Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:23, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - рассмотреть особенности бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть финансовые отношения в сфере культуры и финансировании театров;
- рассмотреть особенности бюджетного и проектного финансирования театров, состав и структуру расходов бюджетов различных уровней на социально-культурные мероприятия;
- изучить особенности финансирования муниципальных театров.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Эволюция финансовых отношений в сфере культуры
1.2 Государственные расходы, порядок и формы финансирования культурной деятельности
1.3 Бюджетное и проектное финансирование, федеральные и региональные целевые программы учреждений культуры
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРОВ
2.1 Театр как учреждение культуры, показатели деятельности
2.2 Особенности финансирования театров
ЗАДАНИЕ 2. ВАРИАНТ6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размеры заработной платы соответствующих категорий работников;
- перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- социальные трансферты, которые выплачиваются населению в соответствии с федеральными за конами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оплату товаров, работ и услуг на сумму свыше 200 минимальных размеров оплаты труда по государственным или муниципальным контрактам, а при оплате товаров, работ и услуг на меньшую сумму - без заключения контрактов в соответствии с утверждёнными сметами.
Одновременно со сметой доходов и расходов по бюджетным средствам учреждения культуры составляют смету доходов и расходов по внебюджетным источникам. В доходной части этой сметы указываются виды (источники) средств, планируемые к получению от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также целевые, добровольные взносы и иные поступления. В расходной части - расходование внебюджетных средств в структуре статей и подстатей экономической классификации расходов Российской Федерации.
Полученные бюджетные средства учреждение культуры имеет право использовать только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Но при этом оно самостоятельно в использовании внебюджетных средств. Расходование бюджетных и внебюджетных средств федеральными учреждениями культуры осуществляется исключительно через лицевые счета учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством, а учреждениями культуры субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями - в порядке, установленном соответствующими органами власти и органами местного самоуправления. Бюджетные средства, не использованные на 31 декабря, закрываются, а остатки средств, полученных из внебюджетных источников на ту же дату, зачисляются на вновь открываемый учреждению лицевой счет.
Направленность услуг и система показателей их измерения представлена в таблице 2. Центральным звеном реструктуризации бюджетного сектора является уточнение правоспособности бюджетных учреждений и/или их реорганизация на основе разделения этих учреждений на две группы - учреждения, способные функционировать в рыночной среде и учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе.
Таблица 2 – Услуги учреждений культуры и показатели их измерения
Вид учреждений | Услуги населению | Услуги государству | ||
Вид | Показатель измерения | Вид | Показатель измерения | |
Библиотеки | Удовлетворение потребностей населения в библиотечном и информационном обслуживании | Число книговыдач, информационных услуг | Сохранение и преумножение культурного наследия | Норматив затрат на библиотеку |
Музеи | Осуществление просветительской и образовательной деятельности музейными средствами | Число выставок, массовых мероприятий, объем услуг | Выявление, собирание, изучение и хранение музейных предметов и коллекций | Норматив затрат на музей |
Учреждения исполнительских искусств | Удовлетворение потребностей населения в театральном, цирковом, музыкальном и др. видах искусств | Число спектаклей, концертов, представлений. Объем услуг (число билетов, поступивших в продажу) | Развитие театрального, музыкального, циркового и др. видов исполнительских искусств | Норматив затрат на создание нового и прокат текущего репертуара на учреждение |
Культурно-досуговые учреждения | Удовлетворение потребностей населения в проведении культурного досуга и самодеятельном творчесвте | Число массовых мероприятий, любительских объединений и кружков | Организация общественно полезных форм культурного досуга. Сохранение и популяризация народного творчества | Норматив затрат на учреждение |
Учреждения, отнесенные к первой группе, предлагается преобразовать в некоммерческие организации иных организационно-правовых форм, существенно расширить их права в части распоряжения финансовыми ресурсами, осуществления предпринимательской деятельности и распоряжения доходами от нее. Но при этом государство снимает с себя обязанности гарантированного финансирования таких организаций на основании сметы доходов и расходов и субсидиарную ответственность за принятые ими обязательства. Участие государства в финансировании услуг, ранее предоставляемых бюджетным учреждениям, планируется осуществлять в формах нормативно-подушевого финансирования, государственного (муниципального) заказа и других бюджетных инструментов.
Учреждения, отнесенные ко второй группе, останутся в составе бюджетной сферы и будут гарантированно финансироваться государством на основе сметы доходов и расходов. Но при этом предлагается существенно ограничить их правоспособность и лишить права самостоятельно распоряжаться средствами из внебюджетных источников. Таковы жесткие условия выбора стратегии жизнедеятельности, поставленные перед учредителями бюджетных учреждений и их коллективами.
Проектное финансирование культурной деятельности.
Финансирование культуры может направляться как на текущую деятельность организаций, так и на отдельные культурные проекты. Проект -это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок[18]. В приведенном лаконичном определении подчеркнуты основные характеристики проектов вообще и культурных в частности: ориентация на определенные цели; наличие временных рамок; фиксирование точно обозначенного начала и завершения работ; наличие системы взаимосвязанных действий.
