Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ инструментов денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежно – кредитная политика
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования………………………….5
1.2 Основные направления денежно - кредитной политики…………...6
1.3. Инструменты денежно - кредитной политики и их характеристика…………………………………………………………………….8
Глава 2. Депозитные операции Банка России как инструмент денежно кредитной – политики
2.1 Депозитные операции Банка России………………………………...16
2.2 Депозитные операции, проводимые через территориальные учреждения Банка России (путем заключения двусторонних Договоров-Заявок)………………………………………………………...18
2.3 Депозитные операции, проводимые с использованием системы "Рейтерс-Дилинг"…………………………………………………………19
2.4 Анкетирование кредитных организаций…………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
В общем, разные страны применяют учетную ставку для одних и тех же целей, но с разными результатами. В последние годы только ФРС (и еще может быть Банку Англии) удается с помощью процентной политики добиться и роста производства и низкой инфляции. Европейскому ЦБ удалось добиться только роста производства и небольшой инфляции. У остальных центробанков постоянно случались неудачи на всех фронтах – в Японии, например, где учетная ставка в последние годы составляла 0% годовых экономическому росту это как-то не очень помогало.
Политика обязательных резервов.
В развитых странах, кроме Великобритании,
Канады и Люксембурга, к коммерческим
банкам предъявляется требование размещения
ими в центральном банке
Требования
минимальных резервов появились как страховка
ликвидности кредитных институтов, как
гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив
использования минимальных резервов существует
и сегодня. Поддерживая ликвидность банков,
центральный банк выполняет свою задачу
«кредитора последней инстанции». В настоящее
время минимальные резервы - это наиболее
ликвидные активы, которые обязаны иметь
все кредитные учреждения, как правило,
либо в форме наличных денег в кассе банков,
либо в виде депозитов в центральном банке
или в иных высоколиквидных формах, определяемых
центральным банком. Норматив резервных
требований представляет собой установленное
в законодательном порядке процентное
отношение суммы минимальных резервов
к абсолютным (объемным) или относительным
(приращению) показателям пассивных (депозитов)
либо активных (кредитных вложений) операций.
Использование нормативов может иметь
как тотальный (установление ко всей сумме
обязательств или ссуд), так и селективный
(к их определенной части) характер воздействия.
Однако в применении конкретных форм данного
инструмента в разных странах наблюдаются
существенные различия в зависимости
от национальных особенностей развития
финансового рынка. Центральными банками
используются различные структуры минимальных
резервов, амплитуда и частота колебаний
их величины, специфика начисления процентов,
условия, предоставляемые кредитным институтам
при их рефинансировании.
Как инструмент денежной
политики минимальные резервы выполняют
двоякую роль: служат текущему регулированию
ликвидности на денежном рынке и одновременно
играют роль тормоза эмиссии кредитных
денег коммерческими банками. Рост резервной
нормы увеличивает количество обязательных
резервов, которые должны держать банки.
Тут либо банки потеряют избыточные резервы,
понизив свою способность создавать деньги
путем кредитования, либо они сочтут свои
резервы недостаточными, и будут вынуждены
уменьшить свои чековые счета и тем самым
денежное предложение. Сильное повышение
резервной нормы может свести на нет способность
банковской системы к созданию кредитов.
Уменьшение резервной нормы действует
на денежное предложение обратным образом.
Оно переводит часть обязательных резервов
в избыточные и, тем самым, увеличивает
способность банков создавать деньги
путем кредитования.
В механизме расчета ставок, а также в
критериях, по которым они дифференцируются,
в разных странах наблюдаются существенные
различия. Резервные обязательства ориентируются,
как правило, по состоянию или росту определенной
части обязательств кредитных институтов.
Резервы, учитываемые на активной стороне
банковского баланса, величина которых
должна согласовываться с величиной выданных
кредитов (при соблюдении коэффициента
ликвидности), составляют исключение.
Основной статьей при расчете минимальных
резервов служит величина вкладов небанковских
учреждений по пассивной стороне баланса.
В некоторых случаях учету при определении
величины минимальных резервов подлежат
и межбанковские обязательства.
Эффективность
инструмента обязательных резервов зависит
от широты охвата ими различных категорий
обязательств. Увеличивая спектр таких
обязательств, центральный банк уменьшает
возможность обхода своих требований
со стороны кредитных институтов. Например,
в обязательства, облагаемые минимальными
резервами в Германии, включаются вклады
до востребования, срочные и сберегательные
вклады сроком до четырех лет, а также
привлеченные средства на межбанковском
денежном рынке и долговые обязательства
– именные и на предъявителя – сроком
до двух лет.
Размеры ставок по минимальным резервам
существенно колеблются по странам. Наивысшие
ставки установлены в Италии и Испании.
На противоположном полюсе находится
Япония, где ставка по минимальным резервам
обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который
практически не использует минимальные
резервы как инструмент денежной политики,
требует от кредитных институтов лишь
0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных
резервах. Такую существенную разницу
между ставками по минимальным резервам
можно объяснить тем, что в странах, где
установлена высокая резервная ставка,
обязательства по минимальным резервам
обычно не являются беспроцентными.
Во многих странах
минимальные резервы практически уже
не используются как инструмент «жесткого»
регулирования, так как центральные банки
предпочитают им более гибкую политику
открытого рынка. В большинстве развитых
стран в последние годы активность использования
политики минимальных резервов в качестве
инструмента регулирования банковской
ликвидности и для контроля рентабельности
банковских операций снизилась. В США
ФРС уже давно отказалась от механизма
изменения ставок минимальных резервов.
