Министерство
образования науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
Ивановский
государственный университет
Кафедра финансов
и банковского дела
Доклад
на тему:
«Федеральная служба по финансовому
мониторингу»
Выполнила
студентка 5 курса
ОДО, экономического
факультета,
специальности
«Финансы и кредит»
Давыдова
Юлия Андреевна
Проверила:
Симонцева
Светлана Владимировна
Иваново –
2013
Федеральная служба
по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — федеральный
орган исполнительной власти России, осуществляющий
функции по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путём, и финансированию терроризма, а
также по выработке государственной политики,
нормативно-правовому регулированию и
координации деятельности в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной
власти.
Указом Президента Российской
Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об
уполномоченном органе по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем» был создан Комитет
Российской Федерации по финансовому
мониторингу (КФМ России), который приступил
к выполнению возложенных на него задач
с 1 февраля 2002 года.
После принятия в сентябре
2002 года поправок в Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма» функции
КФМ России были расширены вопросами
противодействия финансированию терроризма.
Одной из задач КФМ было
улучшение имиджа России в международном
сообществе: Россия в тот момент
была в «чёрном списке» ФАТФ —
межправительственной организации по
противодействию отмыванию преступных
доходов. Усилиями КФМ в октябре 2002 года
Россия была выведена из «чёрного списка»,
а в июне 2003 года стала членом ФАТФ.
Указом Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О
системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» КФМ России преобразован
в Федеральную службу по финансовому мониторингу
(Росфинмониторинг).
До сентября 2007 года Федеральная
служба по финансовому мониторингу
находилась в ведении Министерства
финансов Российской Федерации.
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
24 сентября 2007 года № 1274 «Вопросы структуры
федеральных органов исполнительной власти»
руководство деятельностью Федеральной
службы по финансовому мониторингу осуществляет
Правительство Российской Федерации.
Согласно Указу Президента
Российской Федерации от 21 мая 2012 года
№ 636 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» руководство деятельностью
Федеральной службы по финансовому мониторингу
осуществляет Президент Российской Федерации.
Росфинмониторинг осуществляет
свою деятельность:
- непосредственно и (или)
через свои территориальные органы;
- во взаимодействии с
другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и организациями.
Регламент Федеральной службы
по финансовому мониторингу (утв. приказом
Федеральной службы по финансовому
мониторингу от 13 апреля 2007 г. N 88) определяет,
что структура центрального аппарата
Росфинмониторинга включает в себя руководство
(руководителя и его заместителей) Росфинмониторинга,
помощников (советников) руководителя
и структурные подразделения по основным
направлениям деятельности - управления
Росфинмониторинга. В управлениях Росфинмониторинга
образуются отделы. Структурными подразделениями
по вопросам государственной службы и
кадров, по защите государственной тайны,
а также по организации мероприятий по
мобилизационной подготовке и мобилизации
могут являться отделы Росфинмониторинга.
Итак, Федеральную службу
по финансовому мониторингу возглавляет
руководитель, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации
по представлению Министра финансов
Российской Федерации.
Руководитель Росфинмониторинга
несет персональную ответственность за
осуществление возложенных на Росфинмониторинг
задач и функций и подотчетен непосредственно
Министру финансов Российской Федерации.
Руководитель Росфинмониторинга
имеет заместителей, назначаемых на должность
и освобождаемых от должности Министром
финансов Российской Федерации по представлению
руководителя Росфинмониторинга.
Основные функции
руководителя Росфинмониторинга таковы:
- Руководитель Росфинмониторинга
распределяет обязанности между своими
заместителями;
- представляет Министру
финансов Российской Федерации:
- проект положения о
Росфинмониторинге;
- предложения о предельной
численности и фонде оплаты
труда работников центрального
аппарата и территориальных органов
Росфинмониторинга;
- предложения о назначении
на должность и освобождении
от должности заместителей руководителя
Росфинмониторинга;
- предложения о назначении
на должность и освобождении
от должности руководителей территориальных
органов Росфинмониторинга;
- ежегодный план и прогнозные
показатели деятельности Росфинмониторинга,
а также отчет о ее деятельности;
- предложения по формированию
федерального бюджета и финансированию
Росфинмониторинга;
- проекты положений о
территориальных органах Росфинмониторинга;
- назначает на должность
и освобождает от должности
работников центрального аппарата
Росфинмониторинга, заместителей руководителей
ее территориальных органов;
- решает в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о государственной
службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной
службы в Росфинмониторинге;
- утверждает структуру
и штатное расписание аппарата
Росфинмониторинга в пределах установленных
Правительством Российской Федерации
фонда оплаты труда и численности работников,
смету расходов на содержание аппарата
Росфинмониторинга в пределах утвержденных
на соответствующий период ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете;
- утверждает численность
и фонд оплаты труда работников
территориальных органов Росфинмониторинга
в пределах показателей, установленных
Правительством Российской Федерации,
а также смету расходов на их содержание
в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете;
- на основании и во
исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов,
актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации издает
приказы по вопросам, отнесенным
к компетенции Росфинмониторинга;
- имеет право обращаться
по вопросам установленной сферы
деятельности к соответствующим
федеральным министрам и руководителям
иных федеральных органов исполнительной
власти.
