Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 00:19, реферат
Рыночная экономика, при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.
Введение…………………………………………………………………3
Содержание, значение и цели финансовой политики ….…………….5
Виды финансовой политики ………………………………………….12
Заключение………………………………………………….………….15
Использованная литература……………………………….…………..17
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине:
«ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА»
на тему: «Финансовая политика государства»
МОСКВА
2011г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Содержание, значение и цели финансовой политики ….…………….5
Виды финансовой политики ………………………………………….12
Заключение………………………………………………….
Использованная литература……………
Введение.
Рыночная экономика, при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо ещё и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные решения, приводящие к стабилизации экономической ситуации, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства.
Финансовая система –
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовой системой. На финансовую систему возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:
1) Повышение объема и
2) Оздоровление и структурная
перестройка экономики:
3) Достижение более высокого
уровня жизни населения на
основе развития отраслей
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.
Содержание, значение и цели финансовой политики.
Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.
Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).
Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.
Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Главная цель финансовой
политики – увеличение объёма финансовых
ресурсов на базе экономического роста,
наращивания государственных
Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трёх составных частей:
1) выработка научно
обоснованных концепций
2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
По признакам длительности периода и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Финансовая стратегия обычно выступает в форме глобальных, целевых программ государства, обеспечивающих концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика – охватывает меньший конкретный период времени и связана с разработкой более узких конкретных задач и конкретных мероприятий, практических действий. Обычно содержит привязку к календарным срокам и расчёты ресурсов и средств необходимых для выполнения мероприятий.
Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. С одной стороны тактика действует в рамках целей и направлений, заданных финансовой стратегией. С другой стороны финансовая стратегия может быть изменена в зависимости от результатов решения тактических задач.
Требования к формированию финансовой политики.
1. Учёт конкретных
исторических условий и
2. Научный подход к
выработке финансовой политики.
Знание и учёт всех факторов,
влияющих на общественное
3. Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. С одной стороны это согласование мероприятий финансовой политики во всех звеньях финансовой системы, с другой стороны – обеспечение тесной взаимосвязи между функциональными частями финансовой политики (денежно-кредитной политики, ценовой политики, инвестиционной политики, таможенной, экспортной).
4. Результативность финансовой
политики. Реализация мероприятий
финансовой политики должна
На современном этапе финансовая политика является составной частью общей экономической политики, и её цели исходят из целей общеэкономических.
Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление финансами с учетом
специфики звеньев системы
- общность функций всех
- общее руководство центром
при активном участии всех
нижестоящих органов
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.
Главной целью финансовой политики
на макроуровне является – улучшение
благосостояния народа страны, а на
микроуровне это улучшение
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:
- налоговой политики;
- бюджетной политики;
- денежно-кредитной политики;
- ценовой политики;
- таможенной политики;
- социальной политики;
- инвестиционной политики;
- внешнеторговой политики.
Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:
- достижение социальной стабильности в обществе;
- оздоровление государственных финансов;
- восстановление нормального функционирования банковской сферы;
- поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
- достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
- создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
- меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.
Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
- дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
- оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;
- создание единого реестра налогоплательщиков;
- усиление налогового администрирования;
- реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная политика сводится к:
- определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
- установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;
- оптимизации структуры расходной части бюджета;
- распределению расходов между бюджетами разных уровней;