Денежные реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение денежных реформ, проводимых в России. Они же являются объектом исследования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие денежной реформы, основные виды и методы её проведения;
- Изучить эволюцию денежных реформ, понять их причины и результаты;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Экономическая сущность денежных реформ ………………......4
1.1 Сущность и основные виды денежных реформ…………………...4
1.2 Методы осуществления денежных реформ ……………………….5
1.3 Необходимость денежных реформ……………................................7
Глава 2. Денежные реформы России и их последствия……………………………………………………………………..9
2.1 Реформы дореволюционной России………………………………9
2.2 Реформы РСФСР и СССР…………………….……………………16
2.3 Реформы Российской Федерации…………………….....................24
Заключение………………...……………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Моя курсовая подофик.docx

— 61.26 Кб (Скачать файл)

В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими  билетами и червонцами устанавливалось  твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались  в обращение через Госбанк  в процессе кредитования народного  хозяйства. Они носили кредитный  характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства.

Декретом ЦИК и СНК  СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен  выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в новой твердой валюте.

С 1931 г. правительство постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные  предприятия и организации представлять в соответствующие учреждения банка  кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами. Этот жесткий контроль стабилизировал денежное обращение в стране и, поэтому  дальнейшие изменения в этой сфере  связаны с событиями 1941—1945 гг.

Денежная  реформа 1947 года

Была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны резко  возросли военные расходы, тогда  как производство потребительских  товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего  дисбаланса выпускалось в обращение  большое количество денег.

Кроме того, реформа назрела  потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые  деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу.

Реформа была необходима также  для нейтрализации спекулятивных  элементов, накопивших денежные запасы и сохранивших их в кубышках. Был разработан вариант взятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью. Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 году или первой половине 1947 года из-за постигших страну в 1946 г. большой засухи и неурожая.

В декабре 1947г. было издано постановление  «О проведении денежной реформы и  отмене карточек на продовольственные  и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах (до 3000 руб), составлявшие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке; вклады, превышавшие 3000 руб, переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб), а вклады сверх 10 000 руб. – в соотношении 2:1.

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов  в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности  использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами  из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного  обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и  перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947г. был  использован накопленный страной  опыт проведения денежной реформы 1922-1924гг. и нормализации сферы обращения в 1935-1936гг.

Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная  монета, существовавшие до реформы. Отличие  состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

Денежная  реформа Хрущева, 1961 год

В 1958 году в обстановке строгой  секретности обсуждались вопросы  общего оздоровления денежной системы  СССР, деноминации рубля и выпуска  денег нового образца. О предстоящей  реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление №470 Совета министров СССР "Об изменении  масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами".

1 января 1961 года в нашей  стране изменится масштаб цен и будут выпущены в обращение новые деньги. Эти мероприятия обусловлены огромными успехами, достигнутыми в развитии социалистической экономики, прочностью Государственного бюджета, хорошим состоянием денежного обращения в стране.

Покупательная способность  нового рубля в десять раз выше, чем ныне находящегося в обращении. Повышено золотое содержание рубля Оно составляет теперь 0,987412 грамма чистого золота. В связи с повышением золотого содержания рубля соответственно повышен его курс в отношении валют капиталистических государств. Советский рубль становится одной из самых устойчивых валют мира, причем один доллар США будет равен 90 копейкам. Новый советский рубль будет способствовать досрочному выполнению заданий семилетнего плана, дальнейшему подъему материального благосостояния советского народа.

На следующий день оно  было опубликовано, после чего резко  увеличились закупки товаров  повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах  выручка 5-6 мая подскочила в три  раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто.

24 февраля 1958 года Совет  министров СССР принял постановление  о чеканке монет нового образца.  В октябре-декабре 1960 года деньги  нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960 года начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике - 10:1.

С 1 января 1961 года начали выпускаться  банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца  чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 года.

Тем не менее, в некоторых  областных центрах уже спустя две недели после начала обмена продавцы отказывались принимать от покупателей  деньги старого образца. Старая разменная  монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте. Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряженные периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 года, после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта.

Изменений в существующей на тот момент денежной системе не было до июля 1993 года.

Денежная  реформа Павлова, 1991 год

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало  крайне непоследовательно. Можно вспомнить  решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это  заявление была незамедлительной. В  считанные дни резко вырос  спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный  дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 года главой правительства  стал бывший министр финансов в правительстве  Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических  и политических кругов и ВПК. Чтобы  остановить центробежные тенденции, был  взят курс на ужесточение экономических  мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

23 января 1991 года Павлов  провел изъятие из обращения  50 и 100-рублевых купюр. Одна  из причин этой меры заключалась  в следующем: дело в том,  что операция рубль—форинт—доллар  и рубль—злотый—доллар приносила куда больший доход, чем рубль—доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся  свободно лишь в размере месячного  оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части  вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр  сберегательные кассы не производили  обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три  дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено  дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После каждого  переноса сроков денежный выигрыш государства  от обмена уменьшался. Сразу после  обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного  обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В  результате этой реформы примерно в  три раза выросли государственные  розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного  увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.

Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что  с учетом выплат правительственных  компенсаций ему удастся снизить  жизненный уровень населения  на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших  министров, население, чтобы сохранить  привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безинфляционным 1971-1973 гг..

2.3 Реформы Российской Федерации

Денежная  реформа 1993 года.

С переходом к рыночной экономике в основу экономической  программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется  та легкость, с которой пошло правительство  России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих  условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы  России в определенной мере стали  сказываться процессы, связанные  с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал  формироваться острейший дефицит  денежных знаков для обслуживания денежного  оборота. Едва начав выходить из кризиса  наличности, вызванного спонтанным принятием  в январе 1992 г. Кабинетом Министров  СССР решения об изъятии из обращения  денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись  с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции — во всех республиках бывшего Союза.

Кризис с денежной наличностью  совпал по времени с платежным  кризисом вследствие осуществления  жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и  в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение  уровня дисциплины в межбанковских  отношениях при осуществлении межбанковских  расчетов. Появление стремительно развивающейся  сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

В феврале 1993 г. в обращение  стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 г., которые  не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении  обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка  России образца 1961—1992 гг. и использовании  в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Информация о работе Денежные реформы в России