Организационное обеспечение
деятельности руководителя Росфинмониторинга
осуществляется помощниками (советниками)
руководителя Росфинмониторинга.
Помощники (советники) руководителя
Росфинмониторинга назначаются на должность
на период исполнения руководителем Росфинмониторинга
своих полномочий.
Заместители руководителя Росфинмониторинга
представляют Росфинмониторинг по отдельным
вопросам сфер ее деятельности, организуют
и координируют осуществление функций
Росфинмониторинга.
Перейдем к рассмотрению функций структурных
подразделений Росфинмониторинга.
1. Административное
управление. Основные функции:
- организация функционирования единой системы делопроизводства, документационного обеспечения управления в центральном аппарате Росфинмониторинга, осуществление методического руководства организацией делопроизводства и контроля за соблюдением установленного порядка работы с документами в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Росфинмониторинга, совершенствование форм и методов работы с документами;
- организационно-техническое обеспечение административно-распорядительной деятельности руководителя Росфинмониторинга и его заместителей; контроль за своевременным исполнением структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами Росфинмониторинга поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений Росфинмониторинга, решений совещаний, поручений руководителя Службы и его заместителей, а также за рассмотрением запросов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций и обращений граждан;
- организация и ведение архивной работы в Росфинмониторинге;
- организация работы по подбору, отбору и расстановке кадров, профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих Росфинмониторинга;
- организационно-штатная работа;
- обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Росфинмониторинга.
2. Информационно-технологическое
управление. Его основные функции:
- создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- формирование и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- сбор и обработка информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Организация формирования информационных ресурсов, относящихся к компетенции Федеральной службы по финансовому мониторингу;
- обеспечение приема, обработки, хранения и передачи данных, разграничение доступа пользователям Федеральной службы по финансовому мониторингу к соответствующим информационным ресурсам;
- осуществление информационно-справочной работы по информационным ресурсам Федеральной службы по финансовому мониторингу;
- обеспечение автоматизированного учета результатов служебной деятельности подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу;
- проведение работ по созданию, эксплуатации и развитию информационно - аналитической системы Федеральной службы по финансовому мониторингу на основе компьютерных технологий;
- организация профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу в области информационно-технологической работы.
3. Управление по
противодействию финансированию
терроризма. Основные функции таковы:
- сбор, обобщение и анализ информации о формах и методах, используемых для оказания финансовой и иной поддержки террористическим организациям, и материалов о физических и юридических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к террористической деятельности;
- организация работы по составлению и ведению перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской (террористической) деятельности, и доведению его до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
- разработка и совершенствование алгоритмов отбора информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, осуществляемого кредитными и иными финансовыми организациями в порядке процедур обязательного и внутреннего контроля, в целях своевременного выявления признаков их возможного использования для оказания материальной и иной поддержки экстремизму (терроризму);
- организация и осуществление анализа и проработки поступающей от кредитных и иных финансовых организаций информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления возможной их причастности к финансированию экстремизма (терроризма);
- направление в правоохранительные органы информации и материалов об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом с выявленными признаками использования их в целях финансирования экстремизма (терроризма), для их дальнейшей проверки в соответствии с предоставленной им компетенцией;
- взаимодействие с зарубежными организациями и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам противодействия финансированию терроризма.
4. Управление финансовых
расследований. Основные функции:
- анализ поступающей от кредитных и некредитных организаций информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проведение проверочных мероприятий и финансовых расследований с целью выявления признаков, свидетельствующие об их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём;
- проведение финансовых расследований и проблемно-тематических исследования по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, в различных отраслях экономики;
- сотрудничество с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации и предварительного расследования по операциям (сделкам), связанным с легализацией преступных доходов.
5. Управление надзорной
деятельности. Функции:
- учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- согласование правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- взаимодействие с надзорными органами (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора и др.) по вопросам организации надзорной деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- проведение проверочных мероприятий по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
- финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.
6. Управление надзорной
деятельности. Его основные функции:
- учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- согласование правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- взаимодействие с надзорными органами (Банк России, Федеральная служба
- по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора и др.) по вопросам организации надзорной деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- проведение проверочных мероприятий по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.