Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:35, курсовая работа
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов, а оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Так как реинвестируемая часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании, дивидендная политика весьма существенно влияет на привлекаемые компанией внешние источники финансирования.
Введение…………………………………………………………………….....…..3
1. Теоретические аспекты дивидендной политики
1.1.Сущность, значение и типы дивидендной политики…………………...….4
1.2.Этапы формирования дивидендной политики АО…………………..……10
1.3. Факторы, определяющие дивидендную политику……………….………16
2.Анализ дивидендной политики в ОАО «Лукойл»
2.1. Анализ дивидендной политики……………………………………………20
2.2. Анализ выплат дивидендов за 2011-2012 года……………………………22
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы……………………
Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления — принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынках капитала, товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
Определенные противоречия могут возникать и среди акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут иметь относительно небогатые акционеры.
Наконец дивидендная политика тесно связана с проблемой» разжижения» права собственности. Под ним понимается появление новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках коммерческая организация прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов.
Ограничения рекламно-информационного характера
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры.
Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «ЛУКОЙЛ»
2.1 Анализ дивидендной политики
ОАО «Лукойл»
ОАО «ЛУКОЙЛ» — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.Лидирующие позиции Компании являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.
Основными видами деятельности
ОАО «ЛУКОЙЛ» (далее – Компания) и его
дочерних компаний (вместе – Группа) являются
разведка, добыча, переработка и реализация
нефти и нефтепродуктов. Компания является
материнской компанией вертикально интегрированной
группы предприятий.
Группа была учреждена в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 17 ноября 1992 г. № 1403. Согласно этому
Указу Правительство Российской Федерации
5 апреля 1993 г. передало Компании 51% голосующих
акций пятнадцати компаний. В соответствии
с постановлением Правительства РФ от
1 сентября 1995 г. № 861 в течение 1995 г. Группе
были переданы акции еще девяти компаний.
Начиная с 1995 г. Группа осуществила программу
обмена акций в целях доведения доли собственного
участия в уставном капитале каждой из
этих двадцати четырех компаний до 100%.
С момента образования Группы
до настоящего времени ее состав значительно
расширился за счет объединения долей
собственности, приобретения новых компаний
и развития новых видов деятельности.
Дивидендная политика ОАО "ЛУКОЙЛ"
основывается на балансе интересов Компании
и ее акционеров при определении размеров
дивидендных выплат, на повышении инвестиционной
привлекательности Компании и ее капитализации,
на уважении и строгом соблюдении прав
акционеров, предусмотренных действующим
законодательством Российской Федерации,
Уставом Компании и ее внутренними документами.
В соответствии с "Положением о дивидендной политике ОАО «ЛУКОЙЛ», принятым в 2003 году, Совет директоров Компании при определении рекомендуемого Общему собранию акционеров размера дивиденда (в расчете на одну акцию) исходит из того, что сумма средств, направляемая на дивидендные выплаты, должна составлять не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности ОАО "ЛУКОЙЛ" по ОПБУ США. Таким образом, ЛУКОЙЛ официально фиксирует нижнюю границу дивидендных выплат и отменяет верхнюю.
Цели Компании в области дивидендной политики:
1) признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности Компании .
2) повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли.
Последовательную дивидендную политику проводит ЛУКОЙЛ, который можно назвать образцом для российских компаний в отношении стандартов корпоративного управления. В 2005 г. ЛУКОЙЛ заявил о планах по увеличению размера чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, до международных стандартов на уровне 40–50%. Подобные изменения вписываются в общую стратегию по приведению корпоративного управления до мировых стандартов, необходимость которой подчеркивается наличием стратегического партнера – американской компании ConocoPhillips. ЛУКОЙЛ сегодня – одна из немногих российский компаний, у которой менеджмент ориентирован на долгосрочный рост капитализации, и продуманная дивидендная политика является инструментом достижения данной цели.
2.2 Анализ выплат дивидендов за 2011 и 2012 год
Акционеры ОАО «ЛУКОЙЛ» на годовом общем
собрание, которое состоялось 18декабря
2012 года, утвердили выплату дивидендов
за 2012 г. в размере 40 руб. на акцию.Как говорится
в сообщении ЛУКОЙЛа, размер дивиденда
на одну обыкновенную акцию компании рассчитан
в соответствии с Положением о дивидендной
политике ОАО "ЛУКОЙЛ" исходя из полученных
финансовых результатов Группы "ЛУКОЙЛ"
за 1-е полугодие, определенных на основании
консолидированной финансовой отчетности
ОАО "ЛУКОЙЛ" за 1-е полугодие, составленной
в соответствии с US GAAP.
