Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 00:19, реферат

Описание работы

Рыночная экономика, при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Содержание, значение и цели финансовой политики ….…………….5
Виды финансовой политики ………………………………………….12
Заключение………………………………………………….………….15
Использованная литература……………………………….…………..17

Файлы: 1 файл

финансовая политика КР фин-кред сист.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по учебной  дисциплине:

«ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА»

 

на тему: «Финансовая  политика государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2011г.

Содержание.

 

 

Введение…………………………………………………………………3

Содержание, значение и  цели финансовой политики ….…………….5

Виды финансовой политики ………………………………………….12

Заключение………………………………………………….………….15

Использованная литература……………………………….…………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Рыночная экономика, при  всём разнообразии её моделей, известных  мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо ещё  и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в  этих условиях приобретают правильные решения, приводящие к стабилизации экономической ситуации, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства.

Финансовая система – совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством  которых в рамках той или иной социально-экономической формации осуществляется образование и использование фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовой системой. На финансовую систему возложено  решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для  проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  использования финансовых ресурсов  при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также  и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

 

 

 

 

Содержание, значение и цели финансовой политики.

 

Сущность политики выражают отношения между социальными  группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и  реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической  политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует  достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному  использованию финансов.

Главная цель финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов на базе экономического роста, наращивания государственных финансов для более полного удовлетворения общественныхпотребностей.

Содержание финансовой политики многогранно и может  быть представлено как единство трёх составных частей:

1)  выработка научно  обоснованных концепций развития  финансов;

2) определение основных  направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3) осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

По признакам длительности периода и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия  – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач. Финансовая стратегия обычно выступает в форме глобальных, целевых программ государства, обеспечивающих концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика  – охватывает меньший конкретный период времени и связана с разработкой более узких конкретных задач и конкретных мероприятий, практических действий. Обычно содержит привязку к календарным срокам и расчёты ресурсов и средств необходимых для выполнения мероприятий.

Финансовая стратегия  и тактика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. С одной стороны тактика действует в рамках целей и направлений, заданных финансовой стратегией. С другой стороны финансовая стратегия может быть изменена в зависимости от результатов решения тактических задач.

Требования к формированию финансовой политики.

1. Учёт конкретных  исторических условий и особенностей  момента. Это означает, что финансовая  политика должна исходить из  потребностей развития общества  на данном этапе, учитывать  особенности внешней и внутренней  обстановки, учитывать возможности государства.

2. Научный подход к  выработке финансовой политики. Знание и учёт всех факторов, влияющих на общественное развитие, соответствие объективным законам  экономики, знание и учёт выводов  теории финансов и т.п.

3. Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. С одной стороны это согласование мероприятий финансовой политики во всех звеньях финансовой системы, с другой стороны – обеспечение тесной взаимосвязи между функциональными частями финансовой политики (денежно-кредитной политики, ценовой политики, инвестиционной политики, таможенной, экспортной).

4. Результативность финансовой  политики. Реализация мероприятий  финансовой политики должна предусматривать  финансовую отдачу и её постоянный  рост.

На современном этапе финансовая политика является составной частью общей экономической политики, и её цели исходят из целей общеэкономических.

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих  принципах:

- управление финансами с учетом  специфики звеньев системы финансов;

- общность функций всех финансовых  учреждений;

- общее руководство центром  при активном участии всех  нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость от конечной цели;

- макроэкономическая сбалансированность  всех отраслей хозяйства;

- соответствие интересам всех  членов общества;

- использование экономических  законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Главной целью финансовой политики на макроуровне является – улучшение  благосостояния народа страны, а на микроуровне это улучшение благосостояния собственника.

 

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики — финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:

- налоговой политики;

- бюджетной политики;

- денежно-кредитной политики;

- ценовой политики;

- таможенной политики;

- социальной политики;

- инвестиционной политики;

- внешнеторговой политики.

 

Для реализации финансовой политики необходима система социально-экономических приоритетов:

- достижение социальной стабильности в обществе;

- оздоровление государственных финансов;

- восстановление нормального функционирования банковской сферы;

- поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;

- достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

- создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

- меры по искоренению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

- дальнейшее комплексное реформирование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

- оптимизация налоговых и таможенных льгот и преференций;

- создание единого реестра налогоплательщиков;

- усиление налогового администрирования;

- реструктуризация в обоснованных случаях пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика сводится к:

- определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

- установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

- оптимизации структуры расходной части бюджета;

- распределению расходов между бюджетами разных уровней;

Информация о работе Финансовая политика государства