Финанасовая система РК и мировая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- раскрытие основных звеньев финансовой системы;

- рассмотрение главного звена финансовой системы государственного

бюджета на примере Республики Казахстан;

- выявить основной принцип формирования финансовой политики

государства;

- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики..

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1:СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1 Мировая финансовая система и международные отношения…………….3

1.2 Структура мировой финансовой системы…………………………………..5

1.3 Основные элементы мировой финансовой системы (МФС), их

характеристика………………………………………………….…………....8

ГЛАВА 2: ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РК

2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК……………10

2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК…………………………14

2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК………………………20

Заключение……………………………………………………..……………….21

Список литературы…………………………………………………….………25

Файлы: 1 файл

Акерке курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1:СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВЫХ  ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1  Мировая  финансовая система и международные  отношения…………….3

1.2 Структура  мировой финансовой системы…………………………………..5

1.3 Основные элементы мировой финансовой системы (МФС), их

       характеристика………………………………………………….…………....8

ГЛАВА 2: ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РК

2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК……………10

2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК…………………………14

2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК………………………20

Заключение……………………………………………………..……………….21

Список  литературы…………………………………………………….………25

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  данного исследования надежная финансовая система стержнем, которой является в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- раскрытие  основных звеньев финансовой  системы;

- рассмотрение  главного звена финансовой системы  государственного 

    бюджета на примере Республики Казахстан;

- выявить основной принцип формирования финансовой политики

    государства;

  - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики..

     Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

    ГЛАВА 1:СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

    1. Мировая финансовая система и международные отношения
 

   Международные финансовые отношения являются составной  частью и одной из наиболее сложных сфер мирового хозяйства. В них сосредоточены  проблемы национальной  и  мировой  экономики,  развитие  которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь.

   Международные  связи  немыслимы без налаженной системы финансовых  отношений.  Мировая финансовая  система – это экономические   отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды взаимосвязей между странами  (внешняя торговля,  вывоз капитала, инвестирование,  предоставление  займов   и   субсидий,   научно - технический обмен, туризм,  и др.).

     Развитие и стабильное  функционирование  международной  финансовой  системы обусловлено  ростом  производительных  сил,  созданием   мирового   рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой  системы хозяйства, интернационализацией  хозяйственных  связей.

     В современном мире экономики всех стран тесно взаимосвязаны.  Так, финансовый кризис в одной стране  может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Банкротства, долговые моратории, дефолты в одной конкретной  стране могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, неплатежи, взлет цен и другие нарушения повсюду в мире. Особенно актуально это на современном этапе развития мировой финансовой системы, когда ведущие экономисты мира бьют тревогу по поводу резкого ухудшения и угрозы кризиса мировой экономики на фоне возможной рецессии в США.

     Мировые финансы возникли в результате, с  одной стороны, распространения  финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой - явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. 1 Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т. е. финансовых ресурсов стран мира  с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех фирм легального бизнеса и всего населения Земли, превышающего, как известно, 6 млрд чел.  
 
 

Рис.1. Основные составляющие мировых финансов.  

На рисунке 1 представлена концепция мировых финансов, предложенная учеными Университета Сент Джон г. Нью-Йорка. Эта концепция предполагает анализ финансовой сферы в мировом масштабе, охватывая мировую финансовую среду, международные финансовые рынки, международную банковскую деятельность, международные финансы корпораций, управление портфелями ценных бумаг и связи между ними.

     Международная финансовая система представляет собой  совокупность национальных экономик различных  стран. Национальную финансовую систему  образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства конкретной страны.  

1.2 Структура мировой финансовой системы 

     Элементы  мировой финансовой системы (МФС)  можно разделить на две большие группы: международные рынки и участники этих рынков: государства и центральные банки, международные финансовые организации, национальные банки и ТНБ, национальные компании и ТНК, страховые компании, пенсионные, инвестиционные, взаимные и хедж-фонды, международные рейтинговые и консультационные компании, население и частные инвесторы, биржи, внебиржевые организаторы торговли.

Рис. 2. Структура мировой финансовой системы. 2

Таким образом, мировая финансовая система  включает в себя отдельные рынки, участников и отношения, возникающие  в процессе их функционирования, структура  которых отражена на рисунке 2.

 

     Направления  развития мировой финансовой системы:

Регулирование финансовых рынков и  инвестиционных институтов

  • укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;
  • определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;
  • создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
  • стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.

Экономическая политика

  • определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
  • повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
  • поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
  • расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

Деятельность  международных финансовых институтов 

 

Цели  совершенствования  МФС 

  • Восстановление  экономической активности и доверия  инвесторов к странам, пережившим финансовый кризис
  • Предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны
  • Минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия
  • Ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление
  • Ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов
  • Создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения
  • Предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне
  • реформирование системы международного финансирования;
  • улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;
  • усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;
  • повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.

Создание  новых международных  структур

  • создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения;
  • создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.

1.3 Основные элементы мировой финансовой системы (МФС), их характеристика

            

              Международная денежная система  включает в себя ряд конструктивных  элементов. Первым из них является мировой денежный товар, являющийся носителем международных валютно-денежных отношений. Он принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства. Первым международным денежным товаром выступало золото. Позже в международных расчетах стали использоваться кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки на депозиты). В 70-х годах появляются специально созданные международные (СДР) и региональные (ЭКЮ) платежные единицы (композитные деньги). 3 Первые имеют хождение в мировом капиталистическом хозяйстве, вторые - в границах Европейского экономического сообщества ("Общего Рынка").  Совокупность всех платежных инструментов, которые могут быть использованы в международных расчетах называется международной ликвидностью. Ее образуют золото, свободно обратимые валютные запасы государств и международные деньги.

               Вторым элементом международной денежной системы является валютный курс - меновая стоимость национальных денег одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Валютные курсы делятся на два вида: фиксированные (твердые) и плавающие (гибкие). В основе фиксированного валютного курса лежит монетный паритет, т. е. весовое содержание золота в национальных денежных единицах. Плавающие валютные курсы не связаны с монетными паритетами. Они определяются путем сопоставления паритетов покупательной силы валют, т.е. оценки в национальных деньгах стоимости одноименной "корзины" товаров.

 

         Третий элемент национальной валютной системы представляют национальные валютные рынки. Первым таким рынком был рынок золота как денежного товара, где оно продавалось на основе официальной, т. е. закрепленной международным договором цены. При этом данную цену должны были поддерживать центральные банки посредством интервенции, т. е. продаж из государственного золотого запаса, если спрос на него превышал предложение. Официальная цена золота за 1 тройную унцию (31,1035 гр.) составляла 20,67 долл. (1837 - 1934 гг.), 35 долл. (1934 - 1968). В 1968 г. она была повышена до 38 долл. за унцию. Последняя официальная цена золота составляла 42,22 долл. Этот рынок существовал до августа 1971 года, когда его цена была упразднена. В настоящее время рынок золота функционирует по принципам обычного товарного рынка. Его цена складывается под влиянием спроса и предложения.

Информация о работе Финанасовая система РК и мировая практика