Факторинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:58, реферат

Описание работы

Факторинговое кредитование выгодно и покупателю продукции (или дебитору), который может получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев); избежать риска получения некачественного товара ; увеличить объем закупок ; ускорить оборачиваемость собственных средств.
Наконец, необходимо отметить, что факторинг имеет большое значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности как для предприятий, импортирующих товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров.

Содержание работы

Введение

1. Факторинг. Общие положения

1.1 Понятие факторинга

1.2 История развития факторинга

2. Факторинговые операции

2.1 Сущность, условия проведения и участники факторинговых операций

2.2. Виды факторинговых операций

3. Факторинговое соглашение (договор)

3.1. Подготовительный этап и содержание договора

3.2. Комиссионное вознаграждение

3.3. Методы установления предельных сумм по факторингу

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

Введение

 

1. Факторинг.  Общие положения

 

1.1 Понятие  факторинга

 

1.2 История  развития факторинга

 

2. Факторинговые операции

 

2.1 Сущность, условия проведения и участники  факторинговых операций

 

2.2. Виды факторинговых операций

 

3. Факторинговое соглашение (договор)

 

3.1. Подготовительный  этап и содержание договора

 

3.2. Комиссионное  вознаграждение

 

3.3. Методы  установления предельных сумм  по факторингу

 

Заключение

 

Литература

 

 

Введение

 

 

За последние  несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.

 

В результате сегодня некоторые банки, несмотря на существующие проблемы, все же развивают  новый вид кредитования - факторинговое обслуживание, которое представляет собой переуступку неоплаченных долговых требований (счетов фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, факторинговому отделу банка чаще всего на условиях немедленной оплаты до 90% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов, при этом факторинговый отдел банка также берет на себя бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, юридическое и другое обслуживание поставщика.

 

Предприятия - производители товаров сразу  же оценили достоинства факторинга. Преимущества заключения договора факторинга для поставщика очевидны. Такой вид  кредитования позволяет им мгновенно решать проблемы ликвидности, увеличения скорости оборота средств и проблемы управления дебиторской задолженностью.

 

Факторинговое кредитование выгодно и покупателю продукции (или дебитору), который может получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев); избежать риска получения некачественного товара ; увеличить объем закупок ; ускорить оборачиваемость собственных средств.

 

Впрочем, факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение (проценты по кредиту и плату за обслуживание).

 

Наконец, необходимо отметить, что факторинг имеет  большое значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности  как для предприятий, импортирующих  товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров.

 

Наряду с  минимизацией валютных рисков факторинг  открывает уникальные возможности  для предприятий, импортирующих  товары в Россию, являясь не чем  иным, как товарным кредитом. При  получении международного статуса "фактора " российский банк становится для иностранных фактор -фирм гарантом безопасности и надежности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Россию товара. Для таких импортеров факторинг - способ избежать дорогостоящего кредитования и повысить эффективность использования собственных средств.

 

Кроме того, велика роль и экспортного факторинга для нашей страны. Опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного  факторинга по сравнению с другими  формами расчетов в международной  торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров.

 

Сейчас на долю факторинговых операций приходится лишь около 1% всего кредитного рынка. Активно занимаются этим видом кредитной деятельности всего несколько банков. По каким же причинам столь перспективная банковская услуга в России пока что не нашла столь широкого применения, как на Западе ?

 

Во -первых, тормозящим моментом является несовершенство правовой базы, почти полное отсутствие отработанной методики совершения факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

 

Во -вторых, существует ряд проблем, связанных с макроэкономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Немногие из коммерческих банков проводят факторинговые операции, хотя и имеют эти операции в спектре своих услуг.

 

В-третьих, для  повышения качества банковских услуг  банкам необходимо решить внутренние проблемы, связанные с организацией их деятельности (процедуры и функции, организация информационных потоков, повышение качества учета и отчетности), с управлением (обеспечение ликвидности, анализ комиссий) и с подготовкой  квалифицированных кадров. Как уже  было отмечено, факторинг не нашел  пока широкого распространения в  России, но в целом он, на мой взгляд, имеет большое будущее.

