Финансирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Малый бизнес – это совокупность малых и средних предприятий, ограниченная определенными правовыми нормами.
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

Файлы: 1 файл

Доклад малый бизнес.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Малый бизнес – это  совокупность малых и средних  предприятий, ограниченная определенными  правовыми нормами.

Малый бизнес (или малое предпринимательство) — это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

В теперь уже далеком 1987 году в России началось возрождение  предпринимательства. У всех граждан  появилась возможность проявить себя на ниве свободного кооперативного труда, но в бой за освоение этой целины ринулись немногие. Эти немногие создали новую нишу в экономике страны, это они создали предпринимательское пространство в России.  
Президент РФ Медведев Дмитрий Анатольевич, как никто другой, понимает, что процветание государства напрямую зависит от доли предпринимательства в реальном секторе экономики. В развитых странах этот показатель приближается к 60%. И действительно, предприниматель — это человек, который делает не то, что другие и не так, как другие. Это основной двигатель развития производительных сил, это единственный субъект, способный воспроизводить стоимость. И если государство, в лице его лидера, это понимает, то у общества есть будущее.

 

1. Господдержка  малого предпринимательства в  России

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные  организационные формы государственной  поддержки и защиты интересов  предприятий этой сферы. Созданы  ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одну из важнейших  проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты  выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным.

Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям.

Одна из причин высоких  процентов по кредитам для предприятий  малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние  этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

Предприятия малого бизнеса  нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в  льготном банковском кредите и в  другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы  государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным  заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Уделяется внимание  развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны  собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

Правительство Москвы уделяет  внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе правительства  Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития малого бизнеса,  малые предприятия  сталкиваются с такими проблемами как:

• несовершенная система  налогообложения;

• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных  нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности  с получением банковского кредита  для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к  различным материальным ресурсам, их дороговизна;

• сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся криминальные угрозы.

Помимо федеральных  и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

Деятельность субъектов  малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным  законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу:

- к субъектам малого  и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый  государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за  исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

Ограничение по статусу.

  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

Ограничение по численности  работников.

  • Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

Средняя численность  работников за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены  предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей.

 

2. Формы финансовой поддержки

 

Предоставление бюджетных  средств по проектам поддержки малого и среднего предпринимательства  может быть осуществлено в следующих  формах:

  • субсидий юридическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям;
  • оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.

Кредитование малого бизнеса уже давно стало наиболее распространенным видом кредитования среди широкого перечня банковских услуг. Для многих предприятий и индивидуальных предпринимателей кредитование малого бизнеса является единственной возможностью развития предприятия, расширения малого бизнеса. На полученный кредит для бизнеса можно произвести диверсификацию производства, расширить ассортимент и перечень выпускаемой продукции или же предлагаемых услуг. Многие компании предпочитают пользоваться возможностью получения денежного займа, поскольку будущие обороты и прибыли от выгодного вложения средств позволят с лихвой вернуть полученный кредит для малого бизнеса. Кредитование малого бизнеса для многих предприятий стало гибким инструментом для привлечения дополнительных инвестиций.

В настоящее время малый бизнес полностью вошел в сферу интересов банковских структур. Если раньше крупные российские банки только помышляли о работе с предпринимателями, то теперь малый бизнес и его представители стали для них желанными клиентами. Высокая конкуренция между банками в сфере сотрудничества с малым бизнесом делают кредиты для бизнеса более доступными. Необходимо отметить, что в настоящее время в результате конкуренции банки не только предоставляют кредиты на развитие уже существующего бизнеса, но и выдают кредиты на открытие бизнеса, что стало большим толчком для развития малого бизнеса в целом. Эти кредиты получили название «start-up», т.е. кредиты для реализации стартовых проектов.

Надо отметить, что 10-15 лет назад кредитование малого бизнеса в России, как и вся система кредитования в целом, только лишь зарождалась в отличие, скажем, от развитых зарубежных стран. На рынке кредитования фигурировало всего лишь несколько банков, которые предлагали скудный перечень кредитных продуктов. Это было связано, прежде всего, с общим экономическим упадком в стране, высокими темпами инфляции, низкими темпами развития малого бизнеса, а как следствие - с отсутствием должного спроса со стороны представителей малого бизнеса.

Но в последнее десятилетие  с преимущественным развитием предприятий  малого бизнеса осуществился некоторый  экономический рывок, который обеспечил  реальное развитие экономики России. Однако основной проблемой, препятствующей развитию бизнеса, остался недостаток финансирования. Малый бизнес сталкивается с этой проблемой постоянно, на протяжении всего жизненного цикла компании: открытия, становления, развития. Особенно по мере развития малого бизнеса проблема финансирования становится более острой. Многие компании имеют схемы диверсификации производства, увеличения оборотных мощностей, но не имеют достаточных для этого денежных средств.

Спрос на кредиты для бизнеса не остался незамеченным, и банки решили сотрудничать с малым бизнесом, увеличивая тем самым свои доходы от наращивания пассивно-активных операций. Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала.

И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать  кредиты для бизнеса у иностранных  кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков.

Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно. В 2006 году объем рынка кредитования малого бизнеса в России увеличился более чем на 90% и составил примерно 300 млрд.рублей. Кредитование малого бизнеса в настоящее время принимает колоссальные темпы роста. Конкуренция на этом рынке помогает внедрять новые технологии, создавать новые кредиты для бизнеса, предлагать более улучшенный сервис. Клиенты имеют наконец возможность самостоятельно выбирать банки и программы кредитования, сравнивать, принимать лучшие условия.

В настоящее время  средние ставки кредитования малого бизнеса составляют от 12 до 20% в рублях в зависимости от суммы займа. Но тенденция показывает, что данные ставки продолжат снижаться и кредитование малого бизнеса станет еще более доступным. Поэтому перспективы развития в этом направлении воодушевляют как представителей малого бизнеса, так и самих кредиторов.

Информация о работе Финансирование малого бизнеса