 Возможности использования зарубежного опыта взимания НДС в России 17
Заключение 22
Список источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

действующий механизм исчисления и уплаты ндс, пути его совершенствования.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Раздел 1 Теоретические аспекты формирования налога на добавленную стоимость 4

Раздел 2 Регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ 12

Раздел 3 Возможности использования зарубежного опыта взимания НДС в России 17

Заключение 22

Список источников и литературы 24

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время налог на добавленную стоимость - является одним из важнейших федеральных  налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая  на всех стадиях производства и обращения  товаров. Это налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Тема работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты НДС позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующие субъекты, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот, стремятся стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом.

Объектом работы является налог на добавленную стоимость. Предметом являются его экономическая природа.

Цель данной работы - рассмотреть перспективы совершенствования взимания налога на добавленную стоимость.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты формирования налога на добавленную стоимость
  • Охарактеризовать регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ
  • Определить возможности использования зарубежного опыта взимания НДС в России.

 

 

Раздел 1 Теоретические аспекты формирования налога на добавленную стоимость

 

Налоги являются неотъемлемой составной частью общих  налоговых поступлений в бюджет. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения. Специальные правовые нормы, при помощи которых в Российской Федерации происходит регулирование доходной и расходной части государственного бюджета, взимание налогов и других государственных платежей, разработаны на основании Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней заложены юридические первоосновы налоговой системы России. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.1

Налоговый платеж с экономической точки зрения представляет собой форму отчуждения принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) является федеральным  налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для понимания  сущности экономической природы  НДС выделяют «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС - это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС - это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них

Горизонтальный  НДС. Взимание налога осуществляется методом  частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком). Расчетный показатель налога при продаже называется «выходным НДС». Налог, уплаченный при покупке, носит название «входной НДС». Этот налог подлежит зачету. В бюджет перечисляется разница между двумя этими величинами.

Вертикальный  НДС формируется на основе горизонтального  налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС, как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной НДС», «выходной НДС», и НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Значительное  распространение НДС обусловлено  многочисленными преимуществами данного  налога по сравнению с другими. Известно, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. В отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются (гл. 21 НК РФ):

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Все налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговом  органе по месту нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на  территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3) выполнение  строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) вывоз товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации.

В настоящее  время в РФ применяются три  ставки налога на добавленную стоимость  – 0, 10% и 18% (ст. 164 НК).

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных  в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно  связанных с производством и  реализацией товаров;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с  перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

3) услуг по перевозке  пассажиров и багажа при условии,  что пункт отправления или  пункт назначения пассажиров  и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых  (оказываемых) непосредственно в  космическом пространстве, а также  комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

5) драгоценных металлов  налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство  из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

6) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

7) припасов, вывезенных с  территории Российской Федерации  в таможенном режиме перемещения  припасов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов  при реализации:

1) отдельных видов продовольственных  товаров;

2) отдельных видов товаров для детей;

3) периодических печатных  изданий, за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера; книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного и эротического характера;

4) отдельных видов медицинских  товаров.

Во всех остальных  случаях налогообложение налогом  на добавленную стоимость производится по ставке 18%.

В РФ существуют налогоплательщики, освобожденные  от уплаты НДС. Прежде всего, от уплаты НДС освобождены налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения. Далее, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей (ст. 145 НК).

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению  налогом на добавленную стоимость  ввоз на таможенную территорию РФ (ст. 150 НК):

  • товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации»;
  • медицинской техники отечественного и зарубежного производства согласно перечню, утвержденного Правительством РФ;
  • материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
  • художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
  • всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
  • продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
  • технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
  • необработанных природных алмазов;
  • товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
  • валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг – акций, облигаций, сертификатов, векселей;
  • продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.

Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты НДС в России