Политика открытого рынка.
Такая
политика представляет собой выполнение
операций по покупке или продаже твердопроцентных
ценных бумаг центральным банком за свой
счет на открытом рынке. Здесь к основным
ценным бумагам относятся: казначейские
векселя, беспроцентные казначейские
обязательства, облигации государственного
займа, промышленные облигации, первоклассные
краткосрочные ценные бумаги и др. Операции
на открытом рынке впервые стали активно
применяться в США, Канаде и Великобритании
в связи с наличием в этих странах развитого
рынка ценных бумаг. Позднее этот метод
кредитного регулирования получил всеобщее
применение и в Западной Европе.
Для оживления
экономики центральный банк увеличивает
спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует
курс, при достижении которого он скупает
любой предлагаемый объем, либо приобретает
определенное количество ценных бумаг
данного типа независимо от курса предложения.
Напротив, если целью центрального банка
является уменьшение резервов банковского
сектора, то он выступает на открытом рынке
на стороне предложения, проводя контрактивную
политику. В этом случае у центрального
банка есть две возможности реализации
своей цели: либо объявить курс, при достижении
которого центральным банком будет предложено
любое количество ценных бумаг, либо предложить
определенное количество ценных бумаг
дополнительно.
Контрактивная политика открытого рынка
приводит к возрастанию доходов от государственных
ценных бумаг и к потере кредитными институтами
части своих резервов.
Традиционными средствами проведения
политики открытого рынка являются операции
с государственными ценными бумагами
на вторичном рынке, характерные для Великобритании,
Германии, Греции, Италии и Франции. Операции
на первичном рынке с государственными
ценными бумагами осуществляются в строго
определенных рамках в Великобритании.
Для Банка Англии политика открытого рынка
выступает ведущим инструментом экономического
регулирования. Прочие инструменты используются
нерегулярно. При проведении политики
открытого рынка банк Англии концентрируется
на двух основных операциях: в рамках долгосрочной
политики – на операциях с облигациями
государственного займа, а в краткосрочной
– на операциях с казначейскими векселями.
При всех существующих различиях в осуществлении
политики открытого рынка можно определить
общую тенденцию, которая выражается в
том, что центральные банки разных стран
уделяют все большее внимание развитию
данного инструмента; это связано со стремлением
к регулированию экономики рыночными,
а не административными методами.
Депозитная политика регулирует движение
потоков денежных средств между коммерческими
банками и центральным банком и тем самым
оказывает влияние на состояние резервов
кредитных институтов.
Если проводится экспансивная депозитная
политика, денежные средства государственного
сектора экономики, размещенные в центральном
банке, уменьшаются – например на величину
b. Соответственно на эту величину возрастают
резервы второго уровня банковской системы.
При проведении экспансивной депозитной
политики необходимо учитывать обратный
эффект, который вызывает рост резервов
кредитных институтов. Если допустить,
что размещенные в результате проведенной
депозитной политики в кредитных институтах
денежные средства государственного сектора
состоят на долю с из наличных денег, то
общий объем резервов коммерческих банков
увеличивается на (1 - с) · b. При увеличении
резервов коммерческих банков путем притока
депозитов из государственного сектора
сумма минимальных резервов при ставке
r возрастает на r · (1 - с) · b. Тогда резервы
кредитных институтов увеличиваются на
разницу между двумя вышеприведенными
данными.
При увеличении
резервов возрастает кредитный потенциал
коммерческих банков, что при уравновешенном
рынке ведет к снижению процентных ставок
и росту инфляции. При проведении контрактивной
депозитной политики достигается обратный
результат – уменьшение банковских резервов,
сокращение кредитного потенциала, рост
процентных ставок, снижение темпов инфляции.
Глава 2. Депозитные операции Банка России как инструмент денежно кредитной – политики
2.1. Депозитные операции Банка России
В соответствии со статьями 4 и 46 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы. Депозитные операции проводятся в соответствии с Положением Банка России от 5 ноября 2002 года № 203-П "О порядке проведения Центральным Банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" (с учетом изменений).
В настоящее
время Банк России проводит
следующие виды депозитных
Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам проводятся ежедневно на стандартных условиях (определены пунктом 4.3 Положения Банка России от 5.11.02 № 203-П "О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" с изменениями).
Депозитные
аукционы проводятся
Подача заявок
кредитными организациями-
Контрагентами Банка России по депозитным операциям являются банки, расчетные небанковские кредитные организации, небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции.
Требования к кредитным организациям – контрагентам Банка России
По состоянию
на день (дату) проведения депозитной
операции Банка России
2. выполняет обязательные
2.2 Депозитные операции, проводимые через территориальные учреждения Банка России (путем заключения двусторонних Договоров-Заявок)
Кредитная
организация должна иметь
Кредитной организации, имеющей намерение участвовать в депозитных аукционах Банка России путем заключения двусторонних Договоров-Заявок, следует обратиться в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета с заявлением о заключении Соглашения об использовании аналога собственноручной подписи уполномоченных лиц при обмене Договорами - Заявками. В сроки, устанавливаемые Банком России, кредитная организация в целях участия в депозитном аукционе направляет в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета Договор-Заявку
По итогам проведенного депозитного аукциона (в случае, если аукционная заявка кредитной организации вошла в список удовлетворенных заявок) кредитная организация в соответствии с условиями депозитной операции перечисляет сумму депозита со своего корреспондентского счета, открытого в территориальном учреждении Банка России, на счет по учету депозита, открытый ей в этом же территориальном учреждении Банка России.