Депозитная политика коммерческого банка (на примере ОАО « Банк «Петровский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:28, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка предложений по совершенствованию депозитной политики коммерческого банка в системе укрепления его экономической устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования депозитной политики коммерческого банка.
- проанализировать депозитный портфель ОАО «Банк «Петровский».
- рассмотреть состояние и динамику привлечения депозитов;
- провести анализ депозитной политики коммерческого банка на примере ОАО «Банк «Петровский».
- разработать рекомендации по оптимизации и пути совершенствования депозитной политики коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования депозитной политики коммерческих банков
Содержание депозитной политики коммерческого банка
Классификация депозитных операций коммерческих банков
Анализ российского рынка депозитных услуг
Глава 2 Депозитная политика коммерческого банка (на примере ОАО «Банк «Петровский»)
2.1 Место ОАО «Банк «Петровский» на рынке банковских услуг
2.2 Виды депозитов ОАО «Банк «Петровский»
2.3 Анализ депозитного портфеля ОАО «Банк «Петровский»
2.4 Организация формирования и реализации депозитной политики
Глава 3 Совершенствование депозитной политики
3.1 Инструментарий совершенствования депозитной политики ОАО «Банк «Петровский»
3.2 Система страхования депозитов в Российской Федерации и ее совершенствование
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

банк петровский.rtf

— 4.50 Мб (Скачать файл)

Из сказанного выше видно, что депозиты среди привлеченных средств банка являются важным источником ресурсов. Однако такому источнику формирования банковских ресурсов как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. И тем не менее конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

 

1.3 Анализ российского рынка депозитных услуг

 

Процесс формирования депозитной политики тесно взаимосвязан с проведением банком процентной политики, так как депозитный процент является эффективным инструментом в области привлечения ресурсов. Во времена государственного регулирования предельные нормы процента устанавливались в законодательном порядке в соответствии со срочностью вклада. В настоящее время банки могут самостоятельно устанавливать конкурентоспособные процентные ставки, ориентируясь на учетную ставку ЦБ РФ (с 30 сентября 2009 г составляет 10.00%),5 а также состояние денежного рынка и исходя из собственной депозитной политики.

Особенностью рынка вкладов населения является существенное влияние уровней процентных ставок на формирование спроса на депозиты -- то есть устанавливаемые банками проценты по вкладам во многом определяют темпы роста их ресурсной базы. Причем для разных групп банков данное влияние проявляется в различной степени. Такая разнородность рынка способна привести к существенному перераспределению долей рынка между банками, что может сопровождаться появлением новых крупных игроков. Попробуем разобраться в данных процессах.

Анализ стоимости банковских ресурсов свидетельствует о том, что российские кредитные организации активно используют фактор манипулирования процентными ставками в своей депозитной политике, чтобы обеспечить приток новых вкладчиков. Безусловно, уровень процентных ставок - не единственный фактор, определяющий колебания в депозитной базе, но с практической точки зрения весьма актуальна задача определения влияния стоимости депозитов на колебание клиентской базы «при прочих равных».

Увеличение депозитных ставок ведет к увеличению темпов роста общей депозитной базы банка. Например, если в 2006 году средний уровень процентных ставок в коммерческих банках составлял примерно 10% (при этом наблюдался рост банковских депозитов темпами, эквивалентными 40% годовых), то отклонение ставок привлечения банками до 11% в среднем обеспечивало им увеличение темпов роста депозитов до 50%.6

Динамика привлеченных вкладов населения в банковскую систему, начиная с 2006 года до второй половины 2008 года, имела положительную динамику. Это было связано с ростом доходов населения и повышением уровня доверия к банковской системе (рисунок 8). В настоящее время рост объема привлеченных средств замедлился, что связано с финансовым кризисом. Наиболее высокие ставки на рынке банковских депозитов физических лиц демонстрируют кредитные организации из группы «прочие». Эти средние по величине банки наиболее активны в привлечении новых клиентов, причем основным доступным им аргументом при привлечении новых вкладчиков становятся размеры процентных выплат (надежность данных кредитных организаций все еще не способна сама по себе существенно влиять на их депозитную политику).