Размер дивиденда на одну обыкновенную акцию был рассчитан в соответствии с положением о дивидендной политике компании, исходя из полученных финансовых результатов группы за первое полугодие 2012 года, определенных на основании консолидированной финансовой отчетности ОАО «ЛУКОЙЛ» по US GAAP. Чистая прибыль ЛУКОЙЛа по US GAAP в январе-июне 2012 года снизилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года — до 4,807 миллиарда долларов. Чистая прибыль в январе-июне 2012 года по РСБУ выросла на 26,8% — до 269,989 миллиарда рублей.
Ранее глава компании Вагит Алекперов говорил, что ЛУКОЙЛ намерен придерживаться своей стратегии и направлять на дивиденды 25% прибыли.
Акционеры на годовом собрании в июне утвердили дивиденды за 2011 год в размере 75 рублей на акцию, что на 27,1% выше уровня выплат за 2010 год (59 рублей на акцию). Общая сумма выплат составила 63,792 миллиарда рублей, что соответствует 19,13% чистой консолидированной прибыли компании по US GAAP, или 26,29% чистой прибыли по РСБУ.
Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун говорил, что, несмотря на зафиксированное во втором квартале снижение прибыли, результаты третьего квартала позволяют выплату дивидендов.
На годовом собрании в июне акционеры ЛУКОЙЛа одобрили внесение в устав изменений для выплаты промежуточных дивидендов. В устав внесены изменения, в соответствии с которыми дивиденды могут выплачиваться по результатам первого квартала, полугодия или девяти месяцев финансового года. До этого ЛУКОЙЛ выплачивал только годовые дивиденды.
В апреле Алекперов сообщал журналистам, что менеджмент предложил совету директоров рассмотреть вопрос о выплате дивидендов дважды в год, что требует изменения устава компании. По его словам, выплаты дважды в год позволят сгладить пики по выплате.
Федун ранее говорил, что в ближайшие годы ЛУКОЙЛ может увеличить дивиденды втрое. По его словам, менеджмент компании обратился к совету директоров с просьбой утвердить программу роста дивидендов не менее чем в три раза. Алекперов не исключал возможности в долгосрочной перспективе увеличить дивиденды на 300% к уровню 2011 года. Он полагает, что рост будет обусловлен стабильностью цен на мировых рынках углеводородов, ростом добычи компании и ее инновационным развитием.
Чистая прибыль ЛУКОЙЛа по US
GAAP в 2011 году выросла на 15% — до 10,357 миллиарда долларов,
по РСБУ — в 1,7 раза — до 242,637 миллиарда рублей.
Уставный капитал ЛУКОЙЛа составляет
21,26 миллиона рублей, разделен на обыкновенные
акции номиналом 0,025 рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности. Одним из таких направлений является распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, т.е. собственникам акционерного общества.
Следствием этого является необходимость
формирования и оптимизации дивидендной
политики, которая в результате выступает
как одна из форм распределения чистой
прибыли акционерного общества.
Решения акционерного общества в области
дивидендов переплетаются с другими решениями
по финансированию и инвестиционными
решениями. Некоторые акционерные общества
выплачивают низкие дивиденды, поскольку
менеджмент оптимистично настроен относительно
перспектив общества и намерен использовать
чистую прибыль на цели развития. В этом
случае дивиденды выплачиваются, если
после удовлетворения инвестиционных
нужд акционерного общества остается
не капитализированная прибыль. Другие
акционерные общества финансируют капвложения
за счет долгосрочных кредитов и займов,
что позволяет направлять значительную
часть чистой прибыли на выплату дивидендов.
