Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:28, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение рынка банковских депозитов в целом, а также депозитных операций банка в деталях.
Исходя из данной целевой установки, были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты осуществления депозитных операций;
произвести анализ по депозитным операциям;
предложить меры по совершенствованию депозитных операций на примере ОАО «Сбербанк».
Для самих банков депозиты стали одним из основных инструментов пополнения ликвидности. Посему вклады принимали под максимальный процент. С начала 2010 года, когда на повестку дня вновь встала активизация кредитной деятельности, депозиты любой ценой уже не нужны. Банкинг требует более дешевых депозитов.
Тем лучше, что Центробанк в 2009 году решил поставить депозитные ставки под контроль.
Борьба с высокими ставками по рублевым депозитам началась осенью 2009 года. И хотя до сих пор можно найти предложения, сулящие до 11% годовых, в большинстве случаев ставки упали вдвое-втрое от 18-20% годовых, предлагаемых весной 2009-го. Снижение было стремительным. Если в июле 2009 года средняя ставка топ-10 крупнейших банков по объему розничных депозитов составляла 14,85%, то в конце июня 2010 года она равнялась 9,28%.
Вероятно, что Центральный банк, вслед за ужесточением контроля за уровнем ставок по рублевым депозитам, намерен заняться и валютными. И банки, которые будут предлагать свыше 10,5% годовых под валютные депозиты, рискуют покинуть Систему страхования вкладов.
Впрочем, сама Система страхования вкладов сняла вопрос степени доверия. Сегодня все банки, принимающие депозиты, симметричны в плане надежности.
Итог всего: во-первых, цена депозита перестала быть главным фактором привлечения вкладчиков, во-вторых, надежность банков идентична и обеспечивается госгарантией. Осталась лишь одна возможность - конкурировать на сервисе.
По последнему пути двинулись многие банки. Вкладчикам предлагали бонусы и подарки - например, интересный тур и т.п. Но магистральным способом привлечения клиентов это не стало. Согласно опросу НАФИ и рейтингового агентства «Эксперт РА», лишь 5% населения целенаправленно ищут вклады с такими предложениями. Впрочем, если в 2008 году только 8% респондентов отмечали, что были бы рады подарку, то в 2010 году этот показатель возрос почти в 3,5 раза и составил 29%. При этом число людей, полагающих, что если дарят подарки, то экономят на процентной ставке, сократилось до 13% в 2010 году против 23% в 2008 году.
Некоторым банкам удалось привлечь средства за счет хорошо поставленных рекламных кампаний. Причем именно в последнее время банки стали использовать нетрадиционные для них каналы, особенно - в Интернете. Из масштабных рекламных кампаний в Интернете запомнились новогодние программы, когда банки договаривались с крупными интернет-порталами, такими как Яндекс или Мэйл.ру.
И вот тут выявилась любопытная картинка. Как только конкуренции за счет размера ставок пришла на смену конкуренция «рекламно-маркетинговая», на российском депозитном рынке тут же проявились мощные лидеры. Причем ими стали отнюдь не тяжеловесы из первой «двадцатки» российских банков, а, скорее, те банки, которые на депозитном рынке можно назвать «молодыми драконами». Именно они продемонстрировали результаты, которые можно назвать выдающимися.
Я предлагаю взять в качестве примера следующие банки: СМП-банк - увеличение депозитного портфеля за год почти на 380%. Мастер-Банк - 175% прироста за тот же период. Национальный банк «Траст» - 167%. «Хоум Кредит» - 143%
Сегодня можно констатировать: маркетинговые стратегии этих банков в сфере привлечения депозитов можно считать примером - если не для подражания, то, как минимум, для изучения. Причем одним из основных инструментов этих стратегий стало реформирование депозитной линейки.
Так, с целью максимального удовлетворения запросов клиентов в конце прошлого года - начале текущего банк «Траст» вводил новые вклады и менял функционал существующих. При этом банк внимательно следил за рыночной конъюнктурой, осуществлялось и активное маркетинговое сопровождение срочных вкладов, направленное на информирование клиентов о нововведениях в линейке депозитов.
Основным направлением привлечения вкладчиков в 2009-10 годах стал Интернет. Классические способы привлечения, как, например, наружная реклама, ТВ и радиореклама, постепенно уходят в прошлое из-за своей дороговизны и слишком низкой эффективности. Наблюдается и качественный сдвиг - если раньше банкиры в основном заказывали баннерную или контекстную рекламу, и привлекали клиентов только за счет огромных бюджетов, то сегодня они ищут в Интернете уже своего, целевого клиента. И находят. Если посмотреть на динамику привлечения вкладов в коммерческие банки, то самые быстрые темпы мы увидим именно у тех банков, которые ищут своих вкладчиков в Интернете.
Многие банкиры, поверив в то, что Интернет - потенциально богатая клиентами среда, верстают рекламные и маркетинговые бюджеты уже только в сегменте Интернета, уделяют внимание как развитию собственных сайтов, так и представлению банков на других сайтах в Интернете. Еще пять лет назад, к примеру, online-заявка на кредит была только у трех-четырех банков. Сейчас же такая заявка есть на сайте у каждого второго банка.
Изменилось и само отношение к Интернету. Сейчас банкиры все чаще задумываются о вложениях в Сеть, которые принесут эффект через полгода-год, в то время как раньше все ждали результатов в течение месяца. Наблюдается еще одна тенденция касательно Интернета. Сегодня многие банковские маркетологи общаются на форумах, ведут банковские блоги, создают группы в социальных сетях, собирают мнения в рейтингах и всячески развивают все формы сетевых контактов с клиентами. Вероятно, именно за этим направлением банковского маркетинга будущее.
Понадобятся ли новые формы привлечения депозитов банкам в дальнейшем?
Важно помнить, что депозиты физических лиц - одни из самых дорогих ресурсов для банков. Тем не менее, многие кредитные организации либо не имеют возможности пользоваться его альтернативами - межбанковскими кредитами, облигационными займами и привлечением средств от ЦБ или коммерческих организаций под залог ценных бумаг (РЕПО). Или попросту предпочитают... не связываться с этими альтернативами.
Этот подход имеет свои риски. Нередки случаи, когда банк привлекает довольно дорогие краткосрочные депозиты со стороны населения и выдает длинные кредиты промышленным предприятиям. Однако, как правило, кредитная организация в таком раскладе может рассчитывать на поддержку со стороны государства. Такие прецеденты уже были. Например, в прошлом году московский БТА-банк (ныне АФТ-банк) сначала существенно нарастил объем привлеченных средств от населения, но затем ему пришлось обратиться в ЦБ за пролонгацией беззалогового кредита. Регулятор пошел навстречу банку, и БТА успешно выровнялся на рынке. Да и вообще, если у банка много депозитов физических лиц, то всегда есть основания претендовать на государственную помощь в случае наступления тяжелых времен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система играет огромную роль в экономике государства. Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивости правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление депозитными операциями в повседневной деятельности должно приобретать одно из главных значений.
Реализуя банковские операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки обеспечивают, тем самым, свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования в системе рыночных отношений.
В данной работе практическое значение состоит в том, что в ней раскрыты общие понятия депозитных операций, рынка депозитных операций и так далее.
Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активных операций.
Таким образом, подводя итог, очень важно заметить, что депозиты являются источником образования ссудного капитала банка, который используется на выдачу кредитов, осуществление инвестиций и т.п. Тем самым, именно эти банковские операции приносят банку значительную часть от всех доходов. Так что депозиты, судя по всему, были и остаются одним из глобальных ресурсов для банков. Причем их роль в жизни после кризиса только вырастит. Остается наблюдать, какие стратегии работы на депозитном рынке выйдут в ближайшей перспективе на повестку дня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1,2,3 от 21.10.1994 г. // СПС Консультант Плюс.
. Гражданский кодекс РФ: ст. 834 - 844 (глава 44), ст. 845 - 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2.
3. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2007.
. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ № 395-1 от 2 декабря 1990 г.: (с изм. и доп. от 04.10.2010)// СПС Консультант.
. О Центральном банке: Федеральный закон РФ №86 от 10.07.2002// СПС Консультант.
. Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.08.
. Письмо ЦБ РФ «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» от 10.02.92 № 14-3-20 в ред. письма ЦБРФ от18.12.2006. №23.
8. Банковские операции: учебное пособие под ред. О.И Лаврушина. - М.: КРОНУС, 2007. - 384 с.
9. Банковские операции: учеб. пособие для сред. проф. образования / под ред. Ю. И. Коробова. - М.: Магистр, 2009. - 446 с.
. Балабанов И.Т. «Банки и банковское дело» С.-П.: Питер, 2006, - 904 с.
. Банковские операции: пособие для студ. сред. проф. заведений / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
12. ОАО «Сбербанк России» [Офиц. сайт]. 2011// www.sberbank.ru <http://www.sberbank.ru>
Приложение 1
Таблица
1.2. - Снижение средневзвешенных ставок
по различным видам банковских <http://bankir.ru/publikacii/
Валюта и срок депозита |
От 30 до 90 дней |
От 91 до 180 дней |
От 181 до 1 года |
Свыше 1 года |
Рублевые депозиты для физических лиц |
-3,1 |
-4,1 |
-3,7 |
-3,6 |
Рублевые депозиты для юридических лиц |
-2,4 |
-3,1 |
-3,5 |
-5,8 |
Долларовые депозиты для физических лиц |
-0,9 |
-0,8 |
-0,5 |
-0,4 |
Долларовые депозиты для юридических лиц |
0,3 |
-1,6 |
-0,2 |
-0,7 |
Депозиты для физических лиц в евро |
-1,2 |
-1,2 |
-0,6 |
-0,7 |
Депозиты для юридических лиц |
0,2 |
-1,7 |
-1,4 |
0,5 |
Приложение 2
Таблица 1.3. - Анализ структуры пассива баланса банка
Пассивные статьи баланса |
Начало периода |
Конец периода |
Абсолютное отклонение |
Темп роста | |||
Тыс.руб. |
УВ, % |
Тыс.руб. |
УВ, % |
Тыс.руб. |
УВ, % |
% | |
Уставной фонд |
67760201 |
1,01 |
67760844 |
0,95 |
643 |
-0,06 |
100,00 |
Резервный фонд |
72087427 |
1,07 |
91886168 |
1,29 |
19798741 |
0,22 |
127,46 |
Другие фонды |
18021857 |
0,27 |
22971542 |
0,32 |
4949686 |
0,05 |
127,46 |
Расчетный счет клиента |
3047259175 |
45,35 |
3687133202 |
51,96 |
639874027 |
6,61 |
121,00 |
Депозитные операции |
1755572311 |
26,13 |
1709814678 |
24,09 |
-45757633 |
-2,04 |
97,39 |
Займы у других кредитных организаций |
1078177924 |
16,05 |
766242096 |
10,80 |
-311935828 |
-5,25 |
71,07 |
Прочие кредиторы |
62493012 |
0,93 |
85552207 |
1,21 |
23056195 |
0,28 |
136,90 |
Прибыль отчетного периода |
380267656 |
5,66 |
366267625 |
5,16 |
-14000030 |
-0,5 |
96,32 |
Прочие пассивы |
237379884 |
3,53 |
299366931 |
4,22 |
61987047 |
0,69 |
126,11 |
Баланс |
6719019447 |
100 |
7090195293 |
100 |
377975846 |
0 |
105,63 |
Собственные средства банка |
775517025 |
88,46 |
848253110 |
88,05 |
72736085 |
-0,41 |
109,38 |
Привлеченные средства банка |
5943502422 |
11,54 |
6248742183 |
11,95 |
305239761 |
0,41 |
105,13 |
Информация о работе Депозитные операции. Рынок банковских депозитов