 

Рисунок 8. Динамика депозитов населения за период (2006-2008) гг.

 

Появившаяся в России система страхования вкладов, помимо очевидных плюсов, способна принести и определенные опасности - в представлении населения происходит постепенное сглаживание в оценках рисков различных банков, отличающихся реальными уровнями финансовой устойчивости. В итоге именно для этих банков ценовой фактор - основной инструмент в конкурентной борьбе. Не случайно в этой группе банков спрос на депозиты наиболее чувствителен к изменению процентах ставок. И именно этим объясняются наибольшие темпы роста депозитов населения в данной группе банков.

Незначительно превышают уровни стоимости депозитов в коммерческих банках стоимость соответствующих ресурсов в группе крупнейших российских частных банков. Эта группа изначально пользовалась у населения более высоким (по сравнению с банками из «младших» групп) доверием, что позволяло им достаточно долгое время обеспечивать умеренную стоимость привлечения депозитов. Однако в последнее время конкурентные преимущества этой группы банков падают в глазах населения, что с одной стороны, объясняется появлением системы страхования вкладов, а с другой -- опытом банковского кризиса лета 2004 года, когда несколько крупнейших российских банков оказалось на грани потери платежеспособности. В итоге статус крупных банков постепенно выравнивается по отношению к более малым кредитным организациям. И, как следствие, ценовой фактор, также как и для банков из группы «прочие», играет здесь существенную роль -- чувствительность к изменению процентных ставок. Вместе с тем высокая чувствительность в сочетании с достаточно высокими ставками не гарантирует им такие же темпы роста депозитной базы. Это объясняется особой «нелояльностью» их клиентуры, которая, обоснованно не видя особого различия в рисках, предпочитала переводить депозиты в более малые кредитные организации, предлагающие заведомо более высокие проценты.

Наиболее существенно выделяется стоимость ресурсов группы банков с участием иностранного капитала. Их депозитная политика базируется на высоких кредитных рейтингах материнских структур, недостижимых для российских коммерческих банков. Данный фактор позволяет банкам с участием иностранного капитала достаточно дешево привлекать средства населения по заниженным ставкам. Вместе с тем, начиная с весны 2005 года, группа банков с участием иностранного капитала остается единственной категорией банков, последовательно увеличивающих стоимость депозитов. Как представляется, этот эффект объясняется двумя факторами.

Во-первых, изначально основной клиентурой банков с участием иностранного капитала были обеспеченные слои населения, ценящие в депозитах банков надежность и готовые мириться с заниженными процентными ставками. Однако заведомо небольшая группа вкладчиков на сегодняшний день уже не может обеспечить существенный рост объемов привлечения. А значит, банки вынуждены обратить внимание и на прочих потенциальных вкладчиков, которые в большей степени ориентированы на получение процентного дохода. Благо, что текущие низкие уровни ставок депозитов банков с участием иностранного капитала позволяют повышать их без существенного сокращения банковской маржи.

Во-вторых, рост стоимости заимствования на внешних рынках в последнее время сделал российский рынок депозитов для банков с участием иностранного капитала действительно интересным, и они готовы активно бороться за место на нем, тем более в условиях сложившегося финансового кризиса.

Если еще недавно чувствительность темпов прироста депозитов для банков с участием иностранного капитала к стоимости вкладов фактически отсутствовала, то уже сейчас можно констатировать их готовность привлекать новых вкладчиков.

Если посмотреть динамику валютных и рублевых вкладов, то можно увидеть, что за последние пять лет темпы роста депозитов физических лиц в рублях практически постоянно опережали темпы роста валютных депозитов, что было вызвано падением популярности доллара.