В научной среде до сих пор существует
полемика о том, насколько важна дивидендная
политика в деятельности акционерного
общества, следует ли выплачивать дивиденды,
влияет ли выплата дивидендов на его рыночную
стоимость и, следовательно, на благосостояние
акционеров. Так, одна группа зарубежных
ученых (М.Миллер, Ф.Модильяни и др.) считает,
что решение о величине выплачиваемых
дивидендов не влияет на рыночную цену
акций компании и, следовательно, на благосостояние
ее акционеров, поэтому дивиденды платить
необязательно. Вторая группа зарубежных
ученых (М.Гордон, Дж.Линтнер и др.) утверждает,
что акционеры заинтересованы в выплате
высоких дивидендов, что, в свою очередь,
способствует повышению спроса на акции,
увеличению их курсовой стоимости и, в
конечном итоге, росту благосостояния
акционеров. Третья группа зарубежных
ученых (Р.Литценбергер, К.Рамасвами и
др.) уверена, что дивиденды нужно выплачивать
в зависимости от уровня налогообложения
и при большем налогообложении дивидендов
по сравнению с налогообложением доходов
от прироста капитала, предприятию следует
минимизировать дивиденды, а чистую прибыль
направлять в перспективные инвестиционные
проекты. Только при соблюдении этих условий
рыночная стоимость предприятия и благосостояние
акционеров будут расти.
Разнообразные теоретические подходы
к формированию дивидендной политики
рассматривают этот процесс с позиций
воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние акционеров. Они
определяют важность ее формирования
в целом, однако не дают четкого ответа,
какова оптимальная дивидендная политика
для российских акционерных обществ, что
подчеркивает актуальность темы исследования.
Вместе с тем, по итогам структурной перестройки
экономики Российской Федерации за последние
пятнадцать-двадцать лет можно говорить
о том, что первоначальный период становления
российских акционерных обществ уже пройден.
В условиях дальнейшего последовательного
развития рыночной экономики осознание
важности формирования дивидендной политики
является объективной необходимостью
для максимизации рыночной стоимости
и устойчивого развития хозяйственной
деятельности российских акционерных
обществ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Дивидендная политика ОАО «Лукойл»
Год выплаты |
Выплата дивидендов за год |
Вид акций |
Дивиденд на 1 акцию, руб.1) |
Дата составления списка лиц имеющих право на получение годовых дивидендов |
Срок выплаты дивидендов | ||
2012 |
2011 |
обыкновенные |
75 |
11 мая 2012 г. |
Не превышающий 60 дней со дня принятия решения об их выплате. | ||
2011 |
2010 |
обыкновенные |
59 |
6 мая 2011 г. |
Не превышающий 60 дней со дня принятия решения об их выплате. | ||
2010 |
2009 |
обыкновенные |
52 |
7 мая 2010 г. |
С июля по декабрь 2010 г. | ||
2009 |
2008 |
обыкновенные |
50 |
8 мая 2009 г. |
С июля по декабрь 2009 г. | ||
2008 |
2007 |
обыкновенные |
42 |
8 мая 2008 г. |
С июля по декабрь 2008 г. | ||
2007 |
2006 |
обыкновенные |
38 |
11 мая 2007 г. |
С июля по декабрь 2007 г. | ||
2006 |
2005 |
обыкновенные |
33 |
11 мая 2006 г. |
С июля по декабрь 2006 г. | ||
2005 |
2004 |
обыкновенные |
28 |
12 мая 2005 г. |
С июля по декабрь 2005 г. | ||
2004 |
2003 |
обыкновенные |
24 |
7 мая 2004 г. |
С июля по декабрь 2004 г. | ||
2003 |
2002 |
обыкновенные |
19,5 |
12 мая 2003 г. |
С июля по декабрь 2003 г. | ||
2002 |
2001 |
обыкновенные |
15 |
8 мая 2002 г. |
С июля по декабрь 2002 г. | ||
2001 |
2000 |
обыкновенные |
8 |
||||
привилегированные |
59,16 |
14 мая 2001 г. |
С июля по декабрь 2001 г. | ||||
2000 |
1999 |
обыкновенные |
3 |
||||
привилегированные |
17,45 |
24 апреля 2000г. |
С июля по декабрь 2000г. | ||||
1999 |
1998 |
обыкновенные |
0,25 |
||||
привилегированные |
2,67 |
14 мая 1999 г. |
С июля по декабрь 1999 г. | ||||
1998 |
1997 |
обыкновенные |
0,22 |
||||
привилегированные |
0,91 |
20 апреля 1998г. |
С июля по декабрь 1998 г. | ||||
Информация о работе Дивидендная политика российских корпораций