Строго говоря, проекты в культуре существовали и реализовывались всегда. Проектами являлись и являются выпуск кинофильмов, создание спектаклей, организация выставок, проведение гастролей и т.п. Однако XXI в. отличается повышенным интересом к проектной деятельности. Его можно называть веком проектов вообще и культурных в частности. Такой интерес к проектам связан с многообразием культурной жизни, возродившемся в стране в 1990-е гг., когда в России стали постепенно создаваться условия для свободы творчества, развития всех видов искусства, любых инноваций в культуре, а значит - для самоурегулирования творческой жизни. В этих условиях определенные подвижки происходят и в экономической стратегии государства по отношению к культуре. Постепенно уходят в прошлое запреты на «многоукладность», свободное развитие инициатив, новаторских проектов, организаций различных видов собственности. Это позволяет наиболее полно удовлетворить многообразные потребности населения в сфере культуры, поддержать духовное «многоголосие» общества - залог его цивилизованного развития.
По целям деятельности проекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие проекты нацелены на получение прибыли. Поэтому чаще всего они ориентированы на массовый зрительский спрос или на спрос высокоплатежных групп потребителей. Естественно, что ценовая политика организаторов таких проектов связана не с идеей общедоступности, а со стремлением увеличить доходы от реализации данного проекта. Некоммерческие проекты, наоборот, не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не распределяют ее между участниками. Они направлены на реализацию социально-культурных целей, удовлетворение соответствующих потребностей общества.
По характеру деятельности проекты можно разделить на инновационные и традиционные. Без первых, не всегда принимаемых широкой публикой, невозможны эксперимент, поиск в искусстве, освоение новых технологий в кинематографии и сценографии, библиотечном деле и экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Без вторых, направленных на сохранение и преумножение культурного наследия - невозможно сохранить национальную самобытность народов России. Удачные проекты сами часто становятся основой для создания новых организаций, как правило, негосударственных. Примеров организаций, рожденных в недрах проектов, можно привести немало. Это и ассоциация «Золотая Маска», созданная в связи с проведением одноименного фестиваля и награждением высшей национальной театральной премией, и Пушкинский театральный центр в С.Петербурге, созданный на базе проекта В.Э. Рецептера[19].
Существуют также проекты, реализуемые постоянно действующими организациями. Их примером является выпуск инновационных спектаклей старейшим коллективом России - Большим театром. Один из последних проектов подобного рода - подготовка оперы «Дети Розенталя» по либретто В. Сорокина на музыку современного композитора Л. Десятникова. Для осуществления новых идей, реализации инновационной проектной деятельности, поисков дополнительных источников ее финансирования в Большом театре создан специальный проектно-продюсерский отдел. К проектам такого рода, безусловно, можно отнести и постановку на сцене Московского театра оперетты ряда мюзиклов, открывших этот жанр искусства для отечественной публики.
Реализация проекта невозможна без целевого выделения финансовых средств. Если финансирование постоянно действующей организации культуры в основном поступает на ее содержание, часто вне зависимости от художественных и экономических результатов деятельности, то проектное финансирование предполагает привлечение средств для творческих начинаний, т.е. тесную увязку выделяемых финансовых ресурсов с результатами деятельности.
Источники финансирования культурных проектов разнообразны и не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры, в частности от государственных и муниципальных. Это также могут быть средства государственного и муниципального бюджета, средства, поступающие от непосредственных потребителей культурных услуг, средства спонсоров (коммерческих структур, благотворительных организаций, физических лиц). Причем долевое участие в финансировании проектов разных источников зависит не только и не столько от содержания проекта и его художественной значимости, сколько от нацеленности менеджеров на работу с определенными потребителями результатов проектной деятельности: государственными органами, населением, спонсорами. Так, например, Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове в основном финансируется из государственного бюджета. За счет этого же источника живет и развивается постоянно действующий фестиваль «Балтийский Дом», доходы которого за последние пять лет более чем на 95% состоят из средств федерального и регионального (Санкт-Петербург) бюджета[20].
Небольшие культурные проекты часто проводятся на средства благотворительных организаций. Но количество грантодающих организаций - а это в основном зарубежные организации, нацеленные на российский культурный рынок, - достаточно ограничен. В борьбе за их ресурсы существует жесткая конкуренция. Так, еще в недавнем прошлом в конкурсах по культурным проектам, объявляемых Институтом «Открытое общество» (Фондом Сороса), удовлетворялось лишь 5-10% поданных заявок. Наиболее жизнеспособным, влияющим на долголетие проекта, представляется его ориентация на несколько источников поступления средств, на смешанное финансирование, предполагающее выход на несколько групп потребителей.
Важнейшим источником финансирования проектов в области культурного развития по-прежнему является федеральный и региональные бюджеты. На эти цели из федерального бюджета в последние годы направляется до 30% средств, предусмотренных на финансирование культуры, искусства и кинематографии. В государственных бюджетах субъектов Российской Федерации на реализацию проектов используется от 5 до 10% средств, выделяемых на культуру.
Конкурсный отбор проектов диктует необходимость подробного обоснования их актуальности и направленности на решение ключевых проблем федеральной и региональной культурной политики. К участию в конкурсах допускаются как государственные, так и негосударственные организации культуры, творческие союзы и другие общественные организации, независимые творческие коллективы и участники самодеятельных объединений. На государственную поддержку могут рассчитывать и частные коммерческие организации, работающие в сфере культуры, в случае осуществления ими важных для общества, социально значимых, некоммерческих культурных проектов.