 

Рисунок 9 Темпы прироста рублевых и валютных вкладов

 

На 1 июля 2008 г. вклады в валюте составляли 13,6% в общем объеме вкладов. Сегодня, по данным Банка России, объем валютных вкладов составляет порядка 30% от всего объема.

Говоря о процентных ставках, необходимо отметить следующее: по отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется сроком вклада, суммой, спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг и зависит от соблюдения клиентом условий вклада.

Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Начисление банком процентов по депозитам - основная часть операционных расходов. Поэтому банк, с одной стороны, не заинтересован в высоком уровне процентной ставки, а с другой - вынужден поддерживать такой уровень процентной ставки по депозитам, который был бы привлекателен для клиентов. Стараясь привлечь депозиты, особенно крупного размера и на длительный срок, коммерческие банки предлагают клиентам высокие процентные ставки, несмотря на рост процентных расходов. Однако привлечение средств населения банками не беспредельно. По состоянию на 01 января 2009г. средняя процентная ставка по привлеченным средствам составляет 12% годовых (из статистических данных ЦБ). Если проследить динамику % ставок в коммерческих банках Северо-Запада за последние 3 года, то можно сделать вывод о том, что средняя процентная ставка по депозитам увеличилась приблизительно на +- (3-4)%. Особенно заметно изменились процентные ставки по депозитам в условиях кризиса, сложившегося в мире. Только за 1 квартал 2009 года они увеличились приблизительно на (3-5)% практически по всем коммерческим банкам.

 

Глава 2 Депозитная политика коммерческого банка (на примере ОАО «Банк «Петровский»)

 

2.1 Место ОАО «Банк «Петровский» на рынке банковских услуг

 

Прежде чем анализировать конкретное направление деятельности какого-либо субъекта экономики, необходимо дать его краткую характеристику.

Банк "Петровский" был зарегистрирован Центральным банком РСФСР 12 ноября 1990 года. В 1991 году начали работу 5 первых филиалов в Санкт-Петербурге, а также первый иногородний офис.

В 1992 году между Банком и Управлением федеральной почтовой связи был подписан договор о сотрудничестве. Уже в следующем году, совместно с УФПС и отделением Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу, "Петровский" приступил к внедрению технологии по выплате пенсий с текущих пенсионных счетов на почтовых отделениях города. В 1997 году "Петровский" приступил к внедрению своей пенсионной технологии в Ленобласти.

В 1997 году Банк получил статус уполномоченного Банка Правительства Российской Федерации категории "С", а также уполномоченного Банка Правительства Ленинградской области.

В 2000 году руководством Банка было принято решение о переименовании Банка в ОАО "Петровский народный банк".

В 2002 году в связи со сменой акционеров Банка, "Петровский народный банк" был переименован в "МДМ-Банк Санкт-Петербург".

В мае 2006 года контрольный пакет акций Банка был приобретен Восточно-Европейской Финансовой Корпорацией. В соответствии с решением общего собрания акционеров Банка, было утверждено новое наименование Банка: Открытое акционерное общество "Банк Восточно-европейской финансовой корпорации" (сокращенное наименование - ОАО "Банк ВЕФК").

29 октября 2008 г. Агентство по страхованию вкладов (АСВ), основываясь на требованиях Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», приняло на себя функции временной администрации по управлению Банком ВЕФК. В феврале 2009 г. достигнуты договоренности об участии НОМОС-БАНКа и ФК «ОТКРЫТИЕ» в качестве соинвесторов в капитале банка ВЕФК.

В рамках реализации мер по финансовому оздоровлению Банка инвесторы в лице НОМОС-БАНКа и Финансовой Корпорации «ОТКРЫТИЕ» выкупили по 25% дополнительной эмиссии акций Банка ВЕФК. Оставшиеся 50% допэмиссии приобрело АСВ.