 

 

1. Факторинг.  Общие положения

 

 

1.1 Понятие  факторинга

 

 

Факторинг (от англ. factor – агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В настоящее время в мировой практике факторинг развился в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание.

 

Факторинг –  это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Но есть и ряд других определений факторинга.

 

Факторинг –  определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием  оборотного капитала поставщика, связанный  с инкассированием его дебиторской  задолженности (неоплаченными счетами-фактурами  в процессе реализации товаров и  услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

 

В Гражданском  кодексе РФ в гл. 43 дается описание финансирования под уступку денежного  требования, но точное определение  факторинга в российском гражданском  праве отсутствует.

 

В Оксфордском  толковом бизнес - словаре факторинг  определяется как покупка со скидкой  долгов, причитающихся другому, с целью получения прибыли от их взыскания.

 

В словаре  Макмиллана факторинг рассматривается  как метод избавления от торговых долгов, при котором предприятие  продает финансовому институту  имеющиеся у него долговые обязательства  других предприятий.

 

 

 

 

Рис.Сферы применения факторинга.

 

 

Конвенция о  международном факторинге, принятая в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, определяет финансовую услугу как факторинг в том  случае, если она удовлетворяет минимум  двум из четырех пунктов:

 

- наличие  кредитования в форме предварительной  оплаты долговых требований;

 

- ведение  бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

 

- инкассирование  его задолженности;

 

- страхование  поставщика от кредитного риска.

 

Если обобщить и проанализировать рассмотренные  определения факторинга, то его можно  определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию  кредитных рисков, с последующим  информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и  за фиксированную плату. К сфере  деятельности факторинга традиционно  не относятся: долги частных лиц, задолженности, возникающие при  кредитных операциях, и любые  долги, обусловленные дальнейшим исполнением  контракта со стороны поставщика или его покупателя.

 

Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно, увеличение его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.

 

При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.

 

Классический  факторинг в той форме, в которой  он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в  виде отсрочки платежа за проданные  товары и оформляемого открытым счетом. Последнее означает, что продавец отгружает товар покупателю и  направляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности  в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому  счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются на низком уровне или не взимаются совсем. Открытый счет предполагает высокую степень взаимного доверия, и применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами при многократных поставках одного товара, особенно мелкими партиями.

 

Наряду с  такими важнейшими достоинствами коммерческого  кредита, как содействие процессу производства, реализации продукции и простота оформления, ему присущ и ряд недостатков. К примеру, в случае, если оплата долгового требования осуществляется раньше обусловленного времени, должник  получает скидку с указанной в  счете суммы. Однако, если он просрочил дату платежа, сумма остается неизменной. Таким образом, существует финансовый стимул долгосрочного платежа, но не существует аналогичного стимула своевременной оплаты. В результате предприятия, которые испытывают затруднения с наличными денежными средствами и которым приходится прибегать к той или иной форме заимствования, в значительной степени заинтересованы в получении именно коммерческого кредита из-за возможной экономии на процентах при непогашении его в срок. Второй отрицательный момент заключается в значительной вариации фактических сроков коммерческого кредита по отраслям и странам в зависимости от характера товара, рынка и структуры компании, предоставляющей или берущей кредит. Все это создает дополнительные трудности при планировании отдельной компанией своих наличных поступлений.

 

Предоставление  коммерческого кредита, особенно на условиях открытого счета, когда  покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, всегда предполагает риск. Прежде всего, в течение срока  кредита должник может обанкротиться. Кроме того, для сделок, предполагающих предоставление коммерческого кредита, велика вероятность появления сомнительных долгов. Поэтому широкое распространение  коммерческого кредита приводит к необходимости эффективного управления им: своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа и предоставления появления сомнительных долгов. Именно факторинговая компания в силу характера предоставляемых ею услуг способна осуществлять подобное управление и страхование связанных с коммерческим кредитом рисков. Таким образом, можно говорить о том, что с помощью факторинга происходит институционализация коммерческого кредита, т.е. поглощение его учреждениями кредитно-финансовой сферы.

 

 

1.2 История  развития факторинга

 

 

Начало операциям  факторинга положил созданный в  Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

 

Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также своё ноу -хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему факторинга.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков