Европейская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

По мнению МВФ, в свете данных инициатив встает вопрос: каковы будут требования к системе, в которой колебания валютных курсов уменьшены, а имевшие место изменения курсов в большей степени соответствовали долгосрочным тенденциям. Для такой системы потребуются упорядоченные экон. и фин. условия деятельности в гос-вах - участниках соглашения. Среди пр. условий это и более точное приближение к разумной стабильности цен, и твердое обязательство правительств данных стран в дальнейшем избегать нестабильности.

Файлы: 1 файл

Европейская валютная система.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

 

на тему:

«Европейская  валютная система»

 

 

 

 

 

 

 

     Студентки факультета управления   СОГУ им. К. Хетагурова

      УВАРОВОЙ И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2012 г.

 

 

Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами - членами Европейского экономического сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют гос-в-участников в определенных пределах. Данное соглашение является последним из принятых в течение нескольких лет документов по вопросам валютной политики Европейского Сообщества (ЕС). ЕВС официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число ее гос-в - участников ЕВС входили: Бельгия, Дания, Франция, Федеративная Республика Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, 
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. 
(Соединенное Королевство является членом ЕВС, однако не принимает участия в его соглашениях о валютной интервенции.)

Цель соглашения о ЕВС состояла в стимулировании более тесного  валютного сотрудничества, направляемого  на создание зоны валютной стабильности в Европе. Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым гос-вом - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ (европейской валютной единицы - `корзины` всех десяти (ныне - двенадцати) валют ЕС) в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС. Страны-члены обязаны осуществлять интервенцию на валютных рынках в целях ограничения колебаний курсов в пределах 2,25% паритета двух валют. Странам-участницам, курсы валют которых являлись плавающими по отношению к курсам валют др. стран-участниц, было разрешено поддерживать колебания в пределах до 6% паритета. Этим правом решила воспользоваться Италия. 
Существует также положение, обязывающее страну-участницу принимать меры в случае, если отклонение курса ее валюты от центрального курса превысит установленный (единый) процент; процент определяется для каждой страны отдельно, с учетом веса ее валюты в `корзине`. 
Для обеспечения интервенции выдавались очень краткосрочные кредиты в неограниченных объемах в дальнейшем в той же форме, как и при первоначальном соглашении об ограничении взаимных валютных колебаний (т. н. `валютная змея`), за исключением того, что данный кредит мог быть предоставлен на более длительный срок, чем раньше. Первоначально эмитентом ЭКЮ был Европейский фонд валютного сотрудничества, сосредоточивший депозиты в размере 20% золотых и долларовых резервов стран-участниц. Предполагалось использование ЭКЮ для погашения задолженности по кредитам, использованным для осуществления интервенции в соответствии с согласованными правилами. Источники краткосрочного и среднесрочного кредитования ЕС были значительно расширены, а в настоящее время средства по программе краткосрочного кредитования можно получить на более длительный срок. Предполагается, что в конце концов все источники кредитования ЕВС будут сосредоточены в Европейском валютном фонде (к-рый не следует путать с существовавшим в свое время Европейским фондом в рамках ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОГЛАШЕНИЯ).

ЕВС способствует не только укреплению интеграции ЕС; ее основной целью является укрепление международной фин. стабильности. Гос-ва - участники Общего европейского рынка, особенно небольшие страны с открытой экономикой, заявили: соглашение о стабильных валютных курсах содействовало развитию их нац. экон. политики и укрепило их внешние связи. Эти страны, которые прежде допускали плавающий курс своих валют, а в настоящее время присоединяются к соглашению, в прошлом проводили политику, отличную от политики `валютной змеи`. Гос-ва-участники предполагают, что упрочившаяся стабильность валютных курсов, достигнутая с помощью более согласованной политики интервенции, облегчит гармонизацию фин. политики.

По мнению МВФ, в свете данных инициатив встает вопрос: каковы будут  требования к системе, в которой колебания валютных курсов уменьшены, а имевшие место изменения курсов в большей степени соответствовали долгосрочным тенденциям. Для такой системы потребуются упорядоченные экон. и фин. условия деятельности в гос-вах - участниках соглашения. Среди пр. условий это и более точное приближение к разумной стабильности цен, и твердое обязательство правительств данных стран в дальнейшем избегать нестабильности. В подобном экон. климате ожидания могут оказывать скорее стабилизирующее влияние, нежели дестабилизирующее. По мнению МВФ, «мир все еще далек от подобной системы, однако более глубокое понимание того, что инфляция не только ведет к нестабильности, но в более долгосрочной перспективе оказывает негативное воздействие на экон. рост и занятость, является первым важным шагом на пути к созданию более стабильной международной валютной системы».

В июне 1985 г. Совет Европы, состоящий из глав гос-в и правительств стран ЕС, предложил ряд реформ, в т. ч. конкретный график постепенной  либерализации движения капитала в пределах ЕС, в целях дальнейшей конвергенции экон. политики в рамках ЕВС. В соответствии с данным предложением к 1992 г. должны были быть отменены все ограничения по движению капиталов.

В связи с сохранявшимися на протяжении первой половины 1980-х годов различиями в темпах инфляции между странами-членами ЕВС периодически возникала необходимость в пересмотре валютных курсов. В период между 1979 и январем 1987 эти курсы пересматривались одиннадцать раз; двенадцатый пересмотр состоялся 8 января 1990, когда более широкий диапазон курсовых колебаний для итальянской лиры был заменен на стандартный для ЕВС узкий диапазон. ЕВС развивалась как сочетание закрепленных и корректируемых курсовых режимов. В периоды стабильности страны пользовались многочисленными преимуществами фиксированных курсов, а пересмотры и корректировки курсов позволяли решать проблемы поддержания конкурентоспособности. Однако периоды валютной стабильности, перемежавшиеся пересмотрами валютных курсов, могли иметь место лишь потому, что контроль за движением капитала надежно ограждал резервы центральных банков от атак валютных спекулянтов в ожидании очередного пересмотра курса. В первые десять лет существования ЕВС руководящие национальные кредитно-денежные и валютные учреждения сохраняли ограниченную политическую самостоятельность. Однако к 1 июля 1990 большинство государств-членов ЕВС отказались от валютного контроля и контроля за движением капитала, и сразу же возникла проблема «несовместимого квартета» политических целей: свободной торговли, свободы движения капитала, стабильности фиксированных (управляемых) валютных курсов и независимой кредитно-денежной политики. Так что Испания, Великобритания и Португалия вступили в курсовой механизм ЕВС как раз в тот момент, когда система в целом стала весьма уязвимой, хотя и выглядела более стабильной. Стратегия отказа от пересмотров валютных курсов и от валютного контроля, а также контроля за движением капитала какое-то время казалась успешной, но уже в августе 1993 курсовому механизму пришлось пережить тяжелейшее испытание: действия спекулянтов вынудили ЕВС расширить диапазон допустимых колебаний валютных курсов с 2,25% до 15%. В сущности, плавание европейских валют стало гораздо более свободным, чем когда-либо прежде, будь то времена Бреттон-Вудской системы, «валютной змеи» или центральных курсов ЕВС.

И все же движение в  направлении создания Европейского валютного союза ускорялось. Состоявшаяся в 1995 мадридская встреча в верхах подтвердила окончательный и  бесповоротный переход к системе  фиксированных курсов при одновременном введении единой европейской валюты, получившей название евро. 1 июля 1998 был учрежден Европейский центральный банк; его прерогативой стало осуществление единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС. С января 1999 одиннадцать стран Европейского Союза перешли к единой валюте. В течение 1999–2001 евро должно использоваться для безналичных расчетов и бухгалтерского учета, а с 1 января 2002 единая валюта вводится в наличный оборот.


Информация о работе Европейская валютная система