В сентябре 2009 года Банк вернул себе первоначальное наименование - Банк "Петровский".

ОАО «Банк «Петровский» предоставляет широкий перечень услуг как для юридических, так и для физических лиц. Частным лицам банком предлагаются такие услуги, как вклады в рублях и иностранной валюте, денежные переводы, выплата пенсий, переводы с рублевых и валютных счетов, сейфинг, операции с наличной валютой, открытие и обслуживание пластиковых карт. Достаточно обширен и перечень услуг для организаций. Назовем те из них, которые пользуются наибольшей популярностью: кредитование, открытие и ведение рублевых и валютных счетов, зарплатные проекты.

Приоритетным направлением деятельности ОАО «Банк «Петровский» является работа с населением в области привлечение вкладов. Вкладчики ОАО «Банк «Петровский» могут выбрать наиболее удобную схему сохранения и приумножения своих накоплений. Банк предлагает клиентам гибкую систему депозитных вкладов в рублях и валюте на срок от 1 месяца до 3 лет; различные виды депозитов, позволяющие выбрать вклад, отвечающий запросам клиента. ОАО «Банк «Петровский» выпускает собственные международные пластиковые карты VISA INTERNATIONAL и MASTER CARD INTERNATIONAL. ОАО «Банк «Петровский» располагает обширной корреспондентской сетью, состоящей из крупных банков России и СНГ. У ОАО «Банка «Петровский» широко разветвленная (вторая после Сбербанка по величине) филиальная сеть - 170 отделений в Санкт-Петербурге и филиалы в городах России. Целенаправленная работа по совершенствованию банковских услуг и расширению их спектра стала основой для значительного увеличения количества клиентов ОАО «Банк «Петровский».

Состоявшаяся в конце апреля 2009 года смена акционеров и топ-менеджмента Банка ВЕФК, а также получение Банком статуса кредитной организации с государственным участием в капитале, оказали положительное влияние на отношение к Банку со стороны частных лиц.За прошедший квартал ОАО «Банк «Петровский» удалось переломить тенденцию к снижению основных показателей, характеризующих объемы операций по обслуживанию физических лиц, наблюдавшуюся в предыдущий период.Так, объем привлеченных средств частных лиц увеличился на 10,3% - с 17,4 млрд. до 19,2 млрд. рублей, что видно на Рисунке 10. При этом объем срочных вкладов вырос на 6,6%, остатки на пенсионных счетах в дополнительных офисах Банка - на 15,5%, остатки на счетах банковских карт - на 14,1%.

 

Рисунок 10 Динамика депозитов физических лиц за период с 10.08-09.2009

 

Существенным образом выросли и среднемесячные доходы банка по операциям с физическими лицами (денежные переводы, коммунальные платежи, сейфинг и т.д.). Если, для сравнения, в феврале-марте с.г. они составляли в среднем 7,5 млн. рублей, то в июне доходы Банка увеличились до 8,3 млн., в июле - до 8,6 млн.

Число осуществляемых Банком денежных переводов, составлявшее, к примеру, весной этого года 15-16 тыс. единиц в неделю, в настоящее время достигло отметки в 20 тыс.

Отдельно хотелось бы отметить серьезный рост остатков на счетах пенсионеров, получающих пенсию непосредственно в офисах ОАО «Банк «Петровский». Как известно, пенсионеры, получающие пенсию в Банке, могут обслуживаться как в отделениях почтовой связи, так и в дополнительных офисах Банка. При этом перечень услуг, предоставляемых этой категории клиентов в допофисах, является более широким, чем в отделениях связи. Этот факт находит понимание и у самих пенсионеров, по состоянию на июль 2009 в банке обслуживается около 1,2 млн. пенсионеров. Остатки же на счетах пенсионеров за I полугодие возросли на 1 млрд. рублей (53%).

Информация о работе Депозитная политика коммерческого банка (на примере ОАО « Банк «